Раздел: Методические указания к написанию и оформлению студенческих работУчебно-методическое пособие по написанию дипломной работы для студентов специальности «История» дневной и заочной форм обучения
Введение
Выпускная квалификационная работа является одним из видов итоговых аттестационных испытаний выпускников. В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Выполнение выпускной квалификационной работы является обязательным для всех специальностей университета.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление соответствий знаний, умений и навыков выпускника требованиям государственного образовательного стандарта.
Задачи выпускной работы:
- систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические умения, полученные при обучении;
- закрепить умения планировать и осуществлять профессиональную деятельность на основе системного подхода к решению профессиональных задач.
Дипломная работа выпускника университета должна представлять самостоятельное научное исследование, которое характеризуется своими особыми целями и методами получения и проверки новых знаний.
Студенты, обучающиеся по специальности «история» (бакалавриат) выполняют выпускную квалификационную работу в течение последнего года обучения. Для подготовки работы предусмотрена преддипломная практика объемом 8 недель.
Раздел I. Основные этапы выполнения выпускной
квалификационной работы
1.1. Выбор и утверждение темы исследования
Тема дипломной квалификационной работы выбирается студентом совместно с научным руководителем. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, отвечать профилю специальности. Дипломная работа является квалификационной, и то, как студент умеет выбирать, и как он понимает тему исследования, характеризует его профессиональную подготовленность. Необходимо учитывать наличие исторических источников (особенно архивных документов) по теме и их доступность. Выбирая всероссийских масштаб исследования, студент должен осознавать неизбежность привлечения документов из центральных архивов страны. Дипломное исследование может быть продолжением темы, разработку которой студент начал в течение обучения: в ходе выполнения курсовых работ, подготовки научных докладов и т.п.
Примерные темы дипломных работ для студентов специальности «история»:
1. История местного самоуправления в контексте политической модернизации России (во второй половине XIX – начале XX вв.): историко-правовой анализ.
2. Железнодорожное строительство пореформенной России (на материалах Самарской губернии).
3. Развитие российской промышленности в начале ХХ в. до 1914 г. (по материалам Самарской губернии).
4. Инструмент самоуправления в России: историографические модели.
5. Проблемы и механизмы социальной поддержки женщин на Волжском автомобильном заводе в 70 – е годы ХХ в.
6. Создание автомобилестроительного комплекса в Куйбышевской области: демографический аспект.
В начале последнего года обучения (сентябре – октябре) темы дипломных работ после согласования с научным руководителем утверждаются на заседании кафедры.
После выбора темы от научного руководителя студент получает задание на дипломное проектирование, заполняет календарный план работы. Календарный план содержит выделение этапов работы, определение содержания работы на каждом этапе, сроки и объемы выполняемой работы. Задание и календарный план подписывается заведующим кафедрой.
1.2. Сбор источников и литературы по теме
Работу над дипломным исследованием следует начинать со сбора материала по теме. Должна быть изучена литература по выбранной теме (монографии, научные статьи, диссертационные исследования). Изучение научной литературы следует проводить по этапам:
- общее ознакомление с работой по ее оглавлению;
- чтение в порядке последовательности расположения материала;
- выборочное прочтение необходимой части произведения (главы, раздела);
- выписка представляющих интерес материалов;
- критическая оценка записанного, «чистовая» запись как возможный фрагмент текста будущей работы.
При изучении литературы не нужно стремиться к заимствованию материала. Главным в исследовании историка является анализ источников. В течение всей работы следует обдумывать найденную в работах исследователей необходимую информацию, фиксировать свои мысли. Тогда знакомство с трудами исследователей послужит основой для получения нового знания. При изучении литературы по теме используется не вся информация, в ней содержащаяся, а только та, которая непосредственно относится к проблеме исследования. Изучая литературу, необходимо следить за правильностью оформления выписок, чтобы в дальнейшем их можно было использовать. Целесообразно выписывать источник информации (фамилию, инициалы автора, название работы, место и год издания, издательство, количество страниц), указывать номера страниц, с которых делаются выписки. Выписки из литературы могут являться цитатами из текста, а также пересказом содержания какого – либо фрагмента.
Далее следует приступить к изучению опубликованных и неопубликованных источников. Здесь также необходимо уметь выделять главное в тексте, относящееся к теме исследования. Можно страницу тетради поделить пополам вертикальной чертой. С левой стороны делать выписки из источников, с правой –замечания, указания, где в тексте работы можно использовать данный фрагмент и т.п. Важно также точно и полно указывать источник информации. Если это архивный материал, фиксируется название архива, номер и название фонда, номер описи, номер и название документа, номер листа.
После изучения источников и литературы следует составить примерный план работы. В дальнейшем этот план может подвергаться корректировке.
После того как собран материал и составлен план, приступайте к непосредственному написанию работы.
1.3. Написание работы
Определите цель работы. Сформулируйте гипотезу.
Качество работы оценивается не только по содержанию и результатам работы, но и по ее литературному оформлению. Квалификационная работа должна быть написана грамотно, литературным языком.
Текст научной работы отличается от всякого другого, прежде всего, логичностью. Стилю изложения материала следует уделять особое внимание. Научное изложение состоит, главным образом, из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов. Для научного текста характерна смысловая законченность и целостность. Фразы должны быть простыми и понятными. В научном исследовании принято пользоваться безличной формой изложения, т.е., скажем, вместо выражений «мною доказано» или «я получил» следует использовать обороты «в работе доказано» или «в результате можно получить». Избегайте в тексте оборотов, свойственных публицистическому стилю. Следует помнить, что квалификация выпускника определяется знанием понятийного аппарата и умением его использовать.
Не рекомендуется использовать произвольные сокращения слов и словосочетаний. Следует употреблять только общепринятые сокращения и писать их правильно: гг. (годы); и др. (и другие); и пр. (и прочие); и т.д. (и так далее); и т.п. (и тому подобное); тыс. (тысяча); млн (миллион); млрд (миллиард).
1.4. Оформление работы
Представленная к защите квалификационная работа должна удовлетворять определенным требованиям оформления.
- Дипломная работа должна быть выполнена на стандартных листах форматом А-4.
- Поля: верхнее – 2 см.; нижнее – 2 см.; правое – 1,5 см.; левое - 3 см .
- Шрифт: Times New Roman
- Текст: кегль (размер) - 14 пунктов, растяжка по ширине, отступ 1,27 см; полуторный интервал, автоматический перенос слов.
- Ссылки: размер — 12; выравнивание по ширине, с выступом на 1 цифру сноски, одинарный интервал, нумерация сносок постраничная, начиная с каждой страницы.
- Заголовки параграфов: полужирный, по центру, без отступа, без переноса слов.
- Заголовки глав: полужирный, шрифт – прописные буквы, расположение по центру, без отступа, без переноса слов.
- Главы принято нумеровать римскими цифрами, а параграфы арабскими. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Параграфы начинать с новой страницы не принято.
- Все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку, кроме титульного листа, до последней страницы без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист. На нем цифра «1» не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Нумерация страниц: по центру, сверху, 14 пт; колонтитул 1,2 см.
Для удобства указанные параметры текста необходимо сохранить в шаблоне нового файла NORMAL.dot., который обычно находится по адресу: CXProgram files\Maicrosoft о?йсе\Шаблоны.
Объем дипломной работы не должен превышать 80 - 90 машинописных страниц (список использованных источников и литературы, приложения в это число не входят).
Таблицы, рисунки, схемы, графики, фотографии как в тексте, так и в приложениях должны быть выполнены на стандартных листах или наклеены на листы того же формата. Таблицы и другие материалы должны быть подписаны (указано их название) на лицевой стороне листа. Материалы приложений должны быть составлены таким образом, чтобы их основное содержание было понятно без чтения текста.
1.5. Подготовка и проведение защиты
Окончательно оформленная работа представляется научному руководителю не позднее чем за 1,5 месяца до защиты. Научный руководитель готовит отзыв. Отзыв содержит общую характеристику работы студента, отражает актуальность темы, степень самостоятельности проведенной дипломником работы, анализ положительных и отрицательных сторон, оценку новизны и практической значимости исследования, а также отметку выпускной квалификационной работы по четырехбальной шкале. Дается также заключение о рекомендации дипломной работы к защите в ГАК.
На специальном заседании кафедры обсуждается вопрос о допуске студентов выпускного курса к защите диплома. К защите выпускных квалификационных работ допускаются студенты, выполнившие учебный план по специальности, не имеющие академических задолженностей и успешно прошедшие предварительную защиту.
Выступление на предзащите должно содержать обоснование актуальности темы, цели и задачи, предмет и объект исследования, научную новизну, историографический обзор и обзор источников, характеристику содержание работы и выводы. Выступление на предзащите не должно превышать 10 минут. После предзащиты студент имеет право внести некоторые изменения в текст своего исследования с учетом сделанных замечаний. Далее дипломная работа в двух экземплярах в переплетенном виде сдается на кафедру не позднее, чем за две недели до защиты. Дипломные работы, не сданные на кафедру в установленный срок или не прошедшие предзащиту, к защите не допускаются.
После предзащиты работа передается рецензенту. Рецензия должна быть подписана рецензентом и заверена печатью организации, где работает рецензент.
Процесс защиты на заседании ГАК включает в себя: выступление дипломника (не более 10 минут); ответы на вопросы членов ГАК и других лиц, присутствующих на защите; оглашение отзывов научного руководителя и рецензента; ответы студента на замечания рецензента; заключительное слово дипломника.
Выступление дипломника. В тексте выступления важно кратко обосновать актуальность темы, обозначить цели и задачи, предмет и объект исследования, научную новизну, дать обзор источников, максимально кратко охарактеризовать содержание работы, особое внимание следует уделить выводам. Объем вступительного слова не должен превышать 2-5 страниц.
Студент, не защитивший выпускную работу перед ГАК, представляется к отчислению. Повторная защита выпускной квалификационной работы назначается не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после защиты выпускной работы.
Студентам, не защитившим дипломную работу по уважительной причине, предоставляется академический отпуск до следующего периода работы государственной аттестационной комиссии, но не более, чем на один год.
Раздел II. Структура дипломной работы
Квалификационная работа включает в себя: титульный лист, задание на выпускную квалификационную работу, аннотацию, оглавление, введение, основную часть (2-3- главы, подразделяемые на параграфы), заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
2.1. Титульный лист
Титульный лист является первой страницей работы. Оформляется на стандартном бланке и содержит наименование кафедры, специальность, название темы, сведения об авторе дипломной работы (фамилия, имя, отчество), научном руководителе (ученая степень, звание, инициалы, фамилия), название ВУЗа, города, в котором находится данное учебное заведение, данные о допуске к защите, а также год написания дипломной работы. На титульном листе проставляются подписи студента, руководителя, подтверждающего готовность работы, рецензента, консультантов (если они есть).
2.2. Задание и аннотация
В задании на выпускную работу указывается название темы, структура работы, перечень графического и иллюстративного материала, срок выполнения.
Аннотация должна содержать краткие сведения о цели и задачах работы, структуре и объеме, способах решения поставленных задач и выводы по теме исследования.
2.3. Оглавление
Оглавление включает перечень всех рубрик (глав, параграфов) Работы с указанием номеров страниц. Оглавление выполняет функцию указателя разделов, глав, параграфов. Против каждого заголовка и подзаголовка проставляются соответствующие страницы. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице.
Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Введение, главы и заключение начинаются с новой страницы, чего не требуется для параграфов. Необходимо, чтобы названия разделов в тексте соответствовали аналогичным названиям в оглавлении, но не совпадали с общим названием работы.
2.4. Введение
Введение является важной составной частью выпускной работы. Назначением введения является обоснование актуальности темы и формулировка цели работы. Первоначальный вариант «Введения» должен быть готов после ознакомления со специальной литературой. Однако, окончательный текст «Введения» рекомендуется составлять после написания основных глав.
Текст «Введения» имеет следующую структуру:
1. Обоснование темы исследования, ее актуальность.
2. Историографический обзор по теме исследования. Степень изученности темы.
3. Цели и задачи исследования.
4. Предмет и объект исследования.
5. Хронологические и территориальные рамки.
6. Теоретико-методологическая база исследования.
7. Обзор источников.
8. Научная новизна, практическая значимость.
9. Структура работы.
Под актуальностью понимается значимость изучаемой проблемы для исторической науки, практической деятельности. Сюда входит и значимость конкретных исторических событий в свете задач исторической науки.
Обоснованностью темы может считаться недостаточная ее изученность, наличие пробелов в исследовании отдельных вопросов. К этому можно отнести ситуацию, связанную с публикацией новых, неизвестных ранее документов. Освещение актуальности должно быть немногословным. Главное – показать суть проблемной ситуации, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а нового знания нет или оно не достаточно развито. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация может возникать, когда открываются новые факты, которые нельзя объяснить в рамках имеющихся теорий.
Историографический обзор предполагает анализ исследований (монографий, статей) по теме работы. Историографический обзор должен показать степень знакомства студента со специальной литературой, его умение систематизировать, критически рассматривать, оценивать ранее сделанное другими исследователями, выделять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности.
Возможны два варианта историографического анализа:
а) хронологический (дореволюционной, советской, постсоветской литературы):
б) проблемный (т.е. вопросы параграфов рассматриваются в хронологической последовательности).
Главная задача историографического обзора - показать, как изучалась данная проблема, почему она вызвала интерес или, наоборот, изучалась недостаточно. В обзоре выделяются основные концепции, точки зрения на проблему.
В историографическом обзоре также следует избегать описательного метода. Важно отметить наличие дискуссионных оценок и выразить свое отношение к ним, аргументировать свою точку зрения. В заключительной части историографического обзора подводится итог изучения проблемы, намечаются перспективы исследования и формулируются цели и задачи квалификационной работы.
При определении цели следует избегать неопределенных, расплывчатых и неконкретных формулировок. Сформулированная цель исследования логически определяет его задачи.
Задачами исследования становятся вопросы, помогающие раскрыть цель. Описание их решения должно составить содержание глав работы. Заголовки глав, параграфов могут соответствовать формулировкам задач исследования.
Пример: Тема диплома: «Эволюция программных требований земского либерализма в 80 – 90 – е гг. XIX в.»
Цель дипломного проекта состоит в комплексном изучении и анализе эволюции программных установок земского либерализма в 80-е - 90-е годы ХIХ века и оценке их значения в культурном, социально-экономическом и политическом контексте: в соотношении с внутренней политикой правительства и социально-экономического положением России в тот период, в сопоставлении с уровнем развития западного либерализма и программами «Конституционно-демократической партии» и «Союза 17 октября».
Исходя из этого, конкретные задачи исследования можно определить следующим образом:
- изучить и проанализировать эволюцию программных требований земского либерализма в социально-экономической и политической сферах;
- выявить комплекс факторов, влиявших на эволюцию этих требований; в частности, исследовать влияние на нее внутренней политики правительства и актуальных проблем социально-экономического развития России;
- сравнить политическую идеологию земского либерализма с постулатами по аналогичным вопросам западного либерализма.
- оценить влияние земско-либеральной программы на программные установки «Конституционно-демократической партии» и «Союза 17 октября».
- на основе анализа изменений отдельных программных установок реконструировать целостную модель эволюции земского либерализма в 80-е - 90-е годы XIX века.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – все то, что находится в границах исследования (в объекте) в определенном аспекте рассмотрения. Объект и предмет соотносятся как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом. Предмет исследования определяет тему работы.
Пример:
Объектом исследования в данной работе является идеология земского либерализма как особого течения общественно-политической жизни России в 80-90 - е годы XIX века.
Предмет данного исследования составила эволюция программных установок земского либерализма в социально-экономической и политической сферах.
Хронологические рамки определяют начальную и конечную даты исследования. Каждую из дат необходимо обосновать. Обоснованием для определения дат является содержание события, для историографических тем этап развития исторической науки. Если в определении хронологии имеются какие-либо отклонения от существующих типов периодизации, это должно быть пояснено.
Важно также определить и обосновать территориальные рамки исследования.
Теоретико-методологическая основа работы базируется на принципах, ставших фундаментом для исследования. Например, теоретико-методологической основой могут быть принципы историзма, объективности, системности, диалектического понимания исторического развития, признание причинно – следственной закономерности событий и явлений многомерность в освещении явлений.
Методы исследования – способы применения старого знания для получения нового знания. Методы являются орудием получения научных фактов. В историческом исследовании могут использоваться сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, системно – структурный, ретроспективный методы научного познания.
Источниковой базой написания квалификационной работы
являются опубликованные документы, материалы архивов, музеев, периодической печати исследуемого периода. При описании этих
видов источников следует разделить их на неопубликованные и
опубликованные. Все источники по теме следует классифицировать. Например: нормативно – правовые документы, статистические материалы, мемуарная литература, периодическая печать. При характеристике архивных источников следует указать наименование архива и название тех фондов, из которых были выявлены и использованы источники. Особое внимание при этом надо обратить на новизну публикаций и их полноту. Не следует использовать описательный метод в обзоре источников. Необходимо анализировать источники, указывая какие вопросы они позволяют осветить, насколько их материалы достоверны и объективны.
Эпистолярные и мемуарные источники требуют характеристики их авторов (политические и идейные воззрения, аспекты деятельности и пр.). Последнее необходимо для определения достоверности источника.
Научная новизна работы – это то, что позволяет сказать об исследовании «впервые» при характеристике выбора темы, проведении исследования, получении выводов. Научная новизна исторического исследования может также заключаться во введении в научный оборот новых неиспользованных ранее источников, в формулировке новых выводов, раскрытии закономерностей и основных путей развития науки.
В заключительной части введения определяется внутренняя структура работы. Перечисляются основные части, указывается наличие и характер приложений.
2.5. Основная часть
В главах основной части работы излагаются результаты конкретно-исторического или историографического анализа материалов, привлеченных автором по теме дипломной работы. Желательно, чтобы главы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.
В конце каждого параграфа и каждой главы основной части делаются краткие выводы из предшествующего материала. Параграфы и главы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.
2.6. Заключение
«Заключение» подводит итоги исследования. В нем следует дать основные выводы. Они не должны быть повторением текста выводов, которые делаются в конце каждой главы дипломной работы. Основа «Заключения» должна быть связана с той частью «Введения», где указываются цели и задачи исследования. Главное внимание в «Заключении» обращается на результаты, которые достигнуты при изучении данной темы. Эти результаты излагаются как в позитивном, так и в негативном планах - чего не удалось достичь.
2.7. Список источников и литературы
Список использованных источников и литературы составляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТом. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
Подробно требования к оформлению списка источников и литературы изложено в п. 3.3 данных рекомендаций.
2.8. Приложения
Приложения облегчают восприятие основных положений работы с помощью таблиц, графиков, иллюстраций и пр. Приложения помещают в конце дипломной работы, после списка источников и литературы. Приложения нумеруются, каждое дается на новой странице. В правом верхнем углу помещают слово «ПРИЛОЖЕНИЯ». Помещение документов в «приложения» должно быть оправдано. Материалы приложения должны использоваться в тексте работы, в качестве подтверждения выводов или иллюстрации какого – либо события.
Раздел III. Оформление научно – справочного аппарата
Научно-справочный аппарат является обязательной частью исторического исследования, в том числе и дипломной работы по истории. В него входят: система ссылок на литературу и источники; список использованных источников и литературы, а также приложение.
3.1. Оформление титульного листа и оглавления
Титульный лист - это первый лист дипломного исследования, на котором располагается название темы, фамилия, отчество автора и другие данные, относящиеся к дипломной работе (подробнее см. п. 2.1 данного пособия).
Оглавление дипломной работы - это список названий разделов исследования с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Оглавление располагается на втором листе дипломного сочинения.
- название ОГЛАВЛЕНИЕ печатается прописными (заглавными) буквами жирным шрифтом и располагается по центру в верхней части второго листа дипломного исследования;
- обязательными разделами оглавления являются введение, главы, заключение, список использованных источников и литературы, факультативным разделом является приложение;
- формулировки глав и параграфов должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать внутреннюю логику исследования;
- главы нумеруются римскими цифрами - I, II, II, IV и т.д.;
- главы делятся на параграфы;
- названия параграфов печатается строчными буквами;
- нумерация параграфов включает знак параграфа - § и производится арабскими цифрами - 1, 2, 3, 4 и т.д.
3.2. Ссылки на литературу и источники в тексте дипломного исследования
Ссылка – это текст примечания, содержащего краткое библиографическое описание исторического или историографического источника с указанием автора, названия работы, места и года издания, номеров страниц. Если ссылка приводиться на статью из сборника или периодического издания, то после названия статьи, через //, следует указание название сборника или журнала (газеты), для периодического издания указывается также год издания и номер. Все приводимые в работе исторические факты (за исключением хрестоматийных, то есть содержащихся в учебной литературе) должны быть оформлены ссылками на исторический источник. Приводимые в работе цитаты, статистические данные также должны иметь ссылку на источник или литературу. Кроме исторических фактов ссылками (на научную литературу) должны сопровождаться все приводимые историографические факты, то есть точки зрения и концепции исследователей. Исторический или историографический факт может быть представлен не только в виде цитаты в кавычках, но и форме изложения. Наличие в работе исторических и историографических фактов без соответствующих ссылок свидетельствует о том, что данная работа не носит научного характера, а ее автор имеет низкий уровень подготовки. В тексте контрольной работы целесообразнее использовать подстрочные (постраничные) ссылки. Подстрочная ссылка должна располагаться внизу каждой страницы после основного текста, отделяться от него специальной чертой. Нумерация ссылок должна быть постраничной, то есть начинаться на каждой странице с «1». В тексте знак сноски ставится в конце предложения, абзаца, при необходимости ссылка может делаться и в середине предложения. В качестве знака сноски используются арабские цифры (1, 2, 3…) в форме верхнего индекса (1). Внизу страницы после разделительной черты печатается знак сноски и текст ссылки.
Пример: С.Ю. Витте в своих Воспоминаниях характеризовал преобразования графа Толстого как крайне реакционные. «Многое из того, что он сделал сначала, когда был министром народного просвещения, и потом, когда был министром внутренних дел, - писал Витте, подлежит порицанию»1.
____________________________________________________________
1 Витте, С.Ю. Воспоминания / С.Ю. Витте // Т. 1. - М., 1994. - С. 297.
Если на одной странице друг за другом следуют ссылки на один и тот же источник, то повторные ссылки заменяются выражением «Там же», после чего указывается отличающаяся часть описания.
_____________________________________________________________
1 Витте, С.Ю. Воспоминания / С.Ю. Витте // Т. 1. - М., 1994. - С. 297.
2 Там же. С. 300.
Если повторная ссылка располагается на той же странице, но не следом за первой или на другой странице, то описание повторяется полностью.
В повторных ссылках, не следующих друг за другом, на издание с длинным названием, включающем подзаголовок или описание сборника статей, журнала или газеты допускается опускать подзаголовок и описание периодического издания, заменяя опущенную часть многоточием, но сохраняя описание области текста (указания на странице).
_____________________________________________________________
1 Лаппо-Данилевский, А.С. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразования /А.С. Лаппо-Данилевский // Записки Историко-филологического факультета императорского С.-Петербургского университета. - 1890. - Т. 23. - С. VII.
2 Витте, С.Ю. Воспоминания / С.Ю. Витте // Т. 1. - М., 1994. - С. 297.
3 Лаппо-Данилевский А.С. Организация прямого обложения ... С. 100.
Если в исследовании кроме других ссылок многократно используется ссылка на одну публикацию определенного автора, то допускается после первой ссылки с полным библиографическим описанием во второй о последующей ссылке на эту публикацию указывать автора и формулу сокращения «Указ. соч.».
_____________________________________________________________
1 Чуев, Ф.И. Молотов: Полудержавный властитель / Ф.И. Чуев // - М., 1999. - С. 50.
2 Чуев Ф.И. Указ. соч. С. 98.
Образцы ссылок на литературу и источники в тексте дипломной работы
Ссылки на литературу
Ссылка на монографию:
Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы / В.А. Алексеев. - М.: Политиздат, 1991. -С.15.
Малинов, А. Александр Лаппо-Данилевский: историк и филосов / А. Малинов, С. Погодин. - СПб., 2001. - С. 273.
Ссылка на произведение из собрания сочинений автора:
Чаянов, А.В. Изоцены ржи 1909-1913, 1917 и 1920 гг. / А.В. Чаянов // Крестьянской хозяйство. - М, 1989. - С. 110-114.
Кондратьев, Н.Д. Мировой хлебный рынок и перспективы нашего хлебного экспорта / Н.Д. Кондратьев // Особое мнение. - М., 1993. - Кн. 1. - С. 207.
Ссылка на многотомное исследование:
Ключевский, В.О. Собр. соч.: в 9 т. - Т. I. - С. 40.
Карамзин, Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин // Собр. соч.: в 12 т. - СПб, 1843. - Т. X. - С. 74.
Ссылка на статью в сборнике статей:
Рейман, М. Заметки по проблеме сталинизма в историографии / М. Рейман // Россия XIX-XX вв. Взгляд зарубежных историков. - М., 1996. - С. 217-242.
Зимин, А.А. Трудные вопросы методики источниковедения / А.А. Зимин // Источниковедение: Теоретические и методологические проблемы. - М., 1969. - С. 427-449.
Ссылка на статью в сборнике материалов научной конференции:
Некрасова, Н.И. Результаты экспедиции по поиску и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны / Н.И. некрасова // 50 лет Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне: Матер, науч. конф. Новосибирск, 1995. - С. 358-359.
Ссылка на статью в научном периодическом издании (журнале, ученых записках, вестнике, ежегоднике и т.п.):
Лефевр, В.А. От психофизики к моделированию души / В.А. Лефевр // Вопросы философии. - 1990. - №7. - С. 25-31.
Андреев, Е. Опыт оценки численности населения СССР 1926-1941 гг. (Краткие результаты исследования) / Е. Андреев, Л. Дарский, Т. Харькова // Вестник статистики. - 1990. - Кн. 7. - С.41-61.
Архангородская, Н. С. О создании Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР и ее архива (К 40-летию со дня образования) / Н.С. Архангородская, А.А. Курносое // Археографический ежегодник за 1981 год. - М., 1982. - С. 219-230.
Дюков, И.А. Казанский университет им. В.И. Ульянова-Ленина за тридцать лет (1917-1947 гг.) / И.А. Дюков // Ученые зап. - Казанский ун-т. - 1947. - Т. 107. - С. 98-112.
Вавилов, Ю.Н. , Рокитянский Я.Г. Голгофа. Архивные материалы о последних днях жизни академика Н.И. Вавилова (1940-1943) / Ю.Н. Вавилов, Я.Г. Рокитянский // Вестник РАН. - М., 1993. - Т. 63. - № 9. - С. 830-846.
Малинов, А.В. А.С. Лаппо-Данилевский / А.В. Малинов //Вече. Альманах русской философии и культуры. - СПб, 1999. - № 12. - С. 115.
Приймак, Н.И. О несостоявшемся Международном конгрессе историков в России в 1918 г. / Н.И. Приймак //Вестник СпбГУ. - Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. - 1998. - Вып. 4. - С. 3-8.
Ссылка на словарь, энциклопедию, справочник:
Летописи // СИЭ. - 1965. - Т. 8. - Столб. 599-602.
Летописи // БСЭ. - 1973. - Т. 14. - С. 384-385.
Татары //Народы России: энциклопедия. - М., 1994. - С. 320-326.
Ссылки на статьи из газет:
Дзенискевич, А.Р. Бандитизм (особая категория) в блокированном Ленинграде / Дзенискевич А.Р. // История Петербурга. - 2001. - Январь. № 1.
Руденко, И. С днем рождения, Акакий Акакиевич! / И. Руденко // Комсомольская правда. - 2002. - 22 марта.
Ссылки на диссертацию:
Шкаровский, М.В. Русская православная церковь и религиозная политика советского государства в 1939-1964 гг.: дис. ... д-ра ист. наук. / М.В. Шкаровский. - СПб, 1996. - СП.
Атласова, С.С. Эвенки Южной Якутии в XX веке: социально-экономический и эт-нодемографический аспект: дис. ... канд. ист. наук. / С.С. Атласова. Якутск, 1999. - С. 56.
Ссылки на автореферат диссертации:
Сенявская, Е.С. Психология российских участников войн XX века. Сравнительно-историческое исследование: автореф. дис.... д-ра ист. наук. / Е.С. Сенявская. - М., 1999. - С. 5.
Ссылки, на зарубежные исследования:
Belov, G.A. The Organization of the Archive System in the USSA / G.A. Belov // Archives. - 1964. - № 7 (Oct). - P. 221-222.
Sorokin, P. Social Philosophies of an Age of Crisis / P. Sorokin. - Boston, 1951. - P. 71.
Ссылки на Интернет:
Земсков В.Н. Гулаг (историко-социологический аспект) // www. tuad. nsk. ru
Ссылки на источники
Ссылка на документ в сборнике документов и материалов:
Наставление по мобилизационной работе местных органов военного управления // Русский архив. Великая Отечественная. - М, 1994. - Т. 2 (1). - С. 246-247.
Ссылка на мемуары, переписку:
Переписка С.Ю. Витте и К.П. Победоносцева // Красный Архив. 1928. - Т. 5(13). - С. 111.
Переписка С.Б. Веселовского с отечественными историками. - М., 2001. - 528 с. 15.
Лихачев, Д.С. Воспоминания / Д.С. Лихачев. - СПб, 1999. - С. 446.
Готье, Ю.З. Мои заметки / Ю.З. Готье. - М., 1997. - С. 13.
Ссылка на газету как исторический источник:
Тихомиров, Л.А. Необходимость пересмотра свода 1906 / Л.А. Тихомиров // Московские ведомости 1909. - №239.
Ссылка на журнал как исторический источник:
Переписка и другие документы правых // Вопросы истории. - 1998. - №11-12.
Соловьёв, В.С. Значение государства / В.С. Соловьев // Вестник Европы, 1896. - №1.
Тихомиров, Л.А. Русские идеалы К.Н. Леонтьева / Л.А. Тихомиров // Русское обозрение. - 1894. - №10.
Ссылка на архивный документ:
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-9415. Оп. 3. Д. 1396, 1405, 1406, 1410.
Государственный архив Самарской области (далее - ГАСО). Ф. Р-81. Оп. 1. Д. 471. Л. 4,6.
ГАСО. Ф. 10. Д. 23. Л. 1 об.
Архив Самарского государственного педагогического университета. 2000. Д 15 Л. 18.
Самарский областной государственный архив социально-политической истории (далее-СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 116. Д. 177. Л. 10-13.
Ссылка на документ из личного архива:
Письмо Е.И. Медведева И.М. Ионенко, 10 июля 1972 г. //Личный архив сына профессора Казанского университета С.И. Ионенко.
Ссылка на интервью с участником или очевидцем событий:
Интервью с И.А. Алимкиной, директором музыкальной школы № 3 г. Куйбышева в 1975-1985 гг. Интервьюер - М.Г. Петрова. 10 сентября 2002 г.
3.3 Оформление списка использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы должен обязательно включать в себя все источники и все публикации, на которые сделаны ссылки в дипломной работе.
В список входят следующие разделы:
Источники
- Неопубликованные источники.
- Опубликованные источники.
При этом опубликованные источники в списке подразделяются согласно их классификации, проведенной во введении. Например:
- Неопубликованные источники.
- Опубликованные источники.
1. Материалы официального делопроизводства.
2. Статистические материалы.
3. Периодическая печать.
4. Мемуарная и эпистолярная литература.
Литература
В разделе «Литература» публикации располагаются единым списком в алфавитном порядке с обязательной нумерацией, включая монографии и статьи.
3.4. Оформление «приложения»
В «Приложения» могут включаться неопубликованные документы, статистические материалы, карты, фотографии и другие материалы, представляющие ценность для дипломного исследования. Каждый документ сопровождается заголовком: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. и указанием на источник. Кроме этого, материалы (таблицы, схемы), размещенные в приложении, должны иметь название.
Библиография:
- Астахов, М.В. Научно-справочный аппарат дипломного исследования: Пособие для студентов исторического факультета / М.В. Астахов, Е.Н. Филимонова. - Самара: Самарский государственный университет, 2002.
- Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста: Учебное пособие для студентов вузов и колледжей / М.И. Басаков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю.Г. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Голиков, А.Г. Источниковедение отечественной истории / А.Г. Голиков, Т.А. Круглова. - М.: РОССПЭН, 2000.
- Требования к написанию дипломной работы. Методические рекомендации для студентов исторического факультета. / Сост. Е. Л. Храмкова. - Самара: Изд-во СПГУ, 2002.
- Требования к написанию дипломной работы по педагогике и методике преподавания истории (Методические рекомендации для студентов) / Автор-составитель И.В. Сорокина. - Самара: Самарский гос. пед. университет, 2002.
- Эхо, Ю. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации: успех без лишних проблем / Ю. Эхо. - М.: Металлургия, 1996.
Если материал, взятый из документа, находился на одной странице, в ссылке указывается номер одной страницы. Если используется содержание, изложенное на нескольких страницах, необходимо указывать весь диапазон страниц.
Тольяттинский Государственный Университет. К.и.н., доцент Румянцева Н.М., к.и.н., доцент Тимохова Е.А.
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|