Раздел: Дела житейскиеТяжело в учебе - легко в сессии
Вот остались позади все волнения, связанные с вступительными экзаменами, все документы в порядке и у вас в руках заветная красная книжечка - ваш студенческий билет. Впереди еще долгих пять лет учебы, и мы постараемся подсказать вам, как сделать эти годы не мучением, а настоящим полноценным процессом обучения. Итак, начнем.
“От сессии до сессии живут студенты весело!” - и действительно, когда заканчивается учебный семестр, многие сталкиваются с бездной проблем, связанных с предстоящей сдачей зачетов и экзаменов. Максимально упростить себе сессию еще до ее начала поможет следующая схема:
Самый простой способ сдавать зачетную сессию (з.с.- это то, что предшествует зимним и летним экзаменам и обычно начинается 15 декабря или 15 мая) - это получать зачет - “АВТОМАТ”. Секрет успеха простой: посещаемость, работа на семинарах (выступления, доклады), вовремя сданные курсовые и рефераты. Если ваш преподаватель не объяснил вам с самого начала, как будет проходить работа и чем это все “грозит”, берите смело инициативу в свои руки и выясняйте все самостоятельно:
- Ф.И.О. преподавателя - Не все преподаватели представляются своим студентам (никто не знает почему?), поэтому, чтобы не попадать в идиотское положение, отвечая на вопрос “А кто ваш преподаватель?” - “Ну такой…с усиками…”, сами попросите вашего сэнсея представиться и поинтересуйтесь, на какой кафедре он преподает и как его можно найти (на случай непредвиденных обстоятельств).
- Название предмета и курса. Это может звучать так: предмет - “Всемирная литература”, а курс - “История западной литературы”.
- План семинарских занятий. Это такая маленькая брошюрка, а то и вовсе 2-3 листа, где курс расписан по занятиям с перечислением вопросов к каждому семинару и списком соответствующей литературы.
Ваша задача - выяснить у преподавателя, где можно взять эту разработку и узнать, являются ли (этот вопрос решает только преподаватель) вопросы к семинарам темами будущих докладов. Дальше все зависит только от вашей инициативы и желания учиться.
Незадолго до окончания семестра найдите на кафедре или узнайте у преподавателя, имеются ли вопросы для зачета (билеты для экзамена). Положительный результат поиска во много раз упрощает вам подготовку к сдаче.
Литература. Часто бывает, что основных учебников, указанных в методичке, недостаточно для полноценной подготовки к зачету (экзамену), поэтому попросите преподавателя порекомендовать вам дополнительную литературу (статьи, монографии, сборники документов).
Теперь, когда вы уже располагаете достаточным количеством информации, можете приступать к учебной работе.
Работа в учебном семестре
С чего начинается театр, знают все, и ВУЗы тоже не исключение в этом плане. Поэтому и мы начнем разговор…с вешалки. Как бы вы ни опаздывали, будьте любезны, сдайте ваше драгоценное пальто (куртку, косуху или медвежью шкуру) в гардероб, благо их целых три на цокольном этаже нашего института. И - бегом в аудиторию. Если вы не “отличаетесь” завидным качеством опаздывать на занятия, то для вас следующие ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ на лекциях и семинарах:
- Преподавателя студенты приветствуют вставанием (как и в школе).
- “Хождения” во время лекции не приветствуются, поэтому, если не хотите “прославиться” публичным замечанием со стороны лектора с последующим занесением в его личный “черный список”, не провоцируйте его своим “неуставным” поведением.
- Не выкрикивайте с места, если вдруг вам что-то непонятно в ходе лекции. В лучшем случае поднимите руку, и если лектор посчитает нужным прервать свое выступление, он ответит на ваш вопрос. Самым лучшим же местом для дискуссии являются семинарские занятия.
- Знайте в лицо (и по имени) старост своего курса и академической группы. Именно старостам преподаватели групп сообщают о семинарах, различных мероприятиях, раздают разработки для семинаров, а также вожделенные вопросы к зачетам и билеты к экзаменам. Поэтому если вы пропускали занятия, поинтересуйтесь у своих старост о грядущих событиях.
- Если вы журналист до мозга костей и хотите увековечить лекцию, записав ее на диктофон, то предварительно спросите разрешения самого лектора ПЕРЕД началом занятия.
Как записывать лекции?
Молча…. (хи-хи, шутка). Записывать или не записывать лекцию - дело каждого, но, как показывает практика, именно конспекты являются палочкой-выручалочкой при подготовке к экзамену или зачету, а также в случае, если не удалось найти достаточно материала по курсу. Некоторые преподаватели имеют привычку проверять, как записывают лекции их студенты (обычно это происходит на зачетах). Свежеснятые ксерокопии с чьих-то лекций могут сослужить вам дурную службу. Поэтому застраховать себя на зачете от ехидной фразы преподавателя (Как же вы этого не знаете?!! Я вам говорил это на лекции, а вы, видимо, не писали или не присутствовали?) можно (отчасти) добросовестным конспектированием лекции.
Если вы решили следовать нашему совету, то не старайтесь записывать ВСЕ ПОДРЯД. Очень часто можно увидеть несчастное выражение лица у первокурсников и услышать жалобные вопли: “Ой-ой!!! Я не успеваю записывать… повторите, пожалуйста!!!”. Лекция - это не диктант по русскому языку (хотя, если лектор - добрая душа, то он, наверняка, повторит), поэтому старайтесь облегчить себе задачу следующим образом:
- Пишите тему лекции и число (а то потом не найдете, где начало, где конец), если пишете на отдельных листах - нумеруйте страницы.
- Старайтесь записывать тезисно, а некоторые слова, например: “который”, “следовательно”, “точка зрения” и etc, сокращать до “кот.”, “след.” и “т.з”. Главное, чтобы вы могли потом разобрать свои собственные сокращения.
- Учителя в школе до хрипоты твердят о полях в тетрадях и абсолютно правы: во-первых, с полями вид у любой работы аккуратнее, а во-вторых, поля - это как раз то бумажное “НЗ”, куда можно дописать свежие мысли или новые факты, в процессе семинара или подготовки к зачетам и экзаменам.
Подготовка к семинарским занятиям
Обычно семинарские занятия проводятся в конце лекционного курса или чередуются с лекциями, что указывается в расписании занятий. Предполагается, что добросовестные студенты к каждому семинару делают доклады и активно участвуют в дискуссиях. Так это или нет, вам предстоит выяснить самим, а мы постараемся подсказать, как лучше подготовиться к семинару.
Еще раз напоминаем, что ПРОПУСКАТЬ СЕМИНАРЫ НЕЛЬЗЯ!!!
Независимо от того, есть в группе доклады или нет, нужно готовиться к семинару так, словно вы и есть единственный и бессменный докладчик. Польза от этого мероприятия будет в первую очередь вам.
Как готовиться к докладу?
Преподаватели либо назначают докладчиков, либо предоставляют студентам самим выбрать доклады к следующему семинару. Запаситесь планами семинарских занятий заранее и наметьте для себя наиболее привлекательные темы. Как правило, вопросы в методичках и есть темы докладов. И когда преподаватель задает традиционный вопрос “ Кто хочет взять доклад на следующий семинар”, не тормозите - это ваш шанс! Итак, тема выбрана (или назначена преподавателем) и, не дожидаясь последнего момента, приступайте к поискам материалов.
Иногда тема доклада звучит маловразумительно для вас, поэтому не стесняйтесь и спросите у преподавателя, О ЧЕМ НУЖНО РАССКАЗАТЬ в докладе и попросите его порекомендовать книгу или учебник, наиболее приемлемый для выбранной темы. В методичках обычно указывается ВЕСЬ перечень литературы по теме, а времени у вас не так уж и много, тем более, что обычный доклад длится приблизительно 5-7 минут.
Где искать материал?
В библиотеке, читальном зале, специальных кабинетах и в интернете. В библиотеках в первую очередь смотрите нужный материал в тематических каталогах, а затем в алфавитных (как пользоваться каталогом, вам объяснит лаборант или консультант в библиотеке).
Подготовка доклада
Не нужно лихорадочно ксерокопировать или сканировать заветные страницы из учебника - запутаетесь сами и насмерть утомите своих одногруппников монотонным зачитыванием чужих мыслей. Наметьте структуру доклада, самые важные имена, термины и даты, затем объедините в тезисы и сделайте вывод. Для удобства можете напечатать текст вашего доклада и периодически заглядывать в него уже в процессе выступления. Представьте себе, что вы готовите билет к экзаменам и от того, насколько вы уясните себе сам предмет (тему доклада в нашем случае), зависит ваш успех.
Выступление
Вы подготовили доклад и готовы выступить. Сразу оговорим, чего НЕ СЛЕДУЕТ делать:
- Пытаться быстренько “отстреляться” со своим докладом, зачитав его с места. Возможно, вам в будущем придется выступать перед разными аудиториями. Поэтому ломайте свои комплексы и страхи и учитесь сейчас, тем более, что ваши одногруппники все поймут и оценят.
- Не читайте по бумажке!!! Это утомительно и скучно для всех. Живой рассказ вперемежку с малоизвестными фактами всегда интереснее и намного лучше запоминается.
- Не избегайте вопросов! Будет лучше, если вы, закончив свое выступление, сами предложите аудитории задать вам вопросы по теме доклада. Семинар - это прежде всего коллективная работа, и преподаватель всегда готов вам помочь разобраться в сложных вопросах.
- Теперь несколько полезных советов для начинающих докладчиков. Мы уже сказали, что зачитывать доклад - не обязательно, но можно пользоваться записями для того, чтобы не потерять основной мысли. Если попадаются труднопроизносимые имена и названия, напишите их на доске. Этим вы поможете своим коллегам лучше запомнить материал. Не пытайтесь преодолеть свою скованность размахиванием рук и чересчур эмоциональной речью. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.
Письменные работы
Существует несколько видов письменных работ: курсовая, аналитическая справка, реферат и диплом. Мы вкратце расскажем обо всех видах, о том, как правильно оформлять работу, и дадим некоторые методические рекомендации.
Курсовая работа
Из самого названия уже ясно, что при написании нужно использовать теоретическую основу всего прочитанного вам курса. Как правило, это выбранная самим студентом или предложенная преподавателем тема в свете изученной теории. Объем курсовой работы от 20 до 40 страниц.
Аналитическая справка
Это КРАТКАЯ научная информационная работа, целью которой является анализ конкретной проблемы, позволяющей выяснить суть основных вопросов. Объем справки не должен превышать 10 страниц.
Реферат
От латинского refero - сообщаю. Краткое изложение содержания научных трудов и\или литературы по выбранной теме. Объем от 15 до 25 страниц.
Диплом
Это итоговая работа студента-выпускника, носящая исследовательский характер. Остряк Дж. Фрэнк Доуби считал, что “дипломная работа среднего выпускника есть не что иное, как кости, перенесенные из одной могилы в другую”.
Сроки сдачи работы назначает преподаватель, но, как показывает опыт, менее 35% студентов сдают свои труды в указанные даты. А зря, тот же самый опыт говорит о том, что написанная и сданная вовремя работа дает дополнительные баллы на экзаменах, а те, кто не успел, могут быть не допущены до самого экзамена. Делайте выводы, господа студенты.
Тема работы
Студент может выбрать тему сам или получить ее у преподавателя, но в любом случае она должна быть заранее согласована и утверждена научным руководителем. Работы, носящие исследовательский характер, должны быть связаны с прочитанным курсом.
После того, как темы выбрана и утверждена, можно приступать к сбору информации. Нельзя ограничиваться только парой-тройкой учебников, нужно обязательно использовать справочники, энциклопедии, периодику и монографии по данной теме. Это позволит продемонстрировать более широкий кругозор и показать актуальность вопроса. Все материалы можно найти в библиотеке, читальном зале и специальных кабинетах института.
Структура работы
Конечно, любая письменная работа - это творчество, но творчество, носящее научный характер, поэтому форма изложения должна быть четко структурирована, работы в виде эссе будут забракованы преподавателями.
1. Введение: о чем будет идти речь в вашей работе, на основании каких материалов или событий и актуальность выбранной темы. Введение не должно быть громоздким, 1- 2 страницы.
2. Основная часть. Как правило, состоит из нескольких глав или разделов, например, для аналитической справки 2-3, реже четыре. Разделы расчленяют тему на составляющие ее блоки и следуют в хронологическом или логическом порядке. Обязательно в конце каждого раздела делайте логический переход, чтобы в следующем разделе не терялась нить рассуждений.
3. Заключение. Это вывод, итог всей работы. Содержит краткие выводы, оценку и прогноз. По объему не должен превышать 2-3 страниц.
Оформление работы
Теперь несколько слов об оформлении работы. Каким бы бесценным ни было содержание, если работа оформлена плохо, преподаватель откажется ее принимать. Поэтому постарайтесь приучить себя грамотно оформлять любые письменные работы.
1. Работа должна быть представлена в печатном виде (компьютер, пишущая машинка). Кстати, на сайте МГИМО www.mzh.ru в разделе "Библиотека Аугштайна" есть хорошая методичка: “Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ” и еще масса полезных вещей.
2. Должны быть соблюдены отступы от полей и красные строки, интервал между строками 1,5 - 2. Размер шрифта основного текста 14, заголовки и название работы от 16 до 22. Формат бумаги А4.
3. Титульный лист - это лицо вашей работы. Для того, чтобы она (работа) не была “на лицо ужасной”, узнайте в лаборатории машинописи или на кафедре, как нужно правильно оформлять титульный лист.
4. Нумерация страниц - обязательна, не нумеруются только титульный лист и оглавление.
5. В работе обязательно должно быть оглавление и список использованной литературы (в алфавитном порядке). Список принято оформлять так: сначала фамилии авторов и полное название книги, место издания, издательство и год выпуска. (Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М., “Вагриус”, 1999.)
6. Все цитаты, цифры, фактические сведения должны сопровождаться СНОСКАМИ по той же форме, как и для списка литературы с указанием страницы; для периодики - название, год, для газеты - дата и полоса, для журнала - номер и страница.
7. Работа должна быть сшита (склеена, скреплена степлером или положена в специальную папку).
И напоследок пара дружеских советов.
Совет 1: Чаще бывайте в вашей библиотеке - о том, какие колоссальные возможности в ней кроются, знают считанные единицы, поэтому поспешите к ним примкнуть.
Совет 2: Не скачивайте работы из интернета, хуже от этого будет только вам, ибо многие преподаватели стараются идти в ногу с прогрессом, свободно владеют интернетом и знают наизусть все компьютерные сборники курсовых и рефератов.
Совет 3. Позаботьтесь о написании и оформлении работы заранее, так как наивный лепет о том, что у вас “работа готова”, но “сломался компьютер, кончился картридж, собака съела дискету” и т.д. абсолютно не действует на преподавателей.
Экзаменационная сессия
Вот и наступила ваша первая экзаменационная сессия. Бывалые студенты говорят, что сессия в институте - это “дольче вита” по сравнению со вступительными экзаменами. У вас еще свежи воспоминания о поступлении и, без сомнения, имеется определенный опыт, и, тем не менее, позвольте дать вам несколько рекомендаций.
Как готовиться к экзаменам?
Ваш джентльменский набор для сдачи экзаменов должен состоять из списка билетов (о том, где их взять, мы уже рассказывали), конспектов лекций и нескольких учебников. Если “раскопаете” в интернете чьи-то шпаргалки - тоже очень хорошо. Расписание экзаменов составляется таким образом, чтобы разрыв между двумя экзаменами был не менее 3 дней. Поэтому делите количество свободных дней на количество билетов и начинайте подготовку.
Выбирайте в первую очередь самые трудные для себя вопросы, т.к. потом у вас не будет времени их подготовить. То, что знаете хорошо, повторите в самом конце подготовки.
Если любите писать шпаргалки - ПИШИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ, есть вероятность, что в голове что-нибудь осядет (многие наши преподаватели в частной беседе признавали полезность написания “бомб”, но, тем не менее, обещали зверски покарать застуканных со шпаргалками в процессе экзамена).
Для устного экзамена полезно проговорить ВСЛУХ все билеты. Убьете таким образом кучу зайцев: запомните лучше материал, научитесь формулировать свои мысли и почувствуете себя гораздо увереннее.
Не игнорируйте консультации по предмету накануне экзамена, т.к. сложные билеты всегда можно обсудить с преподавателем.
Повторять материал по второму кругу лучше не одному, а с одногруппниками - выше вероятность, что лучше усвоите трудные вопросы.
Ночь накануне экзамена
Перед смертью, как известно, не надышишься, поэтому не сидите в предрассветной мгле с учебником в руках, пугая внезапно пробудившихся родственников красными глазами и сбивчивым бормотанием. 5-6 часов ночного сна станут для вас спасительным отдыхом в многочасовом ожидании под дверью аудитории, где будет проходить ваш экзамен. Старинная студенческая примета гласит, что ровно в двенадцать часов ночи накануне экзамена следует потрясти своей зачеткой у раскрытого окна и прокричать "Халява, прилетай". Знатоки также советуют положить заветную тетрадку (учебник, шпаргалки и пр.) под подушку, чтобы на следующий день успешно сдать экзамен.
В день экзамена
Главное - не впадайте в панику и попытайтесь максимально сосредоточиться. Если что-то не успели повторить - не смертельно, но сделайте выводы на будущее.
- Не забудьте зачетную книжку, ручку и несколько листов чистой бумаги для плана ответа (если у вас устный экзамен).
- Ваша одежда должна быть спокойных неброских тонов, лучше придерживайтесь делового стиля (африканские расцветки здорово бросаются в глаза, особенно на заядлых шпаргальщиках).
- Не опаздывайте на экзамен, тем более на письменный, и заранее выясните, где и когда он будет проходить.
- Каким по счету идти - решать вам самому, но лучше отвечать в первой пятерке.
На подготовку устного ответа обычно отводится 15-20 минут (хотя во многом это зависит от скорости опроса). Если подошла ваша очередь, спокойно идите отвечать и помните, что “кто ясно мыслит, тот ясно излагает”. Не мямлите и не мычите глупо, если не можете вспомнить ТО САМОЕ СЛОВО, старайтесь говорить бодро и уверенно. Экзамен - это всегда лотерея… + ваша подготовка и умение владеть ситуацией. Кем бы ни был ваш экзаменатор, он прежде всего живой человек, и можно всегда найти к нему подход. Не бойтесь дополнительных вопросов, т.к. это не всегда показатель того, что вы что-то не рассказали. Воспринимайте их как ваш шанс и, начав с одной темы, плавно переведите разговор на более знакомые для вас области предмета.
Что делать, если экзамен не сдан?
Первое и главное - не впадать в отчаяние. Не пытайтесь скандалить с преподавателем, обвиняя его в несправедливой оценке вашего ответа, сохраняйте собственное достоинство. Следующие рекомендации помогут вам добиться успеха на переэкзаменовке.
- Смиритесь с ситуацией. Обида - плохой помощник в подготовке.
- Относитесь к ситуации как к благоприятной возможности освоить то, в чем вы оказались недостаточно сильны.
- Определите, что вы конкретно не знали.
- Попытайтесь понять, в чем крылась причина вашего неудачного ответа (плохо подготовились, не уложились в отведенное время или, может быть, неправильно повели себя на экзамене).
- Попросите у уже сдавших товарищей материалы для подготовки, вряд ли вам откажут.
- Не теряйте время!!! Чем раньше начнете переподготовку, тем проще вам будет сдавать.
- Ставьте себе задачу не просто пересдать, а получить “отлично”. Чем выше планка, которую вы себе ставите, тем лучше результат.
НИ ПУХА ВАМ, НИ ПЕРА!!!
Источник: Официальный сайт Факультета Международной Журналистики Московского государственного института международных отношений (Университет) МГИМО МИД России http://www.mzh.ru/ http://www.mzh.ru/pervokursn.htm
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|