Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


ВЫПУСК № 4 "Теория рефератного дела"

Сегодня в нашей рассылке:

1. БЛИЦ_КОНКУРС!!! - результаты
2. Новые статьи
3. Продолжается конкурс "Лучший рассказ о том, как вы писали и защищали свои работы"
4. "Скороспелые рефераты" - подборка ссылок на статьи о том, как быстро написать рефераты на основе чужих работ
5. Бесплатный подбор материалов для студентов - отчет по подборке материалов
6. Списки периодической литературы

Дорогие подписчики!

Анонс: вскоре мы узнаем о том, как диссертанты готовят к защите свои работы. Как знать, может быть, кто-то из наших подписчиков захочет поступать в аспирантуру?

1. БЛИЦ_КОНКУРС!!! - результаты

Да... Активность посетителей была удручающе низкой, и мы свернули конкурс на полпути. Ответ на наш вопрос "Что значит слово "нехахиревато" так никто и не дал. А ведь, имея интернет, ответ найти было очень просто. "Нехахиревато" - "Hекрасиво". Архангельский говор. Словари или поисковики могли вам в этом помочь.

2. Новые статьи

Источник: http://konkurs.dtn.ru/metod/met2002

Методические рекомендации к написанию полевого отчета

Одной из форм самостоятельного исследования, которая может быть представлена на городскую олимпиаду школьников по археологии, является полевой отчет. В идеале, опыт в создании полевого отчета необходим любому человеку, стремящемуся получить специальное археологическое образование, так как подготовка отчета - это осмысление процесса полевых исследований. В первых своих экспедициях большинство школьников знакомятся только с методикой полевых исследований и некоторыми формами камеральной работы. Кружковцам-археологам предлагается вести личный полевой дневник, который объективно не может отражать всего объема исследований, поскольку "новобранцы" часто перемещаются по мере необходимости с объекта на объект, дежурят по лагерю, помогают в камералке. Но такой дневник помогает школьнику осмыслить то, чем он занимается, а руководителю позволяет выявить ребят, наиболее способных к самостоятельной работе и наблюдениям. Те старшеклассники, которые выезжают в экспедицию на протяжении нескольких сезонов и активно осваивают полевой исследовательский опыт, оставаясь под контролем профессиональных археологов, в состоянии руководить отдельными участками работ. Начальника участка освобождают от дежурств по лагерю, не перебрасывают на другие объекты. Необходимо сразу же отметить, что он должен сам вести полевой дневник, составлять полевые чертежи, брать нивелировочные отметки объектов: выполнять всю необходимую на участке фиксацию.

Именно эти документы являются основой для дальнейшего написания школьником олимпиадной работы, а начальником экспедиции они используются для подготовки отчета в полевой комитет. Когда начальник экспедиции и руководитель кружка - одно лицо, возможно активное участие школьников в создании настоящего полевого отчета. В качестве примера можно привести опыт работавшей в 70-е гг. во Дворце пионеров А. А. Жданова Сибирской археологической экспедиции А. В. Виноградова, где отчеты для полевого комитета готовились непосредственно подростками под руководством руководителя. Вся работа от подготовки описаний до перевода в тушь чертежей и печати фотографий лежала на школьниках. Надо сказать, что работа эта была очень увлекательной, она отнимала много времени, но позволяла включаться в научные исследования с большой полнотой. Неспроста из среды выпускников 70-х годов выросло много профессионалов, успешно работающих ныне руководителями различных экспедиций. Этот случай не единственный, подобный опыт есть у руководителей С. Л. Кузьмина, Т. М. Гусенцовой в Петербурге и в других регионах.
При написании олимпиадной работы суть полевого отчета остается той же, что и документов, подаваемых в полевой комитет, но кроме всего прочего, школьник должен продемонстрировать собственное знакомство с археологической проблематикой, в русле которой велось исследование описываемого памятника. Для этого работа должна предваряться вступительной частью с историографическим экскурсом и четким разъяснением исследовательских задач. Олимпиадный полевой отчет включает в себя подробное описание процесса раскопок, полевые чертежи, фотографии, опись и рисунки находок. Необходимо четко обозначить роль автора в исследованиях, степень его участия во всех видах работ. Поскольку творческая составляющая в школьных работах очень важна, автору рекомендуется в заключительной части представить собственные выводы и соображения, относительно данного памятника, его возможную реконструкцию.

В случае если вся школьная экспедиционная группа работает на одном большом сложном объекте, где одному подростку не под силу быть начальником раскопа, но школьники в полном объеме включены в процесс раскопок, помогая готовить чертежи, занимаясь нивелировочной съемкой объектов, ведя полевые дневники и описи, возможно написание группового полевого отчета несколькими авторами. Здесь рекомендуется обозначить вклад каждого человека: кто отвечал за чертежи, рисунки находок, подготовку текста и т. д.

Уже с первых школьных работ должно формироваться представление о научной этике, об авторском праве. Поэтому необходимо четко в начале текста указывать держателя открытого листа, имя научного руководителя работы и т. д. Естественно, работы по неопубликованным материалам полевых исследований пишутся только с согласия начальника экспедиции и с его отзывом. Руководитель кружка должен следить за тем, чтобы все эти данные были обозначены в публикуемых тезисах. Для полевого отчета это особенно важно, так как результаты полевых исследований в школьных работах, которые подготавливаются сразу после экспедиции, часто публикуются в сборниках олимпиад раньше, чем в научных изданиях.
Публичное выступление на Олимпиаде должно быть хорошо иллюстрировано рисунками, чертежами, фотографиями, а наиболее важные моменты раскопок - слайдами или видеозаписью. Докладчик должен описать памятник, обосновать задачи исследования, дать подробную и четкую характеристику раскопанного объекта и представить выводы в свете тех задач, которые были сформулированы.

Совершенно иначе готовятся отчеты для участия в конкурсах школьных экспедиций, которые проводятся организациями, непосредственно к научным исследованиям или специальным образовательным учреждениям отношения не имеющим. Все это не исключает значимости проведенных в экспедиции наблюдений, но научные отчеты готовятся для специальных организаций отдельно. Цель конкурсов, проводимых туристскими организациями, Русским Географическим обществом другая: показать исследовательский потенциал детской экспедиции, поделиться опытом ее организации и, наконец, просто педагогическим опытом. Для участия в таких конкурсах организаторами обычно подготавливаются методические рекомендации, которым необходимо следовать. Главное различие с научным отчетом состоит в том, что вся полнота научного результата здесь не нужна, а важно показать и доказать реальное участие детей в исследовательской деятельности. Для археологической экспедиции можно представить фрагменты полевых дневников подростков (заметим, что при подготовке научного полевого отчета данные дневника препарируются, так как это исходный материал, один из источников научного текста, тогда как для туристского экспедиционного отчета, сам по себе текст дневника - это иллюстрация), один-два полевых чертежа, выполненных детьми самостоятельно, фотографии ребят с рейкой и прибором, в процессе работы на раскопе и участия в камеральной обработке находок. К отчету необходимо приложить отзывы о работе от научных руководителей, научных организаций, которые определяли задание для данной группы и другие возможные документы, которые характеризуют деятельность экспедиции. Кроме этого, экспедиционный отчет подразумевает подробное описание организации быта и досуга, обеспечение безопасности. Здесь могут прилагаться многочисленные и разнообразные иллюстрации: всевозможные экспедиционные фотографии, рисунки школьников, тексты самодеятельных песен, экспедиционное меню, раскладка продуктов, выполненная завхозом и т. д. Очевидно, что здесь на первый план выходят педагогические и образовательные результаты, мастерство руководителя в организации подростковой экспедиции. Безусловно, эти отчеты имеют, с одной стороны, значение яркого живого методического материала. С другой стороны, выполняют определенные педагогические задачи, ведь к подготовке привлекаются помимо научно активных ребят, и те, которые не проявили себя, как исследователи, но принимали важное участие в жизни экспедиции: выполняли "черную" работу на раскопе, были завхозами, работали на кухне и т. д.

Таким образом, требования к полевому научному отчету, выполняемому детьми по результатам научных исследований и экспедиционному отчету, представляемому на туристский конкурс изначально различны, так как различны задачи проводимых мероприятий. И если для археологического коллектива в той или иной мере приобщиться к созданию полевого отчета обязательно, то участие в конкурсе экспедиций является одной из добровольных форм педагогических работы.

Т. А. Жеглова

Источник: http://konkurs.dtn.ru/metod/met2002 - данная статья будет полезна всем студентам

Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата, научно-исследовательской или курсовой работы по археологии

Более 20 лет Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных в сотрудничестве с Институтом истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербургским Государственным университетом и Государственным Эрмитажем проводит Открытые городские, региональные и Всероссийские олимпиады по археологии, этнографии, истории религии и искусствоведению. За эти годы сотни петербургских и иногородних школьников представляли на конкурс свои работы, которые порой становились их первыми шагами в науку. Для многих участие в олимпиаде играло решающую роль при выборе будущей профессии. Олимпиадные работы были различны по тематике, жанру и уровню подготовленности. Большинство из них свидетельствовали о серьезной подготовке, хорошем знании предмета, подлинном творческом энтузиазме молодых авторов. Но, к сожалению, многие не в полной мере отвечали требованиям, предъявляемым к сочинениям подобного рода. Среди наиболее распространенных недостатков - отсутствие четкой структуры и неопределенность в постановке задач, чрезмерно высокая степень компилятивности, небрежное или неправильное оформление, отсутствие справочно-библиографического аппарата и многое другое. Те же погрешности часто встречаются и у студентов младших курсов при подготовке курсовых работ.

Это вынудило нас взяться за перо и предложить некоторые рекомендации в надежде на то, что они смогут помочь начинающим авторам, которые впервые приобщаются к научному исследованию и поиску. Учитывая то обстоятельство, что курсовые работы студентов младших курсов (особенно первокурсников) носят, как правило, реферативный характер, прежде всего, рассмотрим, чем реферат отличается от исследовательской работы.
Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.

В отличие от научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получение нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

Как видно из сказанного, реферат - это не простой пересказ прочитанного, а серьезная работа, требующая, вообще говоря, довольно основательной подготовленности автора. Напомним, что наряду с главной задачей ознакомления с трудами ученых-историков, реферат ставит не менее важные учебно-методические цели, присущие и научной работе. Это - обдуманный выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ содержащихся в научной литературе фактов, положений и выводов, их группировка, логичное изложение в соответствии с планом и собственной оценкой автора реферата, составление справочного аппарата (сносок и списка использованной литературы) и оформление всего текста. Работая над рефератом, учащийся получает возможность обрести навыки анализа научной литературы, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы. Написание даже небольшого сочинения на избранную научную тему, безусловно, содействует более глубокому ознакомлению с материалами, относящимися к соответствующему историческому периоду, способствует овладению целым рядом полезных навыков, в частности, умению самостоятельно работать с книгой, помогает выявить интерес и определить круг возможных дальнейших научных занятий.

Рассмотрим процесс работы над рефератом по этапам. Во-первых, очень важно правильно выбрать тему. Она не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы (20-30 страниц) не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Для этого существуют тематические каталоги библиотек и библиографические указатели литературы. Например, существует специализированный указатель по археологической литературе, выходившей в СССР начиная с 1918 г. Работы последних лет отражены в ежемесячных указателях литературы по истории, археологии и этнографии, издаваемых Научно-исследовательским институтом общественных наук (ИНИОН). Подобного рода указатели и библиографии имеются в справочно-библиографических отделах всех крупных библиотек. Информацию о литературе можно также почерпнуть из справочно-библиографического аппарата (ссылок) изданий посвященных данной теме.

Если тема реферата или курсовой работы связана с использованием материалов и документации, полученных в ходе недавних полевых работ и еще не введенных в научный оборот посредством публикаций, то необходимо заранее заручиться разрешением авторов этих работ на использование подобных материалов. То же самое касается археологических и документальных коллекций, хранящихся в музеях и архивах - нужно заранее договориться с администрацией и хранителями о возможности работы с этими коллекциями. Однако, учитывая существующие правила, которые ограничивают доступ школьников и студентов младших курсов к подобным материалам, они, как правило, ограничиваются анализом литературы. Это представляется методически верным, так как знакомство с любой научной проблематикой следует начинать с освоения имеющейся основной научной литературы.

Выбор темы, конечно, должен быть осознанным, то есть, прежде всего, должен отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем или руководителем работы, который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке задач работы. Начинающим исследователям можно рекомендовать темы, связанные с историей археологии как научной дисциплины, с историей изучения тех или иных памятников, культур, регионов, так как именно такие историографические экскурсы лучше всего позволяют познакомиться с методами археологического исследования и приблизиться к конкретной научной проблематике.

Когда выбор сделан, следует приступать к чтению соответствующей литературы. Здесь нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного, а зачастую, и псевдонаучного характера, что для малоопытного читателя не такая уж простая задача. К сожалению, и раньше, а особенно в последние годы, издается огромное количество публикаций весьма сомнительного качества. Особенно этим грешат научно-популярные журналы и периодическая печать. В погоне за сенсациями они помещают на своих страницах дилетантские недостоверные статьи, "опровергающие" устоявшиеся проверенные мнения, традиционные датировки или связывающие древние памятники, например, с деятельностью каких-то мистических сил или космических пришельцев. В первую очередь это касается проблем древнейших цивилизаций, широко известных сооружений древности (мегалитов, пирамид, огромных статуй), поиска сокровищ и исчезнувших городов, типа легендарной Атлантиды. Появляются целые отрасли псевдонаучных знаний, вроде "пирамидологии", пытающейся решать с помощью точных обмеров египетских пирамид загадки вселенной или "новой хронологии", опровергающей всю традиционную хронологию древнего мира и средневековья. Подобные "труды" издаются в солидных издательствах, а авторы их могут иметь и научные звания, и солидные регалии. Поэтому здесь тоже не лишним будет обратиться за консультациями к руководителю или специалистам.

Отличительными чертами научной литературы являются наличие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов, музеев. Чтение научной литературы, по сравнению с художественной, развлекательной или информационной, требует специфических навыков и подходов. При встрече с непонятными терминами нужно не лениться заглянуть в словари. Существуют специальные словари археологических терминов. Очень желательно составление кратких конспектов прочитанного, где можно отмечать основные подходы, выводы автора. Полезно делать выписки фрагментов текста, которые потом могут быть использованы в работе. Необходимо сразу же составлять библиографические карточки, на которые заносить выходные данные, почерпнутые из прочитанных изданий, используя принятые стандарты библиографического описания (автор, название, место и год издания, издательство, страницы). Например, для монографий: Амальрик А. С., Монгайт А. Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. М* ., Издательство АН СССР, 1959; для статей в сборниках: Столяр А. Д. О научном предвидении в археологии // Древности Русского Севера. Вып. I. Вологда, 1996. С. 3-11.; для статей в журналах и периодических изданиях: Курочкин Г. Н. Раскопки скифского "царского" кургана на юге Сибири // Археологические вести. 1993. № 2. С. 31-43. Названия работ иностранных авторов приводятся только на языке оригинала. Начинать знакомство с избранной научной темой лучше всего с чтения работ обобщающего характера, относящихся к данному периоду, региону, постепенно входя в проблематику и переходя к узкоспециальной литературе.
Проанализировав прочитанное и отбросив второстепенное для избранной темы, следует, сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание своими словами. Возникающие по ходу работы собственные суждения и оценки лучше записывать на свободном поле листа конспекта или карточки, выделяя другим цветом или помещая в квадратные скобки, чтобы не спутать с конспектируемым текстом. Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем предстоит выбрать, сконструировать из наработанного конечный вариант реферата и составить его план.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе учащегося, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. Составляется он обычно по хронологическому или проблемному принципу. Первый предполагает рассмотрение того или иного явления в его историческом развитии (от прошлого - к настоящему), второй - изучение нескольких явлений (проблем) и связей между ними. Возможно сочетание обоих подходов с применением проблемно-хронологического принципа раскрытия темы. Все пункты плана должны быть дословно повторены в тексте реферата в качестве заголовков разделов.

План учащийся составляет самостоятельно, с учетом замысла работы. Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану реферата традиционным является следующий:

Введение.
Глава 1 (полное наименование главы).
Глава 2 (полное наименование главы).
Глава 3 (полное наименование главы).
Заключение (или выводы).
Список использованной литературы.
Приложения (по усмотрению автора).

Против каждого из перечисленных пунктов указывается страница, с которой данный пункт начинается в тексте реферата.

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа - дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной вами темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы.

В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом.

В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения.

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА

Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию реферата. Работу рекомендуется сначала писать на черновике, на одной стороне листа с полями слева, чтобы при необходимости можно было делать текстовые вставки на полях или на оборотной стороне листа. Автору нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало цели и названию параграфа.
Написав черновую рукопись, нужно отредактировать весь написанный текст. Приступать к редактированию работы лучше спустя 2-3 дня. Взглянув на написанный текст свежим взглядом, легче увидеть свои ошибки и выбрать путь для улучшения содержания работы. Черновой вариант рукописи должен быть переписан набело, лучше перепечатать его на пишущей машинке или набрать на компьютере.

Излагать материал в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком.

Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры.

Реферат - не журналистское расследование. Характерные для публицистики эмоциональность и пристрастность при написании реферата недопустимы. Позиция автора должна быть непредвзятой, объективно отстраненной и беспристрастной. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. В то же время следует избегать чрезмерной наукообразности. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления непонятных терминов, а в случае их применения - объяснять значение терминов в скобках или сноске.

В научных исследованиях и рефератах, в отличие от публицистики, приняты косвенные формулировки авторской позиции: "Как представляется...", "Думается, что...", "На наш взгляд...". Не принято изложение от первого лица. Например, вместо "Я уверен, что..." лучше применять такие обороты как "автор считает", "по мнению автора", "нет сомнения в том, что..." и т. д.

Чтобы избежать хронологической путаницы при датировании событий, необходимо иметь в виду, что до 1 февраля 1918 г. в России применялся так называемый "старый стиль", и все даты до этого срока надо давать по нему. Разница между "старым" и "новым" стилями (юлианским и григорианским календарями) составляла: в XVIII в. - 11 дней, в XIX в. - 12 дней, в XX в. (до 1. 02. 1918 г.) - 13 дней.

Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный или в компьютерном исполнении) - разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок. Работа выполняется на вертикально расположенных листах. Все страницы реферата, исключая титульный лист, нумеруются арабскими цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы. Объем реферата в среднем - 15-20 страниц (то есть 25-40 тыс. печатных знаков* ) формата А4 (210 х 297 мм), набранных на компьютере и заполненных с одной (лицевой) стороны. В рукописном варианте количество страниц самостоятельно определяется автором работы пропорционально указанной норме.

ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТ И ССЫЛОК

Библиографические ссылки употребляют: при цитировании; при заимствовании положений, статистических данных, таблиц, иллюстраций; при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос.

Виды библиографических ссылок
Внутритекстовые ссылки (непосредственно в строке после текста, к которому относятся). Например: М. А. Дэвлет считает, что в первой половине XIX в. полевые исследования на Енисее имели эпизодический характер. (Дэвлет М. А., 1996. С. 16, либо: Дэвлет 1996: 16) В этом случае в тексте указывается только фамилия автора, год выхода работы, страница, а полное название приводится в списке литературы.
Подстрочные (называемые также постраничными или обычными) ссылки (сноски) оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится на верхнем регистре цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, длина которой составляет две трети размера ширины страницы и проводится ниже последней строки листа, этот номер повторяется и за ним следует название источника. Постраничные ссылки (сноски) нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой новой странице нумерацию ссылок начинают сначала.
Затекстовые (концевые) ссылки приводятся в примечаниях в конце главы или всего основного текста. Нумерация может быть по главам или сплошная по всей работе.

Литература в сносках приводится так же, как и в библиографическом списке (автор, название, выходные данные), но с двумя отличиями: издательство не пишется, а вместо общего числа страниц указывается та страница (или страницы), с которой взята использованная в реферате информация. В сносках, при перечислении выходных данных издания, между обозначением или названием города и годом ставится запятая и отделяется от обозначения страницы точкой, а перед номером страницы помещается прописная (заглавная) буква "С" с точкой.

При буквальном воспроизведении текста других авторов в собственном реферате нельзя допускать никаких искажений авторского текста. Все цитаты заключаются в кавычки, длинные цитаты допускается сокращать, если это не искажает смысла фразы. Опущенные слова при этом заменяются многоточием.

При повторных ссылках на одно и то же издание несколько раз подряд на одной странице реферата в сноске указывается: "Там же. Страница такая-то". А если повторная ссылка производится на ту же страницу источника, она (страница) в сноске не указывается. В таком случае в подстрочном примечании пишется только: "Там же".

Если приходится неоднократно ссылаться на работу одного автора в разных местах реферата, она в первый раз приводится полностью (Например: Шумкин В. Я. Неолит Кольского полуострова // Древности Русского Севера Вып. 1. Вологда, 1996. С. 69.), а в последующих сносках после фамилии и инициалов автора, вместо названия и выходных данных издания, пишется "Ук. соч." ("Указанное сочинение") и приводится необходимая страница. Например: Шумкин В. Я. Ук. соч. С. 69.

При повторной ссылке на одну из нескольких уже упомянутых работ одного автора (Тихонов И. Л. Деятельность академика А. С. Лаппо-Данилевского в археологии // Очерки истории отечественной археологии. Вып. 2, М., 1998. С. 158) достаточно привести первые слова ранее полностью названного произведения (Тихонов И. Л. Деятельность академика: С. 158).

Если ссылки при цитировании приводятся не по первоисточнику, то необходимо указать в подстрочном примечании "Цит. по:", далее описывают источник, откуда была заимствована цитата.

Недопустимо соединение двух цитат или их частей в одну, а тем более - использование чужих мыслей, выводов и приведенных другими фактов без ссылки на автора. Это рассматривается как присвоение чужой интеллектуальной собственности (плагиат). Вся литература, указанная в подстрочных примечаниях (сносках) реферата, должна быть в алфавитном порядке включена в библиографический список. При подготовке работ рекомендуется пользоваться следующей общей научно-методической литературой:

Демидова А. К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы: Учебное пособие. - М.: Русский язык, 1991.

Методические указания по организации поиска литературы, оформлениют библиографического списка, ссылок. - Л., 1986.

Соколова Е. П. Оформление библиографического аппарата курсовых работ. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Новые компьютерные технологии позволяют современному исследователю работать с неизмеримо большим объемом информации. В глобальной сети Интернет сегодня можно найти оцифрованные труды отечественных и зарубежных историков, электронные копии архивных документов, тысячи отсканированных исторических источников, включая уникальные античные и средневековые тексты, материалы археологических и этнографических экспедиций, коллекции фотографий, карт, схем и пр.

В то же время начавшаяся "электронная эпоха" ставит перед историками новые проблемы: проблему достоверности вводимых с помощью компьютера сведений (как установить идентичность электронной версии и оригинала исторического документа); проблему оперирования информацией (как делать ссылки на электронный текст, если он не пронумерован и как цитировать фрагменты электронной копии, если соответствующая страница-сайт может изменить адрес или исчезнуть).

В нормативно-правовом плане эта проблема до сих пор не решена. Стандарты научной работы в новой информационной среде, которые гарантировали бы достоверность и проверяемость информации, не сформулированы ни в США, ни в Старом Свете, ни в России.

Учащимся, пишущим рефераты и исследовательские работы, можно лишь посоветовать, при работе с историческими электронными ресурсами, руководствоваться несколькими нехитрыми правилами:

Стараться ссылаться лишь на те ресурсы, которые существуют только в электронной версии. В Интернете сегодня можно найти исторические журналы, не имеющие печатных аналогов: "Русский журнал" (www.russ.ru), "Русский исторический журнал" (www.mahaon.ru), "Мир истории" (www.tellur.ru). Среди подобных изданий выгодно отличается степенью научности журнал "Исследовано в России" (http://zhurnal.ape.relarn.ru), существующий в Интернете с 1998 г. На его страницах размещаются статьи, имеющие рекомендации двух докторов наук, известных в качестве специалистов по заявленной тематике;

Избегать ссылок на литературу и документы, размещенные на частных интернет-сайтах. Авторы любительских коллекций часто грешат размещением на своих страницах небрежно отсканированных и не пронумерованных текстов исторических произведений и не делают при этом ссылок. Кроме того, частные сайты, в отличие от сайтов солидных научных центров и университетов, могут неожиданно изменить адрес, либо вовсе исчезнуть;

Критически относиться к электронным ресурсам, так же как и к печатной продукции. К сожалению, в русскоязычном Интернете история пока слабо представлена. При этом большинство сайтов - невысокого качества. В Интернете можно найти немало исторических публикаций, которые не признаются научным сообществом в качестве достоверных и не включаются в списки использованной литературы и источников. Так, сразу на нескольких частных сайтах выставлена "Влесова книга", комментируемая как "первый славянский исторический и культурный источник", что совершенно неверно;

библиографическое описание электронного ресурса Интернета (URL), как правило, должно включать имя автора, дату публикации, название документа, адрес сайта, полный путь к документу, дату доступа (последнюю дату проверки ресурса).

СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа 7.1-84 "Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления". Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием в алфавитном порядке и нумеруется.

Некоторые авторы из общего списка литературы выделяют в отдельный перечень издания справочно-энциклопедического характера. Если в реферате есть ссылки на мемуары, дневники, письма, газетные материалы и другие источники, этот раздел должен быть назван "Список использованных источников и литературы".

Общий список использованных при написании реферата литературы и источников должен включать не менее 5 работ, расположенных в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий, если перед ними фамилии авторов не указаны (например, некоторые учебные пособия, коллективные монографии, сборники).

В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в реферате (цитируются, на них ссылаются, или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора реферата, если на это указано во введении). Нельзя вносить в список прочитанные, но не использованные в работе книги, а тем более вовсе незнакомые автору произведения, названия которых он переписал из библиотечных каталогов или библиографии в других книгах. Это расценивается как научная недобросовестность и реферат в таком случае к защите не допускается.

В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания и количество страниц, которые обозначаются строчной, то есть маленькой, буквой "с" с точкой. Например, Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. 432 с. Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: Без м. и г. издания.

Издательство указывается после двоеточия, следом за обозначением или названием города, при этом если название представляет собой личное имя, то оно пишется в именительном падеже и без слова "издательство" (Владос, Вече, Полигон). В случае указания ведомственной принадлежности издательства, слово "издательство" входит в название и обозначается сокращенно (Изд-во Моск. ун-та, Изд-во Ленингр. ун-та, Изд-во стандартов).

Библиографические описания книг (монографий, учебников, справочников), написанных одним, двумя или тремя авторами, должны включать: фамилии и инициалы авторов; заглавие книги; сведения о повторности издания; место издания; порядковый номер тома, выпуска или части; количество страниц. Если авторов больше трех, то книга описывается под заглавием, после которого ставится косая черта и указываются инициалы и фамилии первых трех авторов со словами "и др.". Статьи из сборников включаются в список также в алфавитном порядке фамилий авторов. После названия сборника и одной косой черты (/) в именительном падеже могут быть указаны его составитель, либо ответственный, главный или научный редактор (например, Анисимов Е. В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Сост. С. В. Мироненко. М.: Политиздат, 1991. С. 186-220.). В сборнике вместо общего числа страниц указываются крайние страницы (первая и последняя) используемой статьи данного сборника.

В списке использованных журналов и газет между названиями статьи и издания ставятся две косые черты с правым наклоном (//). Например: Писарькова Л. Ф. Развитие местного самоуправления в России до Великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001. № 2. С. 3-23.

В ссылках на статьи в ежедневных газетах указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название издания, год, число и месяц выхода в свет. Страница газеты указывается лишь в тех случаях, когда в данном номере более 6 страниц. Название газеты, в котором одно из двух слов прилагательное, его допустимо сокращать (Веч. Петербург, Российская газ. и пр.). При отсутствии заголовка и сведений об авторстве газетной информации, указывается только название газеты и дата выхода ее в свет. Например: Известия. 2001. 22 июня.

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ

В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором реферата таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

Приложение должно иметь название или пояснительную подпись с обозначением изображенных лиц, исторического события (с указанием места и даты) или памятника культуры (с указанием авторства, местонахождения и времени создания). Если приложение впервые составлено автором реферата, перед литературой с обозначением страниц, откуда взяты вошедшие в приложение данные, необходимо указать: "Сост. по:". В иных случаях приложение должно содержать ссылку на те произведения, откуда оно взято или на фактический материал, который послужил основой для составления данного приложения. Ксерокопированные, перефотографированные или перерисованные от руки иллюстрации также должны иметь ссылку на источник и пояснение способа воспроизведения (например: "ксерокопировано с...", "перефотографировано с...", "перерисовано с..."). Произведения, из которых заимствованы иллюстрации, также вносятся в общем алфавитном порядке в список использованной литературы и источников.
Работа над олимпиадными или курсовыми сочинениями завершается их публичной защитой. Защита предусматривает выступление с кратким объяснительным словом к своей работе, в котором должно быть продемонстрировано умение кратко изложить научную концепцию своей работы. Отвечая на вопросы членов комиссии и присутствующих, автор должен обнаружить глубину знаний по избранной проблематике, умение защищать и обосновывать свою точку зрения, продемонстрировать общую культуру и эрудицию.

И. Л. Тихонов

3. Продолжается конкурс "Лучший рассказ о том, как вы писали и защищали свои работы":

Присылайте нам свои рассказы (всего будет принято 25 рассказов, все они публикуются на сайте со ссылкой на ваш сайт)

4. "Скороспелые рефераты" - подборка ссылок на статьи о том, как быстро написать рефераты на основе чужих работ

Эти анонсы статей, которые запрещены для перепечатки, но представляют интерес для студентов. Мы советуем вам пройти по ссылке и ознакомиться с ними на сайте-источнике. Ссылки откроются в новом окне.

Источник: http://tarasei.narod.ru/recom.htm

Рекомендации по написанию дипломной работы, курсовой, реферата...

Реферат - за пол часа? Курсовую работу - за час? Диплом - за три часа? Да, легко и непринужденно! И исключительно на положительную оценку!

Заинтересованы? Тогда читайте дальше.

tarasei c 2002

Читать полностью на сайте http://tarasei.narod.ru/recom.htm...

Источник: http://tarasei.narod.ru/recom2.htm

Рекомендации по написанию Дипломного исследования (дипломной работы) для студентов-юристов

...Данные рекомендации совсем не будут похожи на те, что дают в вузах - здесь не будет ни ГОСТов по оформлению сносок, ни правил по оформлению текста и источников использованной литературы. Тем более, как показывает наша практика - требования к оформлению в каждом вузе свои.

tarasei c 2002

Читать полностью на сайте http://tarasei.narod.ru/recom2.htm...

5. Бесплатный подбор материалов для студентов

АРХИВ № 4 (с 04-11-2003 до 11-11-2003) - готовится к публикации, за этот период мы разослали 277 подборок бесплатных материалов.

6. Списки периодической литературы

Мы предлагаем вам подобрать на нашем сайте статьи для вашего списка литературы. Мы можем выслать вам бесплатно некоторые из этих статей для ознакомления и анализа при подготовке ваших научных работ, при условии, что вы не будете их использовать в коммерческих целях. В открытом доступе на нашем сайте статьи выкладываться не будут.

2003 - 2002 - 2001 - 2000 - с разбивкой по годам в zip-архивах

Подберите свежие статьи в .html-файлах:

2003 - 570 kB 2002 - 580 kB
2001 -515 kB 2000 - 340 kB

Каталог периодических изданий - с разбивкой по алфавиту

2003 год: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Ю - Я - прочее

2002 год: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Ю - Я - прочее

2001 год: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Ю - прочее

2000 год: А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Э - Ю - прочее

Мы с признательностью выслушаем ваши предложения о том, что вы хотели бы увидеть в нашей рассылке.

До встречи через неделю!

Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина, 05.06
Большое спасибо за диплом. 2 июня была защита, все замечательно: рецензию написали отличную, очень хорошо, что были приложения, никаких претензий нет. Вам еще раз большое спасибо и никаких претензий к Вам нет.