Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Раздел: Как написать студенческую работу

Технология ведения конспектов

Зачем вообще нужен конспект?
Некоторые преподаватели (преимущественно при стационарной форме обучения) требуют обязательного ведения конспектов и периодически собирают их на проверку. Конспект обязательно пригодится при подготовке к экзаменам. Например, с помощью моих конспектов к экзаменам готовились не только я и мои подружки-одногруппницы, но еще и две мои подруги на год и на два младше. Конспект даже может пригодиться во время работы. Несмотря на то, что мои конспекты ощутимо потрепаны тремя поколениями студентов - время от времени я прибегаю к их помощи, решая рабочие вопросы.

Конспектировать с непривычки не так-то просто.
Бесполезно пытаться записать дословно всю лекцию: средняя скорость русской речи составляет 125 слов в минуту, а среднестатистическая скорость письма человека - 50-70 слов в минуту.
Лектор не диктует в темпе, подходящем для дословной записи, а объясняет, рассуждает, ведет диалог с учениками и т.д. Следовательно, механический диктант не оставит возможностей для размышления и анализа услышанного и принесет больше вреда, чем пользы.
Таким образом, конспектирование становится полезным только тогда, когда записано самое существенное.
Конспектируя, студенту приходится одновременно слушать, анализировать, выбирать и писать. Студент должен отслеживать основные идеи из объяснения преподавателя, держать в уме ход объяснения целиком, одновременно записывая так, чтобы потом можно было прочесть написанное и восстановить в памяти содержание лекции.
И, самое важное, этими конспектами лекций придется систематически (или периодически :)) пользоваться. Следовательно, конспект нужно вести так, чтобы с ним потом можно было работать - и чтобы работать с ним было удобно.

Для успешного овладения технологией ведения конспектов достаточно усвоить несколько простых правил:

1. Убедитесь, что вы понимаете свой почерк.
Около 60% людей с трудом разбирают свои собственные записи. Следовательно, конспект нужно стараться вести разборчивым почерком, четко и аккуратно.

2. Покупайте для конспектов тетради с полями.
На полях вы сможете указывать дату лекции, помечать особо важные или непонятные места (!, ? и т.д.), делать специальные пометки, которые помогут вам пользоваться конспектом на экзамене (и такое бывает :)).

3. "Шапка" конспекта должна включать в себя следующие пункты: дата, тема, суть рассматриваемых на лекции вопросов (план лекции). Это значительно облегчит дальнейшую работу с конспектом.

4. Сделайте конспект наглядным.
Меня очень часто на экзаменах выручала зрительная память - мысленно перед глазами "всплывала" необходимая часть конспекта. Особенно это оказывалось кстати, когда речь шла о схемах, таблицах, последовательности действий.
Естественно, если конспект весь монотонно-синий, перед глазами "всплывать" просто нечему. Для наглядности конспекта советуют использовать различные приемы: составлять схемы, таблицы, зарисовки, выделять и подчеркивать, использовать ручки разных цветов. Не следует, конечно, пользоваться 18 разноцветными фломастерами, но 2-3 цвета при ведении конспекта помогут вам ориентироваться в нем, выделить наиболее важные места и т.д. С этой же целью можно подчеркивать или обводить рамочкой ключевые слова и самые важные фразы, выделять термины ПРОПИСНЫМИ буквами.

5. Не загромождайте страницу.
Отделяйте один смысловой отрывок от другого через абзац (красную строку). Не жалейте места - пропустите строчку-другую, оставьте немного свободного места после каждого пункта темы, чтобы можно было потом добавить пару строк при необходимости.

6. Не бойтесь спрашивать и дописывать конспект.
Если какую либо мысль лектора не удалось записать, нужно оставить место (можно сделать пометку на полях) и заполнить этот пробел, обратившись после занятия к одногруппникам или к преподавателю.
Если вам что-то непонятно, поставьте на полях вопросительный знак, и при первой же возможности спросите у преподавателя.

7. Старайтесь не пользоваться копиями чужих конспектов.
Если вы забыли тетрадь по какому-либо предмету, не отказывайтесь от ведения конспекта. Носите с собой на всякий случай самую дешевую тетрадку "на растерзание". Естественно, больше всего вам она пригодится для игр в "Морской бой", но иногда случаются непредвиденные ситуации - например, внезапная самостоятельная работа или забытая тетрадь. Придя домой, вы просто вложите листы с конспектом в соответствующую тетрадь.
Если же вы пропустили занятие, не поленитесь - перепишите конспект одногруппника от руки. Возможно, у вас возникнут вопросы к нему или преподавателю, да и свой почерк как-то роднее.

8. Неправильно написанное или ставшее неактуальным нужно зачеркивать аккуратно, но так, чтобы сразу было видно, что данный текст вымаран. Пару строчек можно зачеркнуть сплошной прямой линией, а рисунки, таблицы, схемы или абзац - двумя линиями крест-накрест. Я иногда наклеивала поверх зачеркнутого подходящий по размеру кусочек бумаги с новой, правильной, информацией.

9. Сокращайте слова, используйте символы.
Необходимо научиться писать текст не только разборчиво, но и быстро. Для того чтобы успевать конспектировать за лектором, не упуская ход объяснений, пользуйтесь общепринятыми сокращениями и изобретайте свои собственные. Однако следует пользоваться только понятными для вас сокращениями слов, дабы не тратить время на зашифровку и расшифровку написанного.
Лучше всего сокращать, оставляя корень слова. Короткие слова (5-7 букв) вообще не стоит сокращать. Можно сокращать часто встречающиеся специальные термины. Часто для сокращений используются математические символы, известные со школьной скамьи. Например:
">" значит "больше";
"<" значит "меньше";
"->" значит "далее" (очень удобный знак, когда записываешь последовательность действий);
"ЧТД" значит "что и требовалось доказать";
"мат." значит "материалы";
стрелочка вверх значит "повышение", а вниз - "понижение" и т.п.

10. Изучая материал самостоятельно - конспектируйте.
Самостоятельная работа с книгой имеет в ВУЗе не меньшее значение, чем лекции. Запись изучаемого - лучшая опора для памяти при работе с книгой.
Основной принцип конспектирования при работе с книгой - лишь самое существенное и в кратчайшей форме.
Различают три формы выписывания при работе с книгой:
- дословная выписка (цитата). Выписывая цитату, не забудьте указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, название издательства, год издания, страницу - эта информация в последующем может пригодиться для реферата, курсовой или диплома.
- тезисная форма записи, когда выписываются кратко сформулированные основные мысли автора.
- конспективная выписка. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста.

Старайтесь придерживаться этих правил - и ваши конспекты будут ценным подспорьем как в учебе, так и, возможно, в работе.

Автор: Литовченко Юлия

Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ольга Александрова, 06.06
Получила 5. Спасибо огромное. Ваша заслуга!