- Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. М., 1990.
- Белътюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). М., 1977.
- Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963.
- Власова ТА. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., 1954.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 1966.
- Вопросы сурдопедагогики: История и современность: Межвузовский сб. научно-методических работ / Отв. ред. Е.Г. Речицкая. М., 2001.
- Воспитательная работа в интернате школы для глухих детей / Под ред. С.А. Зыкова. М., 1963.
- Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 2.
- Выготский JI.C. Основы дефектологии. М., 1995.
- Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 5. - М, 1983.
- Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики / Отв. ред. Е.Г. Речицкая, Б.П. Пузанов. М., 1999.
- Давыдов В Д. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/ Под ред. С.Г. Шевченко.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 224 с.
- Дошкольная воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993.
- Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогические исследования. М., 1957.
- Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М., 1974.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., 2000.
- Зыков С А. Методика обучения глухих детей языку. М., 1977.
- Зыков СА. Проблемы сурдопедагогики. Избранные труды. М., 1997.
- Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. 2002. - 176 с.
- Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. М., 2003.
- Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э. Баумана. М., 2000.
- Кантор В.З., Никитина М.И., Ленин Г.Н. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития. СПб., 2000.
- Карабанова О А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
- Кузьмичева ЕЛ. Развитие речевого слуха глухих. М., 1990.
- Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в школе для детей с нарушениями слуха. Метод, письмо. М., 1994.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие. - М.: Изд-во моск. университета. 1985. - 168с.
- Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. М., 2003.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1984.
- Марциновская Е.Н. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. М., 1986.
- Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова. М., 2000.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2001.
- Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: История, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М., 1992.
- Никитина М.И. Уроки чтения в школе слабослышащих детей. М., 1991.
- Пелымская Т.В. Выявление нарушений слуховой функции у детей 1-го и 2-го годов жизни (педагогический аспект) // Дефектология. 1987. № 6.
- Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 224 с: ил.
- Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 224 с: ил.
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Уч. пособ. для студ. высш. Уч.завед. - М.: Академия, 2004. - 160с.
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. -160 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I (II) вида. М., 2003.
- Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. М., 1971.
- Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабо-слышащими школьниками / Под ред. И.М. Гилевич, К.Г. Коровина. М., 1986.
- Развитие способностей глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой. М., 1994.
- Развитие устной речи у глухих школьников: Метод, пособие: В 2 ч. - Ч. I: Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учре-ждений для глухих детей / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина; Ч. II: О работе учителя-дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения для глухих детей / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
- Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981.-191 с., ил.
- Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973.
- Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности младших глухих школьников. Л., 1990.
- Речицкая Е.Г., Сошина ЕА. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. М., 2000.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология". - М.: Просвещение, 1986. - 192с.
- Селиванов В.С. Педагогика. - Смоленск. 2001. - 151с.
- Специальная педагогика // Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
- Специальная психология // Под ред. В.И. Лубовского. М., 2003.
- Сурдопедагогика : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с.
- Сурдопедагогика: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Никитиной. М., 1989.
- Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. В. Андреева, К. А. Волкова, Т. А. Григорьева и др.; Под ред. М. И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989. - 384 с.
- Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.
- Фрадкина Р.Н. Говорящие руки. М., 2001.
- Шаповал И А. Грамматика в школе для слабослышащих: личностно-деятельностный подход. Оренбург, 2000.
- Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. М., 1968.
- Шматко Н.Д. Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста. М., 1988.
- Янн ПА. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука / Пер. с нем. М., 2003.
- Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Пособие для студентов дефектологических факультетов. М., 2003
Похожие книги - Е.З. Яхнина. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. – М.: Владос, 2003. – 272 с.
- Т.Г. Неретина. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями. – М.: Флинта, 2011. – 186 с.
- В.Н. Могилева. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
- Е.И. Холостова. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 272 с.
- Е.С. Слепович, А.М. Поляков. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
- В.Н. Могилева. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
- О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. – М.: Форум, 2012. – 152 с.
- Т.Ф. Сергеева, Н.А. Пронина, Е.В. Сечкарева. Система работы с одаренными детьми. Теория и практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 288 с.
- Н.Н. Яковлева. Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Использование образовательного пространства мини-музея "Русская изба". – М.: Детство-Пресс, 2014. – 288 с.
- Л.В. Строганова. Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с.
- О.С. Рудик. Коррекционная работа с аутичным ребенком. Методическое пособие. – М.: Владос, 2015. – 192 с.
- Фелицата Денисенко und Владимир Нургалеев. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 164 с.
- Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 112 с.
- Макаренко А.С. Общение с трудными детьми. – М.: АСТ, Времена 2, 2014. – 320 с.
- С.В. Ихсанова. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 208 с.
- О.Д. Азбукина. Я читаю по слогам. Система работы с неговорящими детьми. Часть 2. – М.: Секачев В. Ю., 2018. – 32 с.
- О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. – М.: Редкая птица, 2017. – 152 с.
Описание предмета: «Коррекционная педагогика»Специальная (коррекционная) педагогика - это многоотраслевая наука, изучающая психофизиологические особенности
развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их воспитания, обучения и
коррекции онтогенетических недостатков. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных
коррекционных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения),
логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений,
которые занимаются решением как общих педагогических задач (всестороннее развитие и гуманистическое воспитание
личности, обучение, трудовое обучение, профориентация), так и специфических:
- коррекция нарушений развития;
- коррекционное обучение и воспитание;
- лечебно-профилактическая работа;
- профессиональная подготовка по доступной специальности;
- социокультурная интеграция и адаптация.
Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания,
отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней
(окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к
людям-инвалидам в целом.
Предметом специальной (коррекционной) педагогики является исследование закономерностей обучения, воспитания и
развития детей со специальными образовательными потребностями.
Объектом выступают определенные ученические коллективы, группы школьников, занятые тем или иным видом
деятельности, а также отдельные воспитанники и учащиеся специальных образовательных коррекционных дошкольных
учреждений, школ и школ-интернатов.
Основными задачами коррекционной педагогики как науки являются:
1. психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии;
2. изучение и обобщение передового педагогического опыта;
3. разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков
аномальных детей.
Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей:
- сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
- тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;
- олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы воспитания и обучения детей с умственной
отсталостью;
- логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков
речи.
Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских.
Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования
человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания
нетипичных детей.
Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с
психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из
невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии
(науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения,
развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и
наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение,
предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском
возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях
уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления
нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль
психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).
Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей осуществляется с
опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую психологические особенности детей
с проблемами.
Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии
с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, специальная
(коррекционная) педагогика разрабатывает специфические пути реализации данных принципов, средства и приемы
коррекционной работы, что и делает ее самостоятельной наукой.
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |