Раздел: Методические указания к написанию и оформлению студенческих работРекомендации по ведению конспектов по философии (и не только)
1. Студент обязан посещать все лекции
по философии, а следовательно, и иметь свои собственные конспекты
лекций по предмету.
2. Кроме конспектов лекций, учащийся должен иметь конспекты к семинарским
занятиям. Семинарские конспекты – это тот материал, который
проработан студентом перед практическим занятием. Семинарские конспекты – это
теоретическая и психологическая основа для успешной сдачи зачета и
экзамена по философии. Все виды конспектов проверяются преподавателем
в индивидуальном порядке. Режим проверки зависит от преподавателя.
Конспектируются в первую очередь произведения классиков или классические
произведения, к коим относятся, например: диалоги Платона, работы
Аристотеля, труды Августина, Канта, Гегеля, Маркса, Ясперса, Ницше,
Хайдеггера и других великих и известных мыслителей.
Во вторую очередь рекомендуется конспектировать статьи и труды,
указанные в методическом пособии к семинарам в разделах "Литература
для углубленного изучения". Это статьи из журналов "Вопросы философии", "Философские
науки", "Социологические исследования", работы современных отечественных
и зарубежных исследователей.
3. Учебные издания, т.е. учебники, конспектировать нежелательно,
но и не запрещается. Преподаватель считает, что учебник – это
тот источник, который студент читает в первую очередь, и материал
учебника усвоен студентом настолько полно, что и конспектировать его
нет необходимости.
4. Обязательно во всех трех вышеупомянутых случаях указывать тот
источник, который конспектируется.
Источник указывается в такой последовательности: 1) Автор. 2) Название
работы. 3) Место издания. 4) Название издательства. 5) Год издания.
6) С правой или с левой стороны конспекта следует указывать нумерацию
страниц.
Например, вы к семинару по античной философии читали лекции Гегеля
по истории философии. Некоторые места вы решили законспектировать.
Итак, перед конспектом вы пишете: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории
философии. Книга первая. Санкт-Петербург. Изд-во "Наука". 1993. – С.
254-271 (Ниже идет конспект.)
5. Если во время чтения Гегеля, Платона или Сартра у вас возникают
собственные мысли, ассоциации, воспоминания, аналогии или рассуждения – обязательно
их записывайте. Это можно делать на полях, ниже через строчку, на
следующей странице. Именно через эти "свои" строчки классики-философы
становятся близкими и понятными. Помните, что, в конечном счете, конспекты
нужны вам и пишутся не для преподавателя, а для вас самих.
6. Обязательно записывайте, фиксируйте, отслеживайте ход работы
самого семинара в этой же тетради. Дописывайте на полях ценные дополнения,
лучшие ответы своих коллег. Рисуйте схемы, стройте таблицы, придумывайте
свои знаки и символы, выделяйте главную идею, особенно если преподаватель
повторил ее уже несколько раз. Все это – подспорье для будущего
зачета и экзамена. По этим, только своим, "опорным сигналам" ваша
память восстановит весь ход дискуссии.
Основные замечания, возникающие при проверке конспектов
Замечание 1.
У студента полностью отсутствуют конспекты. Как правило, такой
студент очень жалеет об этом во время зачета или экзамена.
Замечание 2.
Не указывается конспектируемый источник. Не понятно, что читалось
и над чем шла работа.
Замечание 3.
В последнее время широкое распространение стали получать конспекты
под условным названием "музейный экспонат". Эти конспекты делаются
хорошим почерком, очень аккуратно, но, увы, они являются нерабочими,
поскольку автор и владелец этих конспектов почему-то молчат на семинарах,
т.е. практически не работают. "Музейные экспонаты" делаются для преподавателя,
ими любуются, но по ним не работают. Помните, конспект – это
ваша опора.
Замечание 4.
Не следует конспектировать слишком много. Не следует также конспектировать
и слишком мало. Знайте меру. Посоветуйтесь по этому вопросу с преподавателем
конкретно. Не конспектируйте того, что вы еще не читали. Конспекта
достойно только самое важное и интересное. Загляните в конец методического
пособия, по которому проходят семинары. Там вы найдете общий список
вопросов по курсу. На основании этого списка будут составляться билеты
к экзаменам. Не забывайте и о формулировке вопросов к семинару. Таким
образом, не конспектируйте все подряд, выделяйте главное, в конечном
счете, конспект служит решению поставленной на семинаре проблеме.
Замечание 5.
Не следует увлекаться ксерокопированием отдельных страниц статей
и книг, а тем более бессмысленно делать "копию" конспектов своего
товарища по курсу. Конспект помогает вам запомнить и усвоить тот материал,
который в нем содержится. Запомните, что память и работа могут быть
только своими, а соответственно, и знания – тоже.
Замечание 6.
Конспект должен быть подписан.
Добавление
Перед тем, как начать вести конспект к семинарским занятиям, обязательно
еще раз оговорите все правила и условия его ведения с вашим преподавателем.
Возможно, что правильный и отлично оцененный конспект даст вам привилегию
на зачете или экзамене.
Довженко Л.П., Ремарчук В.Н. Философия:
Учебно-методическое пособие. – М.: Юридический институт МИИТа,
2004. – С. 40-42.
Автор: Довженко Л.П., Ремарчук В.Н.
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|