Раздел: Методические указания к написанию и оформлению студенческих работСамостоятельная работа с книгой - основной метод изучения истории
В системе организации учебного процесса по истории предусмотрено значительное увеличение доли самостоятельной работы студентов. Это соответствует современной концепции образования. С первого курса надо осознать необходимость приобретения навыков, способностей самостоятельно выявлять информацию, оценивать её важность, отбирать главное и использовать в процессе учёбы. Особое значение имеет умение работать с книгой, пользоваться библиотекой.
Самостоятельная работа с научной, публицистической, художественной литературой - главная форма изучения истории.
Это обусловлено, во-первых, тем, что работа с книгой имеет огромное познавательное значение. В течение тысячелетий люди не знали иного способа хранения и передачи потомкам результатов своей умственной деятельности, кроме рукописного, а затем печатного слова. Не случайно Александр Иванович Герцен писал: «Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совсем умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место». И даже теперь, в век науки и техники, аудио и видеозаписей, мультимедиа технологий, книга остаётся основой знаний, духовной культуры народа.
Во-вторых, самостоятельная работа с литературой имеет мировоззренческое, воспитательное значение. Творческое осмысление, критический анализ фактов, явлений, процессов, добывание знаний из различных источников способствуют формированию исторического мышления, собственного мироощущения. Богатый материал для исторического образования даёт непосредственное знакомство с источниками - трудами видных историков, архивными документами, мемуарной и эпистолярной литературой. Они передают атмосферу прошлых лет, раскрывают картину сложнейших проблем, способствуют целостному видению исторических процессов.
Наиболее эффективный способ творческого усвоения прочитанного - ведение записей. Преимущество этого метода состоит в том, что студент использует не только зрительную, но и двигательную память. Но главное - запись представляет собой творческий процесс, критический анализ изучаемого произведения, документа. Основные формы записей: план, выписка, тезисы, аннотация, резюме, конспект.
План - наиболее краткая форма записей, перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Приступая к составлению плана, необходимо написать название произведения, документа, дату и место издания, краткую характеристику обстановки, в которой оно было написано. План раскрывает логику автора, помогает лучше ориентироваться в произведении, сосредоточить внимание на главных вопросах. Планом удобно воспользоваться при подготовке к семинарам, экзаменам, зачётам, написании реферата и т. д.
Выписки - это либо цитаты, т. е. дословное воспроизведение в рабочей тетради (или на отдельных листках, карточках) того или иного отрывка изучаемого произведения, характерных фактов, статистических данных, либо краткое, близкое к дословному изложение таких мест. Выписки помогают глубже понять прочитанное, создают задел на будущее, позволяют избежать ошибок и неточностей при воспроизведении оригинала. Вот почему выписка - составная часть тезисов и конспектов.
Тезисы - это более совершенная форма записей. Они представляют собой сжатое изложение основных мыслей прочитанного. Особенность тезисов - их утвердительный характер (по-гречески «тезис» означает «утверждаю»). Тезисы не повторяют дословно текста прочитанного произведения, но близки к нему. В них излагаются более важные выводы и обобщения, воспроизводятся характерные высказывания автора.
Аннотация - ещё одна форма записей, являющаяся кратким обобщением содержания произведения. Аннотацией можно пользоваться, когда надо сохранить лишь общее представление о содержании книги, брошюры, статьи. Написание аннотации существенно отличается от других записей. План выписки, тезисы пишутся обычно в процессе чтения. Для того чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение. При всей краткости аннотация может содержать не только оценку книги, статьи, но и фрагменты авторского текста.
Резюме - краткая оценка прочитанного. Если аннотация характеризует содержание произведения, то резюме излагает его выводы, главные итоги. Эту форму записей полезно использовать в процессе подготовки доклада, реферата, когда требуется по данному вопросу прочитать и дать оценку различным точкам зрения.
Конспект - наиболее совершенная форма записей (от лат. conspectus - излагаю). В конспекте выделяется самое основное, главное. Следует иметь в виду, что изучение рекомендуемой литературы без тщательного и вдумчивого конспектирования весьма затруднительно. Конспектирование - это сложная и трудоёмкая работа, требующая определённых навыков.
Вот некоторые советы, облегчающие конспектирование:
1. Изучение произведения следует начинать с предварительного ознакомления с его структурой. Внимательно посмотрите, какие главы, разделы оно содержит, уясните характер и конкретно-исторические условия его появления. Важно научиться пользоваться научно-справочным аппаратом книги: примечаниями, приложениями, ссылками на источники, указателями предметными и именными. Немалую помощь окажут словари, справочники, энциклопедии. При первом чтении необходимо ознакомиться с произведением в целом, отметить самые существенные места, сделать заметки, составить план конспекта.
2. Приступать к конспектированию можно лишь тогда, когда достигнута полная ясность о прочитанном, осознана смысловая связь идей, фактов, понятна логика рассуждений автора. Конспектировать лучше при повторном чтении источника. Такое чтение и изучение позволит избежать повторений, более сжато и содержательно выразить мысли автора, лучше усвоить прочитанное. Надо стремиться к тому, чтобы основные положения были записаны словами автора с указанием страницы. Остальной текст можно передать своими словами.
Главное в работе с книгой - понимание прочитанного. При составлении конспекта шаблон недопустим. Возможны различные типы записей, так как произведения различны по содержанию и объёму, сложности, стилю и структуре.
Однако необходимо придерживаться следующих правил:
- в конспекте излагайте только главное, записывая своими словами, подкрепляйте цитатами с указанием источника;
- записывая, связывайте воедино главы, разделы, параграфы, основные вопросы;
- в конспекте должны быть зафиксированы исторические условия, предпосылки, время написания работы, задачи, проблемы, поставленные автором. Конспект должен быть ясным и кратким.
Рекомендуется записывать на полях собственные мысли, замечания, дополнения. Для того, чтобы в процессе познания участвовала зрительная память, старайтесь разнообразить шрифты, подчёркивать цветными карандашами главные положения и мысли.
http://www.ifmo.ru/history/history.files/display.files/metod.htm
Отечественная история: Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург,2003
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|