ВЫПУСК № 101 "Рекомендации по работе в библиотеке"
Дорогие подписчики!
В сегодняшнем выпуске рассылки мы представляем вам статьи с рекомендациями по работе в библиотеке, по ведению конспектов, а также статьи о том, как помочь своему зрению выдержать
учебную и рабочую нагрузку.
Итак, сегодня в нашей рассылке статьи:
1. Инструкция по посещению библиотеки
2. Студенткам – молодым мамам: в библиотеку с малышом
3. Технология ведения конспектов
4. Гимнастика для глаз
5. Ароматерапия на страже зрения
Инструкция по посещению РГБ (РГБ - Российская государственная библиотека. Ранее - библиотека им.В.И.Ленина)
Целесообразно еще с домашнего или рабочего компьютера поискать литературу, если вы не осчастливлены списком литературы.
Если что-то нашлось, сходить на http://www.rsl.ru/ и в электронном каталоге http://aleph.rsl.ru/F/?func=file&file_name=find-a простым поиском или "по сочетанию
полей" ищите требуемое. Причем надо вводить только фамилию автора (инициалы не нужно), и от названия произведения только первое слово. Это "по сочетанию полей".
Если умный поисковик вывалил кучку литературы, то делаем, что пишут:
"Щелкните по ссылке _Все экземпляры_ для просмотра информации об экземплярах издания"
Если потом есть подчеркнутое слово _заказ_, то по нему нажимаем и заказываем (если вы - читатель РГБ).
Только надо учесть, что в электронном каталоге можно заказать только три книги в сутки. А иногда что-то там глючит, и заказать можно только одну книгу (или если вы по
случайности трижды чмякнули по кнопочке _заказ_ ).
В принципе все то же самое можно делать из библиотеки. Я только там в интернет не ходила ни разу, но знаю, что можно.
И если вы ищете литературу посредством библиотечного компьютера из библиотеки, то можно сразу заполнять читательские требования, если найденные книги есть не в
электронном, а в обычном каталоге. Читательские требования - эти листочки есть прямо в зале электронного каталога.
В электронном каталоге книги в основном от 2003 г. издания. А более ранние - в обычном.
Огромное неудобство РГБ - то, что книги принесут не сразу, а назначат время. Обычно - через час-полтора. В особо тяжелых случаях - на следующий
день.
Как правило, я или езжу вечером и заказываю на другой день, или еду утречком, заказываю то, что нашла предварительно. И иду искать дальше. А за это время мне уже готово,
что я раньше заказала.
Ищу нужное, сдаю ксерить, пока ксерится - получаю сегодняшнее, ищу.
Студенткам – молодым мамам. В библиотеку с малышом.
Несомненно, библиотека лучший друг студента, и без нее никуда – ни в дипломированные специалисты, ни в сессию с допуском. Поэтому хочется дать несколько
советов по посещению библиотеки с малышом.
Слинг или кенгурушка и специальная удобная одежда, позволяющая пристойно кормить грудью в общественных местах, должны спасти мать русской демократии.
Дите ест – мама работает.
Подрощенные дети, особенно где-то с года до двух – от обретения повышенной двигательной активности, но еще до возникновения хоть какой-то сознательности – на мой взгляд,
самый тяжелый случай. По крайней мере, со своим трехлеткой проблем у меня нет, чего не скажешь о младшем, полуторагодовалом сыне.
Но и тут есть варианты и выработанные практикой правила
1. Принести НОВОЕ занятие с собой
Если вы собирались купить ребенку новые карандаши, фломастеры, конструктор, логический куб, машинку, бусики, блокнотик, книжку, пупсика с набором одежки – отложите этот
момент до посещения библиотеки. Конечно, нужно что-то не слишком наносящее урон окружающей среде, пожалуй, маркеры, пластилин, мелки и краски не подойдут. Конструктор
тоже подойдет не всякий – не стоит искать потом мелкие детали по всей библиотеке. По крайней мере, моим сыночкам вполне хватает по машинке на душу населения, купленные в
ближайшем ларьке по 5 рублей. Они их катают и тихонько урчат.
2. Сытый ребенок – тихий ребенок
Если вы наперекор кариесу все же позволяете ребенку конфету- другую в день, оставьте этот сладкий момент для библиотеки. Чупа-чупс – отличное ротозатыкательное решение
проблемы (не забудьте взять влажные салфетки вытирать липкие ручки и мордочку). Еще хороши сушки. Они не крошатся. Для спокойных детей подойдет сок в коробочке с
трубочкой или в рожке с соской – в зависимости от возраста. Но у моих есть манера махать этой коробочкой-бутылочкой и поливать окружающих. Яблоко, банан. Жевачка, если
практикуется такое.
3. Минимизация времени
Очевидно, что все эти меры – временные, надолго их не хватает. Поэтому не стесняйтесь просить у библиотекарей помощи в подборе материала. Как правило, в библиотеках
работают фанаты этого дела, они всегда рады помочь, а мамским проблемам они сочувствуют.
Пользуйтесь ксероксом для книг из читального зала. Услуги по ксерокопированию сейчас предоставляют сейчас практически все библиотеки. 3 рубля за страницу – не слишком
большая плата за спокойствие.
4. Пользуйтесь ближайшей библиотекой
Конечно, с детьми далеко ехать не хочется, а в центральные и серьезные библиотеки с ними и не пускают. Но везде есть районные библиотеки, а скудность фонда можно
победить, заказав книгу по МБА (Межбиблиотечному абонементу). Это не слишком удобно, да и небыстро, поэтому надо начинать работу над курсовой не в последнюю неделю,
времена студенческой безалаберности прошли – вы теперь ответственные главы семейств!
Удачи Вам в написании дипломов и спокойствия и здоровья Вашим деткам!
Зачем вообще нужен конспект?
Некоторые преподаватели (преимущественно при стационарной форме обучения) требуют обязательного ведения конспектов и периодически собирают их на проверку. Конспект
обязательно пригодится при подготовке к экзаменам. Например, с помощью моих конспектов к экзаменам готовились не только я и мои подружки-одногруппницы, но еще и две мои
подруги на год и на два младше. Конспект даже может пригодиться во время работы. Несмотря на то, что мои конспекты ощутимо потрепаны тремя поколениями студентов - время
от времени я прибегаю к их помощи, решая рабочие вопросы.
Конспектировать с непривычки не так-то просто.
Бесполезно пытаться записать дословно всю лекцию: средняя скорость русской речи составляет 125 слов в минуту, а среднестатистическая скорость письма человека - 50-70
слов в минуту.
Лектор не диктует в темпе, подходящем для дословной записи, а объясняет, рассуждает, ведет диалог с учениками и т.д. Следовательно, механический диктант не оставит
возможностей для размышления и анализа услышанного и принесет больше вреда, чем пользы.
Таким образом, конспектирование становится полезным только тогда, когда записано самое существенное.
Конспектируя, студенту приходится одновременно слушать, анализировать, выбирать и писать. Студент должен отслеживать основные идеи из объяснения преподавателя, держать в
уме ход объяснения целиком, одновременно записывая так, чтобы потом можно было прочесть написанное и восстановить в памяти содержание лекции.
И, самое важное, этими конспектами лекций придется систематически (или периодически :)) пользоваться. Следовательно, конспект нужно вести так, чтобы с ним потом можно
было работать - и чтобы работать с ним было удобно.
Для успешного овладения технологией ведения конспектов достаточно усвоить несколько простых правил:
1. Убедитесь, что вы понимаете свой почерк.
Около 60% людей с трудом разбирают свои собственные записи. Следовательно, конспект нужно стараться вести разборчивым почерком, четко и аккуратно.
2. Покупайте для конспектов тетради с полями.
На полях вы сможете указывать дату лекции, помечать особо важные или непонятные места (!, ? и т.д.), делать специальные пометки, которые помогут вам пользоваться
конспектом на экзамене (и такое бывает :)).
3. "Шапка" конспекта должна включать в себя следующие пункты: дата, тема, суть рассматриваемых на лекции вопросов (план лекции). Это значительно
облегчит дальнейшую работу с конспектом.
4. Сделайте конспект наглядным.
Меня очень часто на экзаменах выручала зрительная память - мысленно перед глазами "всплывала" необходимая часть конспекта. Особенно это оказывалось кстати, когда речь
шла о схемах, таблицах, последовательности действий. Естественно, если конспект весь монотонно-синий, перед глазами "всплывать" просто нечему. Для наглядности конспекта
советуют использовать различные приемы: составлять схемы, таблицы, зарисовки, выделять и подчеркивать, использовать ручки разных цветов. Не следует, конечно,
пользоваться 18 разноцветными фломастерами, но 2-3 цвета при ведении конспекта помогут вам ориентироваться в нем, выделить наиболее важные места и т.д. С этой же целью
можно подчеркивать или обводить рамочкой ключевые слова и самые важные фразы, выделять термины ПРОПИСНЫМИ буквами.
5. Не загромождайте страницу.
Отделяйте один смысловой отрывок от другого через абзац (красную строку). Не жалейте места - пропустите строчку-другую, оставьте немного свободного места после каждого
пункта темы, чтобы можно было потом добавить пару строк при необходимости.
6. Не бойтесь спрашивать и дописывать конспект.
Если какую либо мысль лектора не удалось записать, нужно оставить место (можно сделать пометку на полях) и заполнить этот пробел, обратившись после занятия к
одногруппникам или к преподавателю. Если вам что-то непонятно, поставьте на полях вопросительный знак, и при первой же возможности спросите у преподавателя.
7. Старайтесь не пользоваться копиями чужих конспектов.
Если вы забыли тетрадь по какому-либо предмету, не отказывайтесь от ведения конспекта. Носите с собой на всякий случай самую дешевую тетрадку "на растерзание".
Естественно, больше всего вам она пригодится для игр в "Морской бой", но иногда случаются непредвиденные ситуации - например, внезапная самостоятельная работа или
забытая тетрадь. Придя домой, вы просто вложите листы с конспектом в соответствующую тетрадь.
Если же вы пропустили занятие, не поленитесь - перепишите конспект одногруппника от руки. Возможно, у вас возникнут вопросы к нему или преподавателю, да и свой почерк
как-то роднее.
8. Неправильно написанное или ставшее неактуальным нужно зачеркивать аккуратно, но так, чтобы сразу было видно, что данный текст вымаран. Пару строчек
можно зачеркнуть сплошной прямой линией, а рисунки, таблицы, схемы или абзац - двумя линиями крест-накрест. Я иногда наклеивала поверх зачеркнутого подходящий по размеру
кусочек бумаги с новой, правильной, информацией.
9. Сокращайте слова, используйте символы.
Необходимо научиться писать текст не только разборчиво, но и быстро. Для того чтобы успевать конспектировать за лектором, не упуская ход объяснений, пользуйтесь
общепринятыми сокращениями и изобретайте свои собственные. Однако следует пользоваться только понятными для вас сокращениями слов, дабы не тратить время на зашифровку и
расшифровку написанного.
Лучше всего сокращать, оставляя корень слова. Короткие слова (5-7 букв) вообще не стоит сокращать. Можно сокращать часто встречающиеся специальные термины. Часто для
сокращений используются математические символы, известные со школьной скамьи. Например:
">" значит "больше";
"<" значит "меньше";
"->" значит "далее" (очень удобный знак, когда записываешь последовательность действий);
"ЧТД" значит "что и требовалось доказать";
"мат." значит "материалы";
стрелочка вверх значит "повышение", а вниз - "понижение" и т.п.
10. Изучая материал самостоятельно - конспектируйте.
Самостоятельная работа с книгой имеет в ВУЗе не меньшее значение, чем лекции. Запись изучаемого - лучшая опора для памяти при работе с книгой.
Основной принцип конспектирования при работе с книгой - лишь самое существенное и в кратчайшей форме.
Различают три формы выписывания при работе с книгой:
- дословная выписка (цитата). Выписывая цитату, не забудьте указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, название издательства, год
издания, страницу - эта информация в последующем может пригодиться для реферата, курсовой или диплома.
- тезисная форма записи, когда выписываются кратко сформулированные основные мысли автора.
- конспективная выписка. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста.
Старайтесь придерживаться этих правил - и ваши конспекты будут ценным подспорьем как в учебе, так и, возможно, в работе.
- Отложите работу, откиньтесь на спинку стула или кресла и расслабьтесь.
- Закройте глаза и посидите так 1 минуту.
- Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы,
способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
- Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение
снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
- Быстро поморгайте в течение 0,5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно.
Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.
- Массируйте веки подушечками пальцев в течение 1 минуты, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает
кровообращение.
- Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной
жидкости.
- Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и, наконец, перед собой. Повторите 3 раза.
- Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.
- Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся
вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.
- Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и посидите так 1 минуту. Откройте глаза и
можете приступать к работе.
ПОБЕДА АРОМАТЕРАПИИ В ОФТАЛЬМОЛОГИИ!
ВНОВЬ СОЮЗ НАУЧНОЙ МЫСЛИ И КАЧЕСТВЕННЫХ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ СЕРИИ 365 УВЕНЧАЛСЯ УСПЕХОМ!
"Cosmetic Karl Hadek Int." поздравляет с научной победой и получением патента на "Способ профилактики здорового зрения" с использованием методов ароматерапии талантливых
врачей-ученых Донецкого Медицинского Университета им. М.Горького Л.А.СУХИНУ, Н.В.НАГОРНУЮ, Г.В.КОТЛУБЕЙ, О.И.АЛДЕДЖ.
ТЕПЕРЬ У ВСЕХ, ЧЬЯ РАБОТА СВЯЗАНА С НАГРУЗКОЙ НА ЗРЕНИЕ, ЕСТЬ ЗАЩИТА - ЭТО АРОМАТЫ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ РОЗМАРИНА, БЕРГАМОТА, АПЕЛЬСИНА И ЛИМОНА!
ЖЕЛАЕМ ДАЛЬНЕЙШИХ ТВОРЧЕСКИХ ПОБЕД!
Предлагаем вниманию наших читателей тезисы научного доклада на 10 съезде офтальмологов Украины.
Учебный процесс у школьников в настоящее время связан со значительным напряжением зрения, увеличивающимся объемом поступающей информации, работой на
компьютерах, что вызывает зрительные перегрузки, ведущие к возникновению зрительного переутомления. Целью исследования явилось определение влияния ароматерапии на
ретинальное утомление у школьников. Под наблюдением находились 60 школьников в возрасте восьми, девяти и одиннадцати лет. Предварительно всем детям была проведена
дробная атропинизация с целью определения рефракции. Дальнейшие исследования включали визометрию, периметрию на цвета, определение времени восприятия цветового
последовательного контраста (ЦПК) до занятий и после зрительной нагрузки. Обследование проводили после третьего урока и после проведения ароматизации учебных
помещений.
Для уменьшения ретинального утомления применялась ароматизация эфирными маслами учебных классов. Она осуществлялась по следующей методике: после
третьего урока во время перемены в классе устанавливалась аромалампа с оригинальной композицией масел в следующих соотношениях компонентов: масло розмарина 40%, масло
бергамота 30%, масло апельсина 15%. масло лимона 15%. Количество использовалось из расчета 0,1 мл на 1 м кубический в течение одного часа. Предварительно у всех детей
проверялась индивидуальная чувствительность к предлагаемой композиции масел.
В обследованной группе эмметропия была у 31 школьника, гиперметрония - у 19, миопия - у 10, При визометрии в динамике у 23,3% учащихся отмечено снижение
корригируемой остроты зрения. При периметрии на цвета выявлено сужение границ полей прения на синий, зеленый и красный цвета к концу третьего урока. Изменения в поле
прения отмечены у 92,5% школьников.
При исследовании ЦПК после третьего урока у всех детей получено уменьшение времени его восприятия; с 6,32плюс-минус0,92 до 3,43плюс-минус0,95 к началу
ароматизации. После проведения ароматизации у всех школьников в течение одного часа зрительные функции восстановились до первоначальных показателей. Таким образом, при
учебной нагрузке у 92,5% учащихся развивается ретинальный компонент зрительного утомления, выражающийся в нарушении цветового восприятия, укорочении времени ретинального
восприятия, снижении остроты зрения.
Используемая композиция аромамасел позволяет компенсировать зрительное утомление. Методика проста и может использоваться для профилактики зрительною
утомления.
Информационно- консультативный центр "Косметик Карл Хадек", г. Севастополь.
http://www.aromashka.ru/sovet_54.html
Дорогие читатели, пишите нам, задавайте вопросы, высказывайте свои предложения - ведь именно ваши
предложения определят содержание выпусков нашей рассылки в этом учебном году.