Раздел: Обзор монографий и периодикиВысшее образование сегодня
За последние годы высшее образование в
мире претерпело столь существенные изменения, что кое-кто предлагает
остановить этот процесс или даже повернуть его вспять.
Внешние проявления этих перемен поразительны.
Повсюду выросло число студентов и учебных заведений. Появился новый
контингент студентов - выходцев из таких социальных групп, которые
раньше считались не способными выдвигать из своей среды образованных
людей. Созданы новые виды учебных заведений и новые методы обучения.
В некоторых странах студенческие демонстрации, вызванные не только
политическими проблемами, но и условиями и целями обучения, стали
не менее характерной чертой университетской жизни, чем экзамены.
Что касается внутренних изменений, то
высшему образованию пришлось приспосабливаться к информационному взрыву,
так как за последние годы ученый мир узнал о природе и человеке примерно
столько же, сколько человечеству удалось узнать в течение всего своего
существования до 2000 года.
Научно-техническая революция совпала с
периодом больших социально-экономических перемен во всех районах мира,
что потребовало пересмотра общепринятых целей высшего образования.
Возникло так много проблем, что в некоторых кругах стали всерьез поговаривать
о "кризисе образования в мире", поэтому необходимо указать новые пути
их разрешения.
В бывших социалистических странах и в
странах СНГ принцип планирования высшего образования и сегодня, в
основном, соотносится с общегосударственным экономическим планированием.
Хотя принципы такого планирования сегодня зачастую плохо определены,
новые альтернативные методы обучения, на основе частной системы в
экономике, прививаются долго. В некоторых западноевропейских странах
принцип государственного планирования образования носит случайный
характер, а более чем в 25 процентах университетов
и вовсе отсутствует.
Анализ современного состояния высшего
образования в различных районах мира и группах стран показывает, сколь
опрометчивы заявления о "всемирном кризисе образования", сделанные
без учета различий между отдельными группами стран.
Ряд новых явлений в развитии высшего образования
свойственен многим странам, но характер вызываемых ими последствий
обусловлен социальными, политическими и экономическими особенностями
каждой страны. Положение в вузах разных стран неодинаково: от напряженного
(с периодами полного нарушения деятельности университетов, например,
во Франции) до спокойного - в странах с общегосударственным экономическим
планированием.
Во многих странах существует и увеличивается
разрыв между деятельностью вузов и фактической потребностью в квалифицированных
кадрах для промышленности, сельского хозяйства, а также других отраслей.
Исключение составляют вузы тех стран, деятельность которых определена
генеральным государственном планом, что было непременным условием
при социалистической системе хозяйствования.
В других странах университеты плохо осведомлены
о потребностях государства, нередко они мало знают или совсем не представляют
себе, сколько специалистов и в каких областях нужны будут стране.
Вузы - и количественно и качественно -
не всегда непосредственно связывают свои программы с интересами государства.
Это приводит к неправильному соотношению количества выпускаемых специалистов,
вызывает "интеллектуальную безработицу", с одной стороны, и нехватку
необходимых специалистов - с другой.
Таким образом, перед странами с нестабильной
экономикой (такой страной, к сожалению, является пока Россия) встали
новые проблемы: как расширить возможности обучения, увеличить бюджет
и т. п. - т. е. проблемы, связанные с ростом числа абитуриентов. Но
не это сегодня главное. Видимо, основное внимание теперь нужно обратить
на качество, на определение целей высшего образования, пересмотр учебных
программ, повышение уровня подготовки профессорско-преподавательского
состава и лучшее использование имеющихся возможностей.
Несмотря на стремительный рост образования
в экономически слабых странах, качественное различие между вузами
развивающихся и развитых стран не только не сокращается, но, напротив,
увеличивается. Это касается как квалификации преподавателей и объема
материальных ресурсов, так и, соответственно, качества преподавания
и количества и уровня научно-исследовательской работы.
Некоторые страны, в том числе, Россия,
столкнулись с большими трудностями в подготовке квалифицированных
специалистов и их последующем трудоустройстве в том вузе, который
они окончили. Очень часто в вузе нет необходимых условий для проведения
научной работы: многие студенты получают хорошую подготовку за границей.
(В России сегодня весьма престижно получать образование в Европе и
в США), но возможность приложить свои знания у себя на родине столь
незначительна, что они остаются там, где могут использовать свои знания,
что также усиливает и "утечку мозгов".
Многие университеты, проявляющие значительную
активность в накоплении знаний и научной работе, не располагают ни
информацией, ни административными средствами, необходимыми для планирования
своей деятельности и управления собственными делами. Руководители
ряда вузов, требуя дополнительных средств, оборудования для учебной
и научной работы, создания все более благоприятных для них условий,
не знают, как использовать те возможности, которыми они уже располагают.
Вузы, как правило, не способствуют проведению
исследований, находящихся на стыке двух или нескольких научных дисциплин:
вместо создания духа соперничества они стараются оградить себя от
него. Ревностно соблюдаемая университетами автономия отрывает их от
социально-экономического окружения, и зачастую они оказываются в плену
традиций, восходящих к средневековью.
Информация о социальном происхождении
и экономическом положении студентов была скудной, но и эти данные
свидетельствуют, что, несмотря на стремительный рост числа учащихся,
во многих странах большие группы населения, особенно промышленные
и сельскохозяйственные рабочие, недостаточно представлены в вузах.
Очевидно, разные социальные группы получают неодинаковое начальное
и среднее образование, некоторые школы плохо, а то и совсем не связаны
с вузами; порой школа - просто "тупик" для тех, кто хотел бы продолжить
образование.
Многие страны не в состоянии обеспечить
студентам должного научного руководства и необходимых консультаций,
в результате чего молодежь часто выбирает "модные" в данный момент
специальности. Поэтому сейчас число студентов, изучающих общественные
науки, растет значительно быстрее, чем число студентов других дисциплин:
таким образом, в области техники и наук, крайне необходимых для экономики
страны, выпуск специалистов оказывается недостаточным.
Сегодня в России в ряде вузов наряду с
бесплатной вводится и платная система: абитуриент, не набравший конкурсный
балл, может заплатить за обучение. Однако идея неограниченного доступа
к высшему образованию часто оказывается нереальной, так как отбор
все равно существует: либо на предшествующих стадиях образования,
либо в виде высокого процента отсева.
Преподаватели вузов, несомненно, должны
обладать теми преимуществами, которые дает молодость и высокая квалификация.
Им постоянно приходится сталкиваться с изменениями ситуации в связи
с притоком в вузы студентов совершенно неоднородной подготовки, с
модификацией обучения из-за поступления новой информации и с непрерывным
ростом количества источников информации. Только для того, чтобы не
отстать от прогресса в науке, курс которой они читают в вузе, преподавателям
необходимо тратить чуть ли не все свободное время. В ряде стран организованы
систематические курсы повышения квалификации преподавателей высших
учебных заведений. Эта работа очень активно велась в бывшем СССР и
сегодня продолжается в России, правда, встречая ряд финансовых трудностей.
Одно из направлений дальнейшего развития
высшего образования - его демократизация. Однако, как показывает анализ
социального происхождения студентов, демократизация заключается не
только в увеличении числа студентов. Надо создавать соответствующие
учебные и материальные условия для того, чтобы все социальные группы
и классы получили доступ к высшему образованию.
В некоторых странах, в частности, в России
и Польше, созданы особые подготовительные курсы для молодых людей,
занятых на производстве и в сельском хозяйстве, чтобы помочь им поступить
в вузы. В других странах в этих же целях организуются центры продолженного
обучения, сочетающие обучение по радио и телевидению с заочным, чтобы
дать возможность получить высшее образование тем, у кого есть желание
и время.
Новый вклад в идею демократизации - обучение
в течение всей жизни и внедрение этого положения в систему высшего
образования. Привлечение людей разных возрастов в вузы также подготовит
их к выполнению новых функций, поможет справиться с информационным
взрывом, направив на курсы переподготовки, на которых может быть повышена
квалификация и проведена переподготовка выпускников.
Состав студенческих коллективов в Европе,
где в высших учебных заведениях учится более 40 процентов всех студентов,
получающих образование за границей, становится все более интернациональным.
Что касается русских студентов, обучающихся за рубежом, то информация
на эту тему практически отсутствует. Телевизионные программы Российского
телевидения имеют возможность информировать примерно 300 миллионов
потенциальных зрителей, поэтому создание таких программ могло бы помочь
заинтересованным учебным заведениям в Европе, и Америке привлечь студентов
из России и стран СНГ.
Самая большая трудность в подвижности
высшего образования - ускорение подготовки европейской конвенции об
эквивалентности дипломов. Сейчас надежные соглашения существуют только
между бывшими социалистическими странами и между Скандинавскими странами.
(По материалам ЮНЕСКО)
Михаил Приоров, интернет-редакция
Сайт радиокомпании "Маяк"
Автор: Михаил Приоров
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|