Раздел: Как написать студенческую работуИнтернет – студентам, или Как написать реферат
Это как раз то самое время, когда становится “мучительно больно
за бесцельно
прожитые” предыдущие месяцы учебы, за пропущенные лекции и прогулянные
лабораторные работы. В мае месяце неодолимое желание учиться овладевает
умами даже самых закостенелых лентяев.
Начинаются лихорадочные поиски конспектов и их выпрашивание у
прилежных “ботаников”, проводивших невыносимо длинные зимние часы
на лекциях и практических занятиях. Пробуждаются от спячки читальные
залы библиотек, принимающие в свое чрево несчастных студентов.
Молодая жизнь бурлит в пропахших древними фолиантами залах. Словом,
начинается подготовка к сессии.
Одним из элементов ритуала подготовки к сессии и получения допуска
к экзаменам является написание рефератов и докладов, которые требовалось
сдать еще пару месяцев назад, но которые все время откладывались
из-за более серьезных дел, как то: дружеские пирушки, развлечения,
общение с компьютером, наконец. В эру докомпьютерного обучения
несчастные “грызуны” гранита науки имели возможность восполнить
отсутствие требуемого реферата несколькими путями.
Первый и самый мучительно-неинтересный способ состоял в том,
что нужно было пойти в библиотеку, обложиться книгами и просто
написать новый реферат. Ведь, что, собственно, такое реферат?
Это краткое изложение содержания научного труда или литературы
по заданной теме. Само слово “реферат” носит латинское происхождение
и восходит к латинскому refero – сообщаю. Надо сказать, что студент,
избравший подобный способ написания реферата воспринимался (да
и сейчас воспринимается) своими собратьями по учебе двояко. С
одной стороны, за проявленное трудолюбие он достоин немедленного
присвоения звания героя, а, с другой стороны, “нельзя же до такой
степени серьезно относиться к учебе”. “Оправданием” может служить
только уж очень заковыристая тема работы, заданная особо “изощренным”
преподавателем.
Второй способ, более близкий студенческой душе, заключался в
поиске прошлогодних работ на созвучные темы и простом их переписывании.
Достать же работы можно было, порыскав по знакомым старшекурсникам,
или, упросив кафедрального лаборанта (или лаборантку – кому что
проще…) отдать пыльные тексты прошлогодних работ из кафедральных
архивов. Дальнейшие компиляции исходных текстов с целью сочинения
“нового” реферата – дело техники.
Но, жизнь, к счастью, не стоит на месте. Появление компьютера
позволило перевести творческий процесс написания рефератов на
качественно новый уровень. Прежде всего, появилась возможность
компьютерной верстки текста. Попросту текст стало возможным набирать
на компьютере, а не писать от руки. Во-первых, это упростило процедуру
оформления готовых работ и улучшило их внешний вид (который перестал
зависеть от почерка автора), а во-вторых, (внимание!) сделало
возможным их свободную передачу страждущим однокашникам. За эту
идею ухватились владельцы BBS (Bulletin Board System – электронных
досок объявлений), популярность которых начала расти вместе с
ростом парка “персоналок” и распространением модемов.
Тем, кто не знает, что такое BBS, поясню, что электронная доска
объявлений, доступ к которой возможен через модем по телефонной
линии – это система, расположенная, как правило, на компьютере
бескорыстного фаната вычислительной техники (часто прямо в обычной
квартире). Поэтому звонить на BBS допустимо только в строго установленное
время, а, дозвонившись, можно “скачать” что-либо полезное для
себя из “добра”, хранящегося на “би-би-эске”, или обменяться ценной
информацией с другими пользователями BBS.
В “доинтернетовское” время BBS были основным, если не единственным,
неисчерпаемым источником различного рода программного обеспечения,
игрушек и текстов. Обзвонив с десяток “досок объявлений”, удавалось
обзавестись любым мыслимым и немыслимым “софтом”, описанием или
программным “прибамбасом” для компьютера.
Так вот, владельцы BBS (или, как их еще иногда называют, “сисопы”,
от английского “SYStem OPerator”) смекнули, что коллекции различного
рода научных текстов и готовых рефератов могут оказаться весьма
полезными для учащихся всех мастей. Стали появляться BBS, предлагавшие
своим посетителям собрания готовых рефератов. Жизнь студенчества
и прочей учащейся молодежи значительно облегчилась. Единственным
недостатком было то, что BBS, как правило, имели “локальный” характер.
То есть звонили на них преимущественно жители одного населенного
пункта (какой же студент, будучи в здравом рассудке, станет звонить
по “межгороду” на иногороднюю BBS…)
Как следствие, со временем стала возрастать вероятность того,
что сданный на проверку реферат, уже был представлен другим сокурсником.
От “сисопов” требовалось постоянное “вливание свежей крови” в
свои коллекции…
Активное внедрение Интернета в жизнь и упрощение доступа к Сети
решило и эту проблему. Появились сайты, посвященные рефератам.
Поскольку они уже носили характер “всеобщности” и были открыты
для доступа желающим со всего мира, то и вероятность пересечься
с владельцем “своего” реферата уменьшилась. Тем более, что пополнение
коллекций таких ресурсов осуществляется не только владельцами
сайтов, но и силами самих посетителей, проживающих в различных
городах нашей необъятной страны.
Одним из наиболее известных и популярных ресурсов такого рода
является, безусловно, “Московская коллекция рефератов” (http://abc.osu.ru/referats/index.htm),
основанная в 1994 году.
Тут собрано почти 7 тыс. рефератов на различные темы. Пополнение
коллекции, по утверждению авторов, ведется, практически, ежедневно.
Дизайн сайта очень прост и нагляден. Прежде всего, требуется указать
интересующий раздел коллекции, а уже в нем выбирать по названию
работу. Для каждого архива указан его размер, дата создания и
формат представления текста (WinWord, Lexicon и т. д.) При необходимости
указан еще и тип работы (курсовая, диплом, диссертация…) Помимо
этого каждая работа снабжена так называемым информационным файлом,
в котором указываются такие необходимые сведения, как число “скачиваний”,
автор, когда и кому работа сдавалась и на какую оценку. Но, по
признанию авторов сайта, к сожалению, не все воспользовавшиеся
работами уведомляют владельцев коллекции о месте сдачи реферата
и полученной за него оценке. Забрать понравившийся архив можно
прямо с сайта, нажав на соответствующую ссылку, или заказать отправку
текста на свой электронный адрес. Кроме того, здесь же ведется
статистика 40 самых популярных работ, есть система поиска по ключевым
словам.
Одно из зеркал “Московской коллекции рефератов” расположилось
по адресу http://www.referat.ru/. Это портал, с которого можно
перейти, кроме “Московской коллекции...”, еще и на белорусскую и
эстонскую коллекции рефератов. Надо сказать, что проект этот,
начинавшийся как некоммерческий и любительский, в настоящее время
стал весьма прибыльным предприятием. Дело в том, что по сообщениям
прессы “Referat.RU” стал одним из двух проектов российской части
Сети, приобретенных американской телекоммуникационной корпорацией
“Golden Telecom (GT)”.
По данным GT, к ресурсам, размещенным на образовательном портале
“Referat.RU”, ежемесячно обращается более 90 тыс. посетителей
(или 61 % “учащейся аудитории” Рунета). Иными словами, приобретенный
американцами сайт соответствует требованиям, которым должен отвечать
привлекательный для инвесторов интернет-проект – он лидирует в
своей области, и вокруг него сформировалось устойчивое сообщество
посетителей. Так как сайт появился благодаря частной инициативе
группы энтузиастов, то с ними американцы и вели переговоры. А
вот финансовые подробности сделки в прессе не разглашались…
Еще одним достойным внимания и достаточно известным ресурсом
на тему рефератов является “Санкт-Петербургская коллекция рефератов”
(http://www.fem.ru/referats/). Тут собрано чуть менее 7,5 тысяч
текстов различной тематики. Принцип поиска требуемых рефератов
сходен с “Московской коллекцией…” То есть выбирается требуемый
раздел, а в нем уже осуществляется поиск текстов. Архивы также
снабжены необходимой для пользователей информацией, включая количество
обращений к файлу. Система поиска по ключевому слову несколько
расширена по сравнению с предыдущим ресурсом, добавлена возможность
комбинирования ключевых слов по принципу И/ИЛИ. На сайте ведется
список 10 самых популярных рефератов и 10 самых популярных разделов.
Неожиданное дополнение к коллекции – возможность “украсить” свое
творение иллюстрациями (http://www.fem.ru/referats/clipart/).
По-моему, нигде, кроме “Санкт-Петербургской коллекции”, такого нет.
Действительно неожиданное решение, которое позволяет хотя бы зрительно
сделать свой реферат отличимым от других подобных же работ. Совершенно
замечательная находка авторов сайта… Да, чуть не забыл. Тут же
на сайте можно оставить объявление о поиске курсовой работы или
реферата по той или иной теме. Студенческое братство, как известно,
сильно своим единством и взаимопомощью.
Если, воспользовавшись вышеприведенными ресурсами, так и не удалось
найти подходящий реферат, то поискать следует на сайте
“Рефераты” по адресу http://www.referatov.net/. Классификация
работ тут несколько иная, нежели на предыдущих сайтах: отдельно
выделены рефераты, курсовые и дипломы, шпаргалки. Как говорится,
полный джентльменский набор студента.
В остальном же – все стандартно. Есть функция поиска по сайту,
перечень популярных рефератов и список свежих поступлений (по
дням). Изюминка ресурса – раздел “Студенческая тусовка”. Нечто
вроде виртуального студенческого клуба со своим чатом (где можно
пообщаться с коллегами), доской объявлений, разделом обмена рефератами
и т. д.
Раздел “Российская коллекция рефератов” (http://www.students.ru/referats/)
на “Сервере российского студенчества”, на мой взгляд, оформлен
не слишком удачно. У предлагаемых для “скачивания” архивов не
указан рейтинг (количество обращений), отсутствует в явном виде
указание даты поступления работы, автор и место сдачи. Из особенностей:
с первой страницы ресурса можно перейти в раздел “Авторские коллекции
рефератов”. Свою индивидуальную коллекцию может открыть каждый
студент, написавший, по крайней мере, 3 реферата. Тут же можно
поучаствовать в форумах “Предлагаю реферат” и “Ищу реферат”.
Еще одна коллекция под громким названием “Рефераты 2000 года”
расположилась по адресу http://abbat.i-connect.ru/. Автор сделал
правильный маркетинговый ход. Ресурс, названный “Рефераты 2000
года”, привлекает посетителей тем, что предполагает наличие “свежих”
рефератов текущего года. Всего же на сайте, по утверждению его
владельца, находится более 4 тысяч статей, причем многие из них
действительно новые. По сравнению с другими ресурсами количество
разделов, по которым классифицированы рефераты, мало. Ряд архивов
не сопровождается файлом описания: при обращении к нему выдается
сообщение сервера об отсутствии требуемого файла.
Приведу еще несколько адресов без комментариев. В конце концов,
в целом, все коллекции рефератов схожи между собой по структуре
и отличаются лишь особенностями оформления и структуры сайтов,
а для пользователей основным является доступная на сайте информация,
а не то, какими буквами это будет написано.
Итак, поискать рефераты можно в “Российской библиотеке диссертаций”
(http://members.xoom.com/kazserg/), где собраны авторефераты диссертаций.
Это, конечно, не рефераты в классическом понимании, но воспользоваться
представленными текстами для написания собственного реферата тоже
можно. По крайней мере, удастся блеснуть перед преподавателем
глубиной проработки темы… Кое-чем интересным и полезным можно
обзавестись на “Шпаргалке”
(http://www.belpak.brest.by/~crip/), стоит также покопаться в
небольшой коллекции рефератов на “RINET” (http://www.ftp.nsk.su/dirtree.html).
Если же самостоятельный поиск по различным сайтам в тягость,
то можно воспользоваться универсальной поисковой страницей, которая
ищет одновременно по 11 коллекциям рефератов. Называется страничка
“Сайт Рефератников” и располагается по адресу http://refpoisk.agava.ru/.
Достаточно выбрать соответствующую коллекцию, заполнить форму
запроса и ждать результатов. Облегченная поисковая форма находится
по адресу http://refpoisk.agava.ru/form.html.
Заканчивая обзор интернет-ресурсов, призванных помочь при написании
учебных рефератов, хотел бы дать несколько рекомендаций тем, кто
собирается ими воспользоваться.
Во-первых, при поиске реферата преимущество нужно отдавать менее
посещаемым ресурсам по сравнению с более известными и “раскрученными”.
В идеале, лучше в поисках нужной темы “порыскать” по десяти частным
коллекциям, чем воспользоваться услугами одного единственного
“гиганта”. Очевидно, что таким образом уменьшается вероятность
того, что кто-то сдаст реферат, весьма похожий на ваш. Та же рекомендация
относится и к тексту самого реферата на сайте – чем реже его запрашивали,
тем лучше.
Во-вторых, не следует ограничиваться “скачиванием” одного-единственного
полностью готового реферата по искомой теме. Такой подход можно
рассматривать лишь как “аварийный” выход в том случае, когда реферат
нужен завтра, а на часах уже половина первого ночи. Проявите все-таки
уважение, если не к преподавателю, то хотя бы к себе.
Творчески подойдите к процессу создания “научного труда”, скомпилируйте
из нескольких близких по теме текстов нечто новое и “свое”. Не
следует отчаиваться, если не удалось найти готовых работ, точно
соответствующих требуемой теме. Более или менее приемлемый реферат
можно “собрать” из нескольких текстов, лишь примерно отвечающих
заданным критериям поиска.
В-третьих, уделите внимание написанию собственного вступления
и “сильного” заключения. “Плохой тон” – использовать готовые из
найденных работ. Все объясняется просто: как правило, при проверке
внимательно прочитываются именно начало и конец работы и, если
они похожи стилистически и по содержанию на работы других “претендентов”,
то у проверяющего могут возникнуть сомнения в авторстве.
В-четвертых, не пренебрегайте списком литературы, приводимым
в конце работы. Обратите внимание на дату издания перечисленных
в списке книг. Иногда преподаватели снижают отметку за работу,
если в качестве источников использована только литература, изданная
до середины 90-х годов (не говоря уж о 70-80 годах). Подумайте,
как можно “разбавить” список новыми публикациями. При составлении
списка литературы придерживайтесь принятых в учебном заведении
стандартов. Это же, впрочем, касается и общего оформления работы.
И еще, если позволяет время, то загляните в библиотеку, чтобы
взглянуть на то, как выглядят цитируемые источники. Известен курьезный
случай, когда преподаватель “валил” студентов “невинным” вопросом:
“А Вы не напомните, как выглядит вот эта книга? Вы на нее так
часто ссылаетесь…”
В-пятых, не поленитесь, хотя бы в общих чертах, ознакомиться
с содержанием “своей” работы с тем, чтобы быть в состоянии ответить
на дополнительные вопросы преподавателя. Еще лучше прочитать получившееся
творение, с тем чтобы убрать ошибки (в текстах работ, хранящихся
на сайтах, очень часто страдает грамматика) и откорректировать
содержание. Работы в стиле “в огороде бузина, а Киеве дядька”,
как правило, производят на проверяющего удручающее впечатление.
И, наконец, последнее. Если текст, “скачанный” из Интернета,
представлен в формате WinWord, то обязательно проверьте его на
отсутствие макро-вирусов.
Вот и все. Желаю удачных поисков и “ни пуха, ни пера” при сдаче
работ.
Ильдар Кутыев
Автор: Ильдар Кутыев
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|