Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Раздел: Методические указания к написанию и оформлению студенческих работ

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных аттестационных работ

1. Общие положения
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 и Положением о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров и специалистов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» утвержденным ученым советом НИУ ВШЭ от 25.03.2011, протокол № 23, защита выпускной аттестационной работы является обязательной составляющей итоговой государственной аттестации выпускников НИУ ВШЭ.
Требования к выпускным аттестационным работам определяются уровнем основной образовательной программы высшего профессионального образования и квалификацией, присваиваемой выпускнику после успешного завершения аттестационных испытаний.
После выбора темы выпускной аттестационной работы каждому слушателю назначается руководитель.
Защита выпускной аттестационной работы проводится на заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК) по защите выпускных аттестационных работ. К защите выпускной аттестационной работе допускаются лица, успешно сдавшие все контрольные формы образовательных модулей. Результаты защиты выпускной аттестационной работы определяются оценками по пятибалльной и десятибальной системе и являются основанием для принятия Государственной аттестационной комиссией решения об удостоверении права на ведение профессиональной деятельности и выдачи диплома государственного образца.
2. Выбор темы выпускной аттестационной работы
           2.1.Слушатель программы имеет право выбора темы выпускной аттестационной работы вплоть до предложения своей темы с обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы можно использовать «примерную тематику выпускных аттестационных работ». Тема выпускной аттестационной работы должна согласовываться с руководителем. Закрепление темы за слушателем осуществляется на основании личного заявления слушателя на имя руководителя Подразделения. Заявление об утверждении темы выпускной аттестационной работы и назначение руководителя подается в письменном виде на имя декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
Заявление необходимо подать не позднее 31 марта 2012 года.
Темы выпускных аттестационных работ слушателей программы и их руководителей утверждаются директором по дополнительному профессиональному образованию НИУ ВШЭ.
После издания приказа об утверждении темы выпускных аттестационных работ корректировке не подвергаются.
3. Организация работы по подготовке выпускной аттестационной работы

Подготовка выпускной аттестационной работы проводится в «Мастерских», созданных для  повышения качества работы и включения слушателя в групповую работу.   «Мастерская» создается  для повышения эффективности взаимодействия Мастера (руководителя выпускных аттестационных работ) и слушателей.

 В «Мастерскую» приглашаются слушатели для написания выпускных аттестационных работ по идентичной тематике, например, разработка брендовой стратегии и другие.
«Мастерская» является рабочей группой для подготовки выпускных аттестационных работ и состоит из Мастера (руководителя выпускных аттестационных работ) и слушателей в количестве 5 – 7 человек.
«Мастерская» функционируют ежегодно в период с апреля по июль текущего года.
Регламент работы «Мастерской»: 3 групповые контактные встречи продолжительностью 2 астрономических часа и подготовка отзыва на каждую выпускную аттестационную работу Мастером (не позднее 15 рабочих дней до защиты выпускной аттестационной работы).
Содержание встреч в «Мастерской»:

  • 1 заседание (до 20 апреля):

- обсуждение методологии написания выпускной аттестационной работы по утвержденной теме;
- передача шаблонов стратегий (если они отсутствуют);
- обсуждение первого этапа работы над проектом (анализ рынка, аудит функции в компании и др.);
- ответы на вопросы слушателей.

  • 2 заседание (до 30 мая):

- обсуждение результатов этапа  анализа данных для проекта;
- ответы на  конкретные вопросы  по проекту слушателя по заполнению шаблонов стратегий, плана и др. инструментов;
- обсуждение особенностей проектов слушателей.

  • 3 заседание (до 20 июня):

- просмотр готовых выпускных аттестационных работ и ответы на вопросы слушателей.

Мастер и рабочая группа слушателей (по взаимной договоренности)  могут использовать дополнительные каналы коммуникаций в процессе подготовки выпускной аттестационной работы.

Слушатель также имеет право самостоятельно выбрать руководителя выпускной аттестационной работы.
Руководителем должен быть преподаватель Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

4. Руководство

Руководство выпускной аттестационной работой слушателя осуществляет руководитель.
Руководителями должны быть эксперты или преподаватели Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
Один преподаватель Школы может быть руководителем не более пяти выпускных аттестационных работ.

Руководитель выпускной аттестационной работы обязан:

  • помочь слушателю сформулировать тему выпускной аттестационной работы и в разработке плана ее выполнения;
  • оказать помощь в выборе методики проведения исследования;
  • консультировать при подборе источников литературы и фактического материала;
  • давать квалифицированные рекомендации по содержанию выпускной аттестационной работы;
  • информировать руководителя Подразделения в случае несоблюдения слушателем графика выполнения выпускной аттестационной работы;
  • оценивать качество выполнения выпускной аттестационной работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, написать отзыв руководителя.

5. Требования к содержанию и оформлению выпускной дипломной работы
Технические требования: Формат А4; поля: левое-3,5см, правое – не менее 1,0см, верхнее и нижнее – не менее 2,0 см; шрифт Times New Roman, 14; межстрочный интервал- 1,0. Основные структурные части работы (введение, главы, заключение, список литературы, приложения и т.д.) должны начинаться с новой страницы. Страницы должны иметь сквозную нумерацию.
Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.
Требования к содержанию: выпускная аттестационная работа должна свидетельствовать о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных во время учебы теоретических знаний и практических навыков по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также применению этих знаний при решении разрабатываемых в выпускной аттестационной работе вопросов и проблем.
Выпускная аттестационная работа должна отражать навыки творческого изучения и решения актуальных проблем рассматриваемой темы.
Композиционно структура выпускной аттестационной работы должна иметь следующие части: введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, дается обзор информационной базы и литературных источников, раскрывается практическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, формулируются положения выпускной аттестационной работы.
В главах основной части подробно раскрывается тема выпускной аттестационной работы в соответствии с ее оглавлением. Обычно основная часть состоит из двух-трех глав:
- в первой - второй главе обозначается  выбранное направление, сфера. Далее,  проводится анализ внешней среды, затем анализ внутренней среды организации, которую описывает автор;
- в третьей главе разрабатывается стратегия, программа или маркетинг-план, обозначенный в теме выпускной аттестационной работы.
Содержание глав должно показать умение выпускника излагать материал по теме, анализировать и обобщать его. При раскрытии содержания глав можно использовать данные личного практического опыта.
В заключении подводятся итоги, формулируются основные выводы в соответствии с положениями, заявленными во введении выпускной аттестационной работы. Заключение может включать в себя практические предположения и рекомендации по использованию полученных в работе результатов.
В список использованной литературы включаются только те книги и источники, на которые есть ссылки в тексте выпускной аттестационной работы.
В приложения выносятся дополнительные материалы, которые помогают глубже раскрыть содержание работы. Ими могут быть копии документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы, положения из инструкций и правил и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, схемы, рисунки, фотографии и т.д.
Титульный лист и оглавление оформляются по установленному образцу.
Рекомендуемый объем дипломной работы – от 50 до 75 страниц печатного текста без приложений (из них на введение отводится от 3 до 5 страниц, на заключение – от 1,5 до 3 страниц).
Выпускная аттестационная работа должна быть переплетена.
Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах рекомендаций.
Выпускная аттестационная работа подлежит обязательному рецензированию.
         Правила написания буквенных аббревиатур. В тексте выпускной аттестационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, могут быть использованы вводимые лично авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.
        Правила написания формул, символов. Формулы располагают отдельными строками в центре листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой.
Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в работе. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.
         Правила оформления таблиц, рисунков, графиков. Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию (например, табл. 1, рис. 3). Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста выпускной аттестационной работы. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат вводятся соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.
При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений включаются в выпускную аттестационную работу со ссылкой на источник.
Правила оформления библиографического списка. Библиографический список включает в себя источники, используемые при написании выпускной аттестационной работы: научные, учебные и периодические издания (статьи из журналов и газет), законодательные и инструктивные материалы, статистические сборники и другие отчетные и учетные материалы, Интернет-сайты. Порядок построения списка определяется автором выпускной аттестационной работы и научным руководителем.
Способы расположения материала в списке литературы могут быть следующие: алфавитный, хронологический, по видам изданий, по характеру содержания, по мере появления в тексте.
При алфавитном способе фамилии авторов и заглавий произведений (если автор не указан) размещаются строго по алфавиту. В одном списке разные алфавиты не смешиваются, иностранные источники обычно размещают в конце перечня всех материалов. Принцип расположения в алфавитном списке – "слово за словом", т.е. при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д., при нескольких работах одного автора - по алфавиту заглавий, при авторах-однофамильцах - по идентифицирующим признакам (младший, старший, отец, сын - от старших к младшим), при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими - по алфавиту фамилий соавторов.
Хронологический список (составленный по году издания) целесообразен в том случае, когда основная задача списка - отразить развитие научной идеи. Принцип расположения заключается в следующем: описания под одним годом издания - по алфавиту фамилий авторов и основных заглавий (при описании под заглавием); описания на других языках, чем язык ВКР в алфавите названий языков; описание книг и статей - под своим годом издания, но в пределах одного года обычно сначала книги, потом статьи; описание книг, созданных самостоятельно и в соавторстве - в списке книг одного автора под одним годом сначала самостоятельно созданные, затем в соавторстве.
Список по видам изданий используется для систематизации тематически однородной литературы. При составлении таких списков обычно выделяются такие группы изданий: официальные государственные, нормативно-инструктивные, монографические, справочные и др. Их порядок и состав определяется назначением списка и содержанием его записей. Список по видам изданий целесообразен в работах по юриспруденции.
Библиографический список, построенный по характеру содержания описанных в нем источников, применяется в работах с небольшим объемом использованной литературы. Порядок расположения основных групп записей здесь таков: сначала общие или основополагающие работы, затем источники более частные, конкретного характера.
В библиографическом списке, составленном по порядку упоминания в тексте, сведения об источниках следует нумеровать цифрами с точкой. Связь ссылок и библиографического списка устанавливается по номеру источника или произведения в списке, заключенного в квадратные скобки.
При оформлении библиографического списка указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы. Для статей, опубликованных в периодических изданиях необходимо указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы.
Правила оформления ссылок на использованные литературные источники. При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Если делается ссылка на источник, но цитата из  него не приводится, то достаточно в круглых скобках указать фамилию автора и год в соответствии со списком использованной литературы без приведения номеров страниц. Такой порядок оформления ссылок на литературные источники позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.
Например: [15, c. 237-239]
(Гребнев, 1999)
(Fogel, 1992a, 1993a)
            Правила оформления приложений. Приложение – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчётных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.
В приложение не включается список использованной литературы, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться ее основным текстом. Приложения оформляются как продолжение выпускной аттестационной работы на ее последних страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.
6. Подготовка к защите выпускной аттестационной работы
Законченная и оформленная в соответствии с указанными выше требованиями выпускная аттестационная работа подписывается слушателем, руководителем и рецензентом и представляется слушателем в распечатанном виде вместе с письменными отзывами руководителя и рецензента в деканат Школы не позднее срока, установленного приказом о проведении защит выпускных аттестационных работ. Данный срок устанавливается не позднее, чем за 15 дней до защиты работы.
Сотрудник деканата расписывается в получении выпускной аттестационной работы и фиксирует срок ее сдачи в специальном журнале. Данный вариант выпускной аттестационной работы считается окончательным, он не подлежит доработке или замене.
Деканат Школы должен представить выпускную аттестационную работу вместе  с письменными отзывами руководителя и рецензента ответственному секретарю ГАК не позднее, чем за три дня до защиты. Получение отрицательного отзыва не является препятствием к представлению работы на защиту.
Если слушатель не представил выпускную аттестационную работу с отзывом руководителя и рецензента к указанному сроку, в течение трех календарных дней Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, ответственное лицо  представляет ответственному секретарю государственной аттестационной комиссии (далее по тексту ГАК) акт за подписью декана Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ о непредставлении слушателем выпускной аттестационной работы. Слушатель, не представивший в установленный срок выпускную аттестационную работу с отзывом руководителя не допускается к защите выпускной аттестационной работе. Слушатель, не допущенный к защите выпускной аттестационной работы, отчисляется из Университета за непрохождение итоговой государственной аттестации.
Отзыв  руководителя
В отзыве руководитель характеризует качество работы, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на недостатки, определяет степень самостоятельности и творческого подхода, проявленные слушателем в период написания выпускной аттестационной работы, степень соответствия требованиям, предъявляемым к выпускным аттестационным работам соответствующего уровня,  рекомендует выпускную аттестационную работу к защите.

 При написании отзыва  руководитель характеризует:
- актуальность темы;
- качество работы;
- положительные стороны;
- недостатки работы;
- практическую значимость и рекомендации по использованию;
- степень самостоятельности и творческого подхода;
- соответствие требованиям, предъявляемым к аттестационным работам;
- комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управление предприятием/организацией;
- рекомендует работу к защите.

 Рецензия (отзыв рецензента)
Кандидатура рецензента (руководитель организации, начальник отдела или департамента, в которой работает слушатель; внешний специалист-практик, владеющий вопросами, освещенными в выпускной аттестационной работе) подбирается слушателем самостоятельно.
В рецензии должен быть дан анализ содержания и основных положений рецензируемой работы, оценка актуальности избранной темы, самостоятельности подхода к ее раскрытию (наличия собственной точки зрения автора), умения пользоваться современными методами сбора и обработки информации, степени обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости. Наряду с положительными сторонами работы отмечаются недостатки работы. В заключение рецензент дает характеристику общего уровня выпускной аттестационной работы и оценивает ее, после чего подписывает титульный лист работы. Объем рецензии должен составлять от одной до трех страниц машинописного текста. Отзыв рецензента на выпускную аттестационную работу оформляется в соответствии.

Рецензия должна содержать:
- анализ содержания и основных положений рецензируемой работы;
- оценку актуальности избранной темы;
- умение использования современных методов сбора и обработки информации;
- степень обоснованности выводов и рекомендаций, достоверности полученных результатов, их новизны и практической значимости;
- недостатки работы;
- характеристику уровня выпускной аттестационной работы и оценку.
7. Процедура защиты выпускной аттестационной работы
Защита выпускной аттестационной работы проводится в установленное время на заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей её состава. Порядок и процедура защиты выпускной аттестационной работы определена Положением о ВКР НИУ ВШЭ.
Кроме членов экзаменационной комиссии на защите желательно присутствие руководителя и рецензента выпускной аттестационной работы, а также возможно присутствие, преподавателей и слушателей НИУ ВШЭ.
Защита начинается с доклада слушателя с использованием презентации (Power Point, на защите иметь электронную версию и два печатных варианта работы и презентации для членов ГАК) по теме выпускной аттестационной работы. Объем презентации – 8-10 слайдов. Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания проблемы и формулировки цели работы, а затем, в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, по главам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные разделы и интересные результаты, новизну работы, критические сопоставления и оценки. Заключительная часть доклада строится по тексту заключения выпускной аттестационной работы, перечисляются общие выводы из ее текста без повторения частных обобщений, сделанных при характеристике глав основной части, собираются воедино основные рекомендации. Слушатель должен излагать основное содержание выпускной аттестационной работы свободно, не читая письменного текста.
После завершения доклада члены ГАК задают слушателю вопросы, как непосредственно связанные с темой выпускной аттестационной работы, так и близко к ней относящиеся. При ответах на вопросы слушатель имеет право пользоваться своей работой.
После окончания дискуссии слушателю предоставляется заключительное слово. В своём заключительном слове слушатель должен ответить на замечания рецензента и членов ГАК.
После заключительного слова слушателя процедура защиты выпускной аттестационной работы считается оконченной.
Длительность одной защиты – 30 минут, из которых на защиту презентации отводится 20 минут (2-3 минуты на слайд), на дискуссию по теме выпускной аттестационной работы – 10 минут.
Результаты защиты выпускной аттестационной работы определяются на основе оценок:

  • руководителя за качество работы, степень ее соответствия требованиям, предъявляемым  к выпускным аттестационным работам соответствующего уровня;
  • рецензента за работу в целом, учитывая степень обоснованности выводов и рекомендаций, их новизны и практической значимости;
  • членов ГАК за содержание работы, её защиту, включая доклад и  ответы на вопросы во время дискуссии.

Результат защиты выпускной аттестационной работы слушателя оценивается по пятибалльной и десятибалльной системам оценки знаний и проставляется в протокол заседания экзаменационной комиссии, в которых расписываются председатель и члены ГАК.
В случае получения неудовлетворительной оценки при защите выпускной аттестационной работы, а также в случае неявки слушателя на защиту по уважительной причине повторная защита проводится в соответствии с локальным актом, регулирующим проведение итоговой государственной аттестации выпускников Университета.
По положительным результатам итоговой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий, государственная аттестационная комиссия принимает решение об удостоверении слушателям права на ведение  профессиональной деятельности и выдаче государственных дипломов о профессиональной переподготовке.

8. Апелляция выпускной аттестационной работы
Апелляция по результатам защиты выпускной аттестационной работы не допускается. Результат данного государственного аттестационного испытания может быть признан председателем ГАК недействительным в случае нарушения процедуры защиты выпускной аттестационной работы.

9. Хранение выпускной аттестационной работы
Защищенные выпускные аттестационные работы на бумажном носителе передаются в деканат Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ ответственному лицу, где хранятся в течение пяти лет, а затем сдаются по акту в архив Университета на хранение и по истечении срока хранения подлежат уничтожению.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Высшая школа маркетинга и развития бизнеса

Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Дмитрий
Защитился я на отлично, благодаря грамотной речи, выступил я лучше всех.