- Трудовой кодекс РФ. М.: Проспект - 2002.
- СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3176; 2002. N 21. Ст.1915.
- Аколов Д. А., Сулейманова Г. В. Трудовое право: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2002. С. 402.
- Вестник Московской городской Думы. 2002. N 2. Ст.300.
- Гейц Н. В. Трудовой кодекс РФ. Профессиональный комментарий для бухгалтеров. М., 2002. С. 233.
- Гуреев В. И. Основы социальной статистики: метод, система показателей, анализ. М. 2001.
- Забрамная Е.Ю. Разграничение правотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. М., 1999. С.10.
- Залесский Б. Б., Чиканова Л. А. Материальная ответственность работодателя и работника: Постатейный комментарий к разделу XI Трудового кодекса Российской Федерации. М., 2002. С.10.
- Занятость и безработица в 2003 г. // Вестник РЭО, № 114 от 6.02.2004 г.
- Заславский И. О пользе рынка труда/Вопросы экономики. №9. - 2000. С. 23.
- Кабутов М. Занятость населения в условиях становления рыночных отношений (на материалах республики Таджикистан). Дисс. : докт. экон. наук. Душанбе, 2000.
- Как заставить директора быть честным// Рос. газета. 2002. 14 дек.
- Капелюшников Р. Российская безработица: оправдались ли опасения. Доклад на Международной конференции "Экономический рост: после коммунизма" 20-21 марта 2003 г.. - М.: Центр трудовых исследований ГУ-ВШЭ, ИМЭМО РАН, 2003 г.
- Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. 2001. N 9. С.37-42.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/ Отв. ред. Ю. П. Орловский. С. 532.
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/ Под ред. С. А. Панина. М., 2002.
- Курбатова М. В. Рынок труда: Теоретические проблемы, тенденции становления российской модели. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. С.36.
- Курс российского трудового права. Т.2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы). Маврин С. П., Пашков А. С., Хохлов Е. Б. М.: Проспект - 2002.
- Лушникова М. В. К вопросу о самозащите в трудовом праве// Судебно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. науч. трудов/ Отв. ред. М. Ю. Федорова. Омск, 2002. С. 116-123.
- Окунев В. А. Рынок труда и его влияние на общий рынок России. М.: Изд-во Экономика, 2000.
- Погосян Г. Р., Жуков Л. И. Экономика труда. -M.: Экономика. 2001. С. 40-42.
- Погосян Г. Р., Жуков Л. И. Экономика труда. -M.: Экономика. 2001.
- Пупышева И. Открытый урок трусости// Труд. 2002. 10 июля.
- Рыкова Е.А. Профессиональное обучение безработных граждан в системе начального профессионального образования. Дисс. ... докт. пед. наук. М., 2001.
- Сергеева И.И. Вероятностные методы исследования проблем занятости и безработицы // Вопросы статистки. - 2000 - № 7. - С. 18-21.
- Сидоров А. А за простой ответишь// Труд. 2002. 11 февр.
- Стрела Г., Коржавин Г. Как отстоять свою зарплату?// Рос. газета. 2002. 7 июня.
- Трудовое законодательство. Гусов К. Н., М.: Проспект - 2000, 496 стр.
- Трудовое право. Водопьянов В. П. М.: ПРИОР - 2002.
- Устав Международной организации труда и Регламент Международной конференции труда. Женева: Международное бюро труда, 1996. С.5-23.
- Федерация в зарубежных странах/ Отв. ред. Д.А. Ковачев. М.: Юридическая литература, 1993.
- Чижикова Л. С. Стратегия занятости, Москва 2000.
Похожие книги - Ю.А. Цыпкин. Управление персоналом. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 448 с.
- Криста Колодей. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления. – М.: Гуманитарный центр, 2007. – 366 с.
- Е.Б. Моргунов. Управление персоналом. Исследование, оценка, обучение. – М.: Журнал "Управление персоналом", 2005. – 552 с.
- В.И. Стародубов, П.И. Сидоров, И.А. Коноплева. Управление персоналом организации. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 1104 с.
- Л.В. Максимова. Управление персоналом. Основы теории и деловой практикум. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2009. – 256 с.
- А.Я. Кибанов. Основы управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2012. – 448 с.
- А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. Управление персоналом организации. Актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. – М.: КноРус, 2012. – 368 с.
- М.И. Каганский. На рабочем месте и дома. Беседы о бережливости. – М.: Издательство политической литературы, 1988. – 272 с.
- Управление персоналом. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 280 с.
- В.Т. Пихало, Ю.Н. Царегородцев, С.А. Петрова, Ю.Е. Ефремова. Управление персоналом организации. – М.: Форум, 2010. – 400 с.
- Выйди из памяти! Как забыть старую любовь и начать новую жизнь. Обретение истинной любви. Пошаговая программа по привлечению любящего и верного партнера в свою жизнь (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2012. – 240 с.
- Т.В. Бедяева, А.С. Захаров. Управление персоналом на предприятии туризма. – М.: Инфра-М, 2013. – 192 с.
- А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова. Экономика управления персоналом. – М.: Инфра-М, 2013. – 432 с.
- А.Я. Кибанов. Основы управления персоналом. Учебник. – М.: Инфра-М, 2014. – 448 с.
- А.Ю. Огнева, М.В. Меленчук. Управление персоналом организации. – М.: Проспект, 2016. – 66 с.
- Н.И. Архипова, С.В. Назайкинский, О.Л. Седова. Современные проблемы управления персоналом. – М.: Проспект, 2018. – 160 с.
- Н.В. Огнева, М.В. Меленчук. Управление персоналом организации. Учебно-методический комплекс. – М.: Проспект, 2017. – 66 с.
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |