Раздел: Обзор монографий и периодикиУчиться, чтобы работать - почему выпускники вузов не находят себе применения по специальности
Ответить на этот вопрос пытаются сегодня
все заинтересованные властные структуры и общественные организации,
и в первую очередь само Министерство образования и науки РФ. Если
оперировать более точными данными, то и министерские мониторинги,
и мониторинги независимых экспертных общественных организаций утверждают,
что более 50% выпускников вузов не используют в своей работе узкопрофессиональные
компетенции. То есть этим молодым людям вполне бы хватило тех знаний,
которые они получили за три года обучения в вузе. И они изначально
не были ориентированы на получение именно конкретной профессии. Если
приблизить эту сумму к нуждам каждой семьи, то получается, что приблизительно
35% средств самих семей и 25% бюджетных средств используются в результате
всего этого совсем не эффективно. И это все на фоне того, что около
80% российских семей считают высшее образование самым важным фактором
для своих детей. Но бывает, что молодой человек и был настроен работать
по своей профессии, но у него ничего не получилось. Почему так произошло?
В первую очередь, считают работодатели,
потому что потребители образования не обеспечены элементарной информацией
даже об относительном качестве образовательных программ и потребностях
рынка. Есть, конечно, и другие причины, почему выпускники не хотят
и не могут работать по специальности. Аналитический центр «Эксперт»
и Совет по профобразованию в рамках общественной организации «Деловая
Россия» провели мониторинги (опрашивая работодателей) и сделали свои
выводы. Некоторые из этих выводов мы публикуем ниже.
По мнению экспертов, выпускники российских
вузов даже при хороших знаниях не обладают некоторыми хоть и простыми,
но очень важными умениями. В первую очередь навыки самопрезентации,
иначе говоря, профессионально-коммуникативные навыки у выпускников
практически отсутствуют. На Западе этому учат, а в наших вузах – нет.
В результате выпускники не умеют говорить с профессионалами на одном
и том же «профессиональном» языке. Это общее положение. Что же касается
конкретных профессий, то, в частности, в экономических специальностях
(которые сегодня очень популярны) нужны специалисты западного образца.
Хотя и здесь есть свои нюансы. Для наших небольших (самобытных) организаций
требуются специалисты младшего и среднего звена, и стандартизированная
(западного образца) подготовка здесь уже не подходит. Здесь требуются
менеджеры этакого «местечкового» разлива.
Компьютерные гении требуются везде. Но
эти молодые специалисты имеют сегодня завышенные самооценки и слишком
большие амбиции. Поэтому и здесь бывает «несовпадение» интересов.
Эксперты проследили и отношение работодателей
к базовому образованию. Спрос на лириков и технарей практически одинаков.
В одних компаниях ценятся лирики и гуманитарии. Особенно незаменимы
они там, где требуется больше непосредственного общения с клиентами.
В других компаниях ценят больше технарей. Там, где гуманитарий «проскочит»
на эрудиции, технарь копает до самых корней. От самих вузов работодатель
требует одного: больше преподавателей-практиков.
Ну и, конечно, вывод экспертов таков.
Система образования испытывает недостаток в информации о потребностях
рынка труда. С одной стороны, бизнес не может диктовать системе образования,
сколько и каких специалистов готовить, потому что его потребности
сиюминутны, а человеческий капитал – фактор долговременный. Но, с
другой стороны, бизнес может и должен влиять на подготовку специалистов.
Что нам диктует рынок сегодня? Какие специальности будут на пике интереса
у работодателей?
Во-первых, потребности рынка определяют
увеличение доли людей с высшим образованием. Это не только особенность
российских «привязанностей», это еще и мировая тенденция. Во-вторых,
на спрос во многом будет влиять региональный фактор. Даже в силу того,
что и начальное, и среднее профессиональное образование фактически
отдали «на откуп» регионам. В-третьих, работодатели проявляют больше
интереса к техническому бакалавриату. Итак, работодателям Москвы,
например, нужны будут в большом количестве специалисты гостиничного
и банковского дела. Фармацевтика и строительство будут расти опережающими
темпами в крупных городах. Сохранится устойчивый интерес к специалистам
по нефтепромышленности, автомобилестроению и газовой отрасли.
Эксперты утверждают, что в ближайшее время
возрастет спрос на второе высшее
образование.
Наталья Савицкая.
Учиться, чтобы работать.
Независимая газета, № 252 (3365)
19 ноября 2004 г. http://www.ng.ru/education/2004-11-19/9_vuz.html
Автор: Наталья Савицкая
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|