Раздел: Как написать студенческую работуКак написать работу по истории
С одной стороны может показаться, что
написать курсовик или реферат по истории - проще простого: набираешь
соответствующей литературы, сканируешь, компилируешь, расставляешь
ссылки, и работа готова.
Однако специфика курсовой или дипломной
работы по истории заключается в особом внимании преподавателей к использованным
источникам. Постраничные ссылки в хорошей работе могут занимать до
половины объема листа, а обзор источников - весьма весомая часть диплома
или курсовика.
Поэтому работу над темой по истории начинаем
с подбора литературы. Поскольку Интернет у нас всегда под рукой, начинаем
с поиска в сети источников, предложенных преподавателем.
Во-первых, может случиться такое чудо,
что они есть сами, целиком или частично, в электронном виде. Даже
развернутое оглавление может помочь в осознании степени нужности книги.
Во-вторых, достаточно много книг, необходимых
для работ по истории, можно найти в интернет-магазинах. Это дает нам
сразу три бонуса: аннотацию на книгу (она и для обзора источников
пригодится и для работы), знакомство с внешним видом (а вдруг преподаватель
начнет Вас пытать, какого цвета была обложка, дабы удостовериться
в вашей добросовестности) и, собственно, возможность ее купить.
В-третьих, в сети Вам обязательно встретятся
статьи, авторы которых ссылаются на тот или иной источник, дают его
анализ и оценку, зачастую весьма противоречивые (если авторы отстаивают
разные исторические концепции).
Несомненно, материал этих статей, или
даже монографий вполне может стать частью пресловутого курсовика по
истории, разумеется, с соответствующей ссылкой, например: «В своей
монографии "Древняя Русь на международных путях" А.В. Назаренко зачастую
акцентирует исследовательское внимание на "пангерманском" составляющем
древнерусской "международной политики"». И дальше - кусочек монографии
мэтра.
В процессе поиска материала к заданной
исторической теме Вам, скорее всего, встретятся ссылки на другую литературу,
а может и посчастливится наткнуться на уже готовый обзор литературы,
особенно, если тема популярная.
Итак, после недолгой, но интенсивной
работы в сети у Вас есть,
во-первых, расширенный список литературы,
во-вторых, почти готовый материал для
обзора источников,
в-третьих, хоть какой-то материал для
работы - статьи, монографии, нонеймовая информация об описываемом
историческом событии \ периоде \ деятеле, которая вполне пригодится
для формирования «скелета» выполняемой работы по истории. Не претендуя
на оригинальность, хочу Вас предостеречь от использования готовых
студенческих работ в сети, так как они всем преподавателям знакомы «в
лицо», да и неизвестно, насколько достоверна использованная в подобной
работе информация.
Итак, с весьма объемным списком литературы
вы идете в библиотеку. Чем больше список, тем больше вероятность найти
хоть что-то. На районные библиотеки надежды совсем мало: после 90-х
годов они пополнялись незначительно, и исторические разделы совсем
обеднели. ВУЗовские библиотеки вполне могут помочь, особенно если
ваша тема разрабатывалась педагогами кафедры истории, и существуют
их собственные публикации. Например, по теме «ЛИИЖТ в годы войны» материал
мне удалось найти только в библиотеке Санкт-Петербургского Государственного
Университета Путей Сообщения в виде двух методичек, написанных преподавателями.
Основная надежда на центральные библиотеки. Работать там не очень
удобно - книги приходится заказывать заранее, очереди большие, но
зачастую другого выхода нет, особенно, если тема достаточно узкая.
Так, работая над темой «Синьхайская революция», которая изначально
мне казалась весьма распространенной, хоть что-то информативное я
смогла найти только в Публичке.
Теперь, допустим, Вы сделали все, что
могли по добыванию информации и готовы приступить к написанию собственно
курсовой работы (диплома, реферата, эссе, рецензии, контрольной) по
истории.
Итак, введение.
Объем зависит от общего объема работы
и должен составлять около 10%.
Два абзаца на описание проблемы. Обзор
источников, который Вы уже практически подготовили, копаясь в Интернете
(хотя в курсовике или дипломе по истории он может быть и отдельным
разделом). Актуальность темы, которую всегда можно придумать - найти
спорный момент, обсуждаемый современными историками, провести аналогии
в современности с рассматриваемой исторической личностью или проводимой
политикой. Вот, например, актуальность темы «Социальная политика Рима
в эпоху солдатских императоров»: «В современной России, когда обострившаяся
политическая обстановка вынуждает правительство прибегнуть к укреплению
силовых структур, зачастую многие представители общественности, обращаются
к правлению "солдатских императоров" проводя соответствующие параллели.
Поэтому исследование данной эпохи и ее социальной политики представляется
весьма актуальным».
Цель работы - «исследование…» или «изучение…» темы
работы.
Задачи работы - «проанализировать, изучить,
рассмотреть…», а дальше - заголовки пунктов нашего плана…
Если требуется, вставляем абзац о методологии
исследования, но я предпочитаю опускать этот аспект, так как, на мой
взгляд, этот пункт излишне усложняет стилистику студенческой работы
по истории.
Не стоит доводить введение до чистового
варианта до завершения всей работы, но и оставлять «на потом» тоже
не стоит: четкая постановка цели и задач помогает собраться с мыслями
и рассортировать информацию.
Формирование структуры курсовика или
диплома по истории традиционно - три главы с подпунктами. Логика построения,
как правило, зависит от содержания, но в целом она сводится к следующей
цепочке: анализ предпосылок (экономические и политические предпосылки
революции) - анализ процесса - анализ последствий.
Описывая историческую личность, имеет
смысл придерживаться биографической логики изложения: путь к власти
- деятельность на посту… - значение деятельности (причины неудач).
Удобно формировать работу, если есть событийная канва, в которую можно
вплетать цитаты и мнения различных авторов, не забывая сопровождать
их ссылками.
Теперь - немного слов о заключении.
Заключение по объему должно составлять
5-10% от общего объема работы и включает в себя, как правило, сочетание
анализа предпосылок с оценкой последствий и значения изучаемого объекта.
Иногда в качестве заключения хорошо подходит краткое изложение данной
темы в одном из источников.
В заключение можно включить и «свое мнение»,
которое зачастую преподаватели хотят видеть в работе. Никто
не требует «открытия Америки», вполне достаточно сформулировать его
в виде «нам близка позиция …., т.к. она достаточно аргументирована
и подтверждается следующими фактами…» или «позиция….
достаточно интересна, однако вызывает сомнение…».
Автор: Юлия Крючкова
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|