Описание предмета: «Фонетика, психолингвистика, теория коммуникации»В теоретическом курсе фонетики изучается фонетический строй современного языка. В курсе фонетики студенты
знакомятся с современным состоянием науки о фонетическом строе языка, обобщают и углубляют знания фонетики,
учатся делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим языковым материалом.
Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и
предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка
не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е.
благодаря его связям со смысловыми единицами языка.
В соответствии с тем что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и
функционально-языковом аспектах, различают собственно фонетику и фонологию.
Различают общую и частную фонетику. Общая фонетика изучает общие условия звукообразования, исходя из
возможностей произносительного аппарата человека, а также анализирует акустические характеристики звуковых
единиц, закономерности сочетания звуков, влияния характеристик одного из соседних звуков на другие, а также
средства, которые используются для интонации.
В частной фонетике все указанные проблемы рассматриваются применительно к данному языку и сквозь призму
функций, которые то или иное фонетическое явление или единица выполняют.
Психолингвистика - наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Возникла в 50-х гг. 19
в. как реакция на появление практических задач, для решения которых оказался недостаточным аппарат лингвистики
и традиционной психологии.
Психолингвистика рассматривает речь как один из видов целенаправленной деятельности человека, подчиняющейся
общим закономерностям организации деятельности. Основные направления исследования - модели грамматического
порождения высказываний (А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова, И. А. Зимняя, Е. М. Верещагин), механизмы восприятия и
понимания семантической стороны речи, а также вообще закономерности семантической организации языковой
способности человека (А. А. Брудный, А. П. Клименко и др.); вероятностная организация восприятия речи (P. М.
Фрумкина и др.). Интенсивно разрабатываются проблемы психологии общения, закономерностей строения цельного и
связного текста. Основные области практического применения - обучение иностранному языку, инженерная и
космическая психология, детская речь, проблемы речевого воздействия (радио, ораторская речь и т.д.).
Теория коммуникации - научная дисциплина, изучающая методы и системы коммуникации.
В результате освоения курса студенты должны:
знать основные теоретические подходы к коммуникации как социальному явлению, структуру, функции и важнейшие
характеристики коммуникативного процесса,
владеть методологическим базисом изучаемой дисциплины, определять соотношение теории коммуникации со смежными
науками;
уметь вычленять из комплексного коммуникативного процесса отдельные коммуникативные акты, анализировать их по
всем возможным критериям типологизации;
иметь представление о специфике коммуникативных процессов в современном обществе, о свойствах и характеристиках
информационного общества;
иметь представление о едином методологическом базисе прикладных коммуникационных технологий, подходах к
эмпирическим исследованиям коммуникации и об эффективных приемах и методах профессиональной
массово-коммуникативной деятельности.
|