Раздел: Как написать студенческую работуКак работать при подготовке доклада
Доклад - вид самостоятельной научно-исследовательской
работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы;
приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды
на нее. Доклад - достаточно неизученная, но довольно часто
встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный
и письменный доклад (по содержанию, близкий к реферату).
В докладе соединяются три качества исследователя: умение
провести исследование, умение преподнести результаты слушателям
и квалифицированно ответить на вопросы.
Отличительной чертой доклада является научный, академический
стиль. Академический стиль - это совершенно особый способ
подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания
учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие
нормы:
· предложения могут быть длинными и сложными;
· часто употребляются слова иностранного происхождения,
различные термины;
· употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”,
“на наш взгляд”;
· авторская позиция должна быть как можно менее выражена,
то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка
зрения)”;
· в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Требования к оформлению письменного доклада такие же, как
и при написании реферата, обязательно необходимы:
· Титульный лист
· Оглавление (в нем последовательно указываются названия
пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается
каждый пункт).
· Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается
выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются
цель и задачи доклада, дается характеристика используемой
литературы)
· Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает
исследуемый вопрос)
· Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный
вывод по теме доклада);
· Список литературы.
Можно выделить следующие этапы работы над докладом.
· Подбор и изучение основных источников по теме (как и
при написании реферата, рекомендуется использовать не менее
8-10 источников).
· Составление библиографии.
· Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов
и обобщений.
· Разработка плана доклада.
· Написание.
· Публичное выступление с результатами исследования.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть
не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
2. Актуальность исследования (чем интересно направление
исследований, в чем заключается его важность, какие ученые
работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось
недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта
тема).
3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке
темы исследования и может уточнять ее).
4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая”
ее на составляющие).
5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных
результатах исследовательской работы. Формулируются в том
случае, если работа носит экспериментальный характер).
6. Методика проведения исследования (подробное описание
всех действий, связанных с получением результатов).
7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации,
которую получил исследователь в процессе наблюдения или
эксперимента. При изложении результатов желательно давать
четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно
привести основные количественные показатели и продемонстрировать
их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные
в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют
основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы
желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.
Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15
минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается
самое главное. В докладе должно быть кратко отражено основное
содержание всех глав и разделов исследовательской работы.
Для успешного выступления с докладом заучите значение всех
терминов, которые употребляются в докладе.
При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный
доклад, который, несомненно, будет высоко оценен преподавателем. Автор: Юлия Воробьева
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|