ВЫПУСК № 125 "Советы по написанию различных видов студенческих работ"
Дорогие подписчики!
Из опубликованных в сегодняшнем выпуске рассылки статей вы узнаете тонкости выполнения различных видов студенческих работ.
Итак, сегодня в нашей рассылке статьи:
1. Как написать курсовик по психологии
2. Как написать работу по истории
3. Как оформить отчет по опытно-экспериментальному педагогическому исследованию
4. Информационная записка о предприятии
5. Отчет по маркетинговому исследованию и схема маркетингового анализа
6. Схема экономико-географической характеристики территории (страны, района и т. д.)
7. Рецензия на литературное произведение и эссе как виды студенческих работ
Дипломные и курсовые работы по психологии представляют собой законченное самостоятельное исследование, включающее обоснование выбора темы, обзор литературы по теме,
описание проведенного эмпирического исследования, теоретического анализа или методических процедур, интерпретацию его результатов и последующие общие выводы.
В работе необходимо присутствие материалов реферативного или историко-реферативного характера, поскольку, кроме навыков проведения конкретных эмпирических
исследований, от студентов требуются умения научного анализа, синтеза, обобщения и т.д. для того, чтобы работы не носили компилятивного характера. Что же касается
практической актуальности, то работы по психологии должны иметь обязательный практический выход. Работы должны содержать новые идеи, указывающие пути решения
практических профессиональных проблем, подтвержденные статистическими данными научные выводы, имеющие ценность для решения научно-практических психологических задач.
СТРУКТУРА РАБОТЫ
I. Введение
Введение должно быть кратким и содержать обоснование выбора темы работы, ее актуальности, формулировку предмета, целей и задач исследования, краткое описание методов
исследования. Во введении необходимо:
1) раскрыть различные аспекты актуальности проблемы (общечеловеческий, социальный, правовой и т.д.);
2) представить обоснование выбранной темы (проблемы) в контексте научно-практических задач психологии и развиваемых на кафедре научных направлений;
3) описать, в чем состоит новизна проведенного исследования, то есть показать, что нового по сравнению с уже известным в данной проблеме вносит данная работа;
4) раскрыть теоретическое и практическое значение проведенной работы, то есть указать на возможность внедрения полученных результатов в практическую деятельность при
решении конкретных психологических задач.
II. Теоретическая часть
В теоретической части необходимо раскрыть основные ключевые понятия, относящиеся к проблеме исследования. Кроме того, следует внести данную проблему в контекст
исторически сложившихся подходов, объясняющих интересующий автора феномен; рассмотреть современные взгляды на изучаемое явление; обозначить спорные, конфликтные точки
зрения. Если работа носит междисциплинарный характер, то необходимо провести сопоставление психологического подхода к изучаемому феномену с тем, как его рассматривают
представители смежных дисциплин.
Выбранную тему необходимо рассмотреть в проблемном поле различных психологических концепций, которые содержат в себе описание, объяснение, определяют возможности
прогноза и коррекции интересующего автора явления.
Кроме того, в теоретической части должно содержаться обоснование гипотез, целей и задач данного исследования. Теоретическая часть должна быть подытожена суждениями о
современном состоянии проблемы, степени разработанности как исторически сложившихся, так и современных взглядов на изучаемое явление. Необходимо отметить наименее
разработанные и спорные точки зрения, в свете которых научно-практическое значение исследования будет наиболее очевидным.
III. Эмпирическая часть
Эмпирическая часть содержит в себе описание гипотез, предмета и объекта исследования, методов и материалов, а также анализ результатов и их обсуждение.
Гипотеза (-ы) исследования: предположение, нуждающееся в проверке, подтверждении.
Предмет исследования: описание психологического феномена, подлежащего исследованию.
Цели и задачи – конкретизируют предмет исследования:
Цели:
- выявить…..
- исследовать…..
- проанализировать….
- сопоставить… и т.д.
Задачи:
1-я задача: проанализировать….., сделать обзор…..
2-я задача: выявить…, сопоставить…, сформулировать… и т.д.
Критерий постановки задач: от общего к частному, задачи должна соответствовать целям работы, раскрывать и детализировать их.
Объект исследования
Необходимо представить описание выборки испытуемых: половозрастной состав, характеристику исследуемой выборки (то есть описать наличие проблемы, клинического диагноза и
т.д.), указать источник информации о диагнозе и проблемах.
Методы исследования
Описание методов должно содержать:
- название методики, указание на то, кем она разработана и когда, для решения каких задач применялась,
- указать обоснованность применения данной методики для решения поставленных целей и задач, проверки гипотез,
- кратко описать процедуру проведения исследования.
Если методика является малоизвестной, то необходимо представить более подробное ее описание.
Описание результатов
Результаты исследования могут быть представлены различными способами. В соответствии с:
1) поставленными целями и задачами (то есть, результаты представляются в соответствии с логикой целей и задач, последовательно их раскрывая),
2) методами исследования (то есть, данные описываются в соответствии с результатами, полученными в результате применения одной методики, затем - следующей и т.д. ),
3) изучаемыми феноменами (например, особенности мотивационной сферы, самосознания, интеллектуальных процессов и т.д.)
Данная часть работы может содержать таблицы, графики, диаграммы, иллюстрирующие наиболее важные результаты исследования.
Анализ и обсуждение результатов
Этот раздел предполагает анализ полученных результатов в свете поставленных целей и задач, выдвинутых гипотез. Следует оценить, насколько удалось подтвердить или
опровергнуть поставленные гипотезы, удалось ли достичь поставленных целей и задач и т.д. Кроме того, обсуждение результатов предполагает соотнесение полученных
результатов с проблемами, подходами, рассмотренными в теоретической части. В этой части можно обсудить вклад данной работы в разработку изучаемой проблемы, использовании
нового подхода, в расширении методического аппарата и т.д.
Выводы
Выводы представляют собой обобщенное изложение основных результатов исследования в контексте поставленных целей и задач, гипотез исследования.
IV. Заключение
В заключении необходимо рассмотреть полученные результаты в свете будущих направлений исследования данной проблемы, оценить возможность практического применения
полученных результатов, описать новые перспективные направления, возникшие в результате дипломного исследования и т.д. Заключение должно быть кратким и обстоятельным, не
должно повторять содержания предыдущих глав.
Данный материал подготовила Литовченко Юлия с помощью методических пособий факультетов по психологии российских ВУЗов
Как написать курсовик по психологии
Итак, доучились. До первого серьезного курсовика. Страшно? Да ни капельки! Потому что курсовик по психологии - это очень просто открывающийся ларчик, если знать,
конечно, где у него крышечка и замочек.
Если дело дошло до курсовика, значит, рефераты вы уже писали, не правда ли? Значит уже половина умения у нас в кармане. Потому что первая глава всегда -
теоретическая, и главное в ней - обзор и анализ литературы по теме. В принципе, подразумевается, что мы, готовясь к работе, берем труды мэтров, тщательно их
анализируем, творчески перерабатываем и выдаем "на гора" свои мысли на основе цитат из первоисточников.
Но все, конечно, можно и упростить. На основе пресловутых первоисточников уже написаны горы учебно-методической литературы, где каждый психологический феномен
подробно описан, включая историю его исследования.
Поэтому, изучая вопрос, к примеру, способностей, вовсе не обязательно читать Теплова. Можно воспользоваться "Введением в психологию" Шадрикова, где все прекрасно
расписано.
Принцип формирования первой теоретической главы - от общего к частному. Сперва обзор источников, истории исследования проблемы. Потом - о проблеме в целом и о ее
составляющих. В конце главы - выводы.
Вторая глава, как правило - практическая. Она состоит из трех частей: методики исследования, организация исследования, анализа полученных результатов.
Методики исследования из головы никто не придумывает, их берут из литературы. Самые популярные сборники методик - третий том Немова и сборник Головей и Рыбалко. В
Интернете методики тоже можно найти. Это, с одной стороны, не слишком хорошо - ссылка в работе должна указывать на "бумажное" издание, но зато в Интернете можно
найти готовый стимульный материал (карточки, рисунки, опросники).
Методику описываем в самой работе, а стимульный материал помещаем в приложение.
В пункте организация исследования мы описываем группу испытуемых, можно построить диаграммы распределения их по полу, возрасту, доходу, стажу семейной жизни,
количеству детей и т.д. и т.п. Описываем, как мы их опрашивали и исследовали - очно, заочно, индивидуально или группой. Как они на это исследование реагировали
(особенно если мы изучаем детей). Приводим таблицы с результатами исследования по каждой методике.
Обрабатываем результаты и делаем выводы.
Пишем заключение (которое фактически состоит из выводов по главам, слегка переформулированных), расставляем ссылки, вставляем автоматическое содержание, печатаем
титульный лист….
С одной стороны может показаться, что написать курсовик или реферат по истории — проще простого: набираешь соответствующей литературы, сканируешь, компилируешь,
расставляешь ссылки, и работа готова.
Однако специфика курсовой или дипломной работы по истории заключается в особом внимании преподавателей к использованным источникам. Постраничные ссылки в хорошей
работе могут занимать до половины объема листа, а обзор источников — весьма весомая часть диплома или курсовика.
Поэтому работу над темой по истории начинаем с подбора литературы. Поскольку Интернет у нас всегда под рукой, начинаем с поиска в сети источников, предложенных
преподавателем. Во-первых, может случиться такое чудо, что они есть сами, целиком или частично, в электронном виде. Даже развернутое оглавление может помочь в осознании
степени нужности книги. Во-вторых, достаточно много книг, необходимых для работ по истории, можно найти в интернет-магазинах. Это дает нам сразу три бонуса: аннотацию на
книгу (она и для обзора источников пригодится, и для работы), знакомство с внешним видом (а вдруг преподаватель начнет Вас пытать, какого цвета была обложка, дабы
удостовериться в вашей добросовестности) и, собственно, возможность ее купить.
В-третьих, в сети Вам обязательно встретятся статьи, авторы которых ссылаются на тот или иной источник, дают его анализ и оценку, зачастую весьма противоречивые (если
авторы отстаивают разные исторические концепции).
Несомненно, материал этих статей, или даже монографий, вполне может стать частью пресловутого курсовика по истории, разумеется, с соответствующей ссылкой, например:
"В своей монографии "Древняя Русь на международных путях" А.В. Назаренко зачастую акцентирует исследовательское внимание на "пангерманском" составляющем древнерусской
"международной политики". И дальше — кусочек монографии мэтра.
В процессе поиска материала к заданной исторической теме Вам, скорее всего, встретятся ссылки на другую литературу, а может, и посчастливится наткнуться на уже
готовый обзор литературы, особенно, если тема популярная.
Итак, после недолгой, но интенсивной работы в сети у Вас есть, во-первых, расширенный список литературы, во-вторых, почти готовый материал для обзора источников,
в-третьих, хоть какой-то материал для работы — статьи, монографии, нонеймовая информация об описываемом историческом событии \ периоде \ деятеле, которая вполне
пригодится для формирования "скелета" выполняемой работы по истории. Не претендуя на оригинальность, хочу Вас предостеречь от использования готовых студенческих работ в
сети, так как они всем преподавателям знакомы "в лицо", да и неизвестно, насколько достоверна использованная в подобной работе информация.
Итак, с весьма объемным списком литературы вы идете в библиотеку. Чем больше список, тем больше вероятность найти хоть что-то. На районные библиотеки надежды совсем
мало: после 90-х годов они пополнялись незначительно, и исторические разделы совсем обеднели. ВУЗовские библиотеки вполне могут помочь, особенно если ваша тема
разрабатывалась педагогами кафедры истории, и существуют их собственные публикации. Например, по теме "ЛИИЖТ в годы войны" материал мне удалось найти только в библиотеке
Санкт-Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения в виде двух методичек, написанных преподавателями. Основная надежда на центральные библиотеки.
Работать там не очень удобно — книги приходится заказывать заранее, очереди большие, но зачастую другого выхода нет, особенно, если тема достаточно узкая. Так, работая
над темой "Синьхайская революция", которая изначально мне казалась весьма распространенной, хоть что-то информативное я смогла найти только в Публичке.
Теперь, допустим, Вы сделали все, что могли, по добыванию информации и готовы приступить к написанию собственно курсовой работы (диплома, реферата, эссе, рецензии,
контрольной) по истории.
Итак, введение.
Объем зависит от общего объема работы и должен составлять около 10%.
Два абзаца на описание проблемы. Обзор источников, который Вы уже практически подготовили, копаясь в Интернете (хотя в курсовике или дипломе по истории он может быть
и отдельным разделом). Актуальность темы, которую всегда можно придумать — найти спорный момент, обсуждаемый современными историками, провести аналогии в современности с
рассматриваемой исторической личностью или проводимой политикой. Вот, например, актуальность темы "Социальная политика Рима в эпоху солдатских императоров": "В
современной России, когда обострившаяся политическая обстановка вынуждает правительство прибегнуть к укреплению силовых структур, зачастую многие представители
общественности обращаются к правлению "солдатских императоров", проводя соответствующие параллели. Поэтому исследование данной эпохи и ее социальной политики
представляется весьма актуальным".
Цель работы — "исследование…" или "изучение…" темы работы.
Задачи работы — "проанализировать, изучить, рассмотреть…", а дальше — заголовки пунктов нашего плана…
Если требуется, вставляем абзац о методологии исследования, но я предпочитаю опускать этот аспект, так как, на мой взгляд, этот пункт излишне усложняет стилистику
студенческой работы по истории.
Не стоит доводить введение до чистового варианта до завершения всей работы, но и оставлять "на потом" тоже не стоит: четкая постановка цели и задач помогает собраться
с мыслями и рассортировать информацию.
Формирование структуры курсовика или диплома по истории традиционно — три главы с подпунктами. Логика построения, как правило, зависит от содержания, но в целом она
сводится к следующей цепочке: анализ предпосылок (экономические и политические предпосылки революции) — анализ процесса — анализ последствий.
Описывая историческую личность, имеет смысл придерживаться биографической логики изложения: путь к власти — деятельность на посту… — значение деятельности (причины
неудач). Удобно формировать работу, если есть событийная канва, в которую можно вплетать цитаты и мнения различных авторов, не забывая сопровождать их ссылками.
Теперь — немного слов о заключении.
Заключение по объему должно составлять 5-10% от общего объема работы и включает в себя, как правило, сочетание анализа предпосылок с оценкой последствий и значения
изучаемого объекта. Иногда в качестве заключения хорошо подходит краткое изложение данной темы в одном из источников.
В заключение можно включить и "свое мнение", которое зачастую преподаватели хотят видеть в работе. Никто не требует "открытия Америки", вполне достаточно
сформулировать его в виде "нам близка позиция …., т.к. она достаточно аргументирована и подтверждается следующими фактами…" или "позиция…. достаточно интересна, однако
вызывает сомнение…".
Как оформить отчет по опытно-экспериментальному педагогическому исследованию
Педагогическое исследование требуется проводить в рамках курсовых работ, дипломных, диссертаций.
К отчету о проведенном педагогическом исследовании, как и к любому научному отчету, предъявляются следующие основные требования: - четкость построения, - логическая
последовательность изложения материла, - убедительная аргументация, - краткость и четкость формулировок, - конкретность изложения результатов работы, - доказательность
выводов и обоснованность рекомендаций.
Отчет по опытно-экспериментальному педагогическому исследованию должен включать: - титульный лист, - содержание (оглавление), - основную часть работы, - список
литературы и приложения.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ И ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В нем характеризуются условия, сопутствующие исследованию, состояние исследуемого вопроса в теории и практике и обосновывается актуальность избранной темы, затем
указывается логический аппарат исследования.
Объект исследования - это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя (процесс обучения, педагогическое явление, определенная группа
учащихся, родителей и т.п.).
Предмет исследования - это опосредованное звено между объектом и субъектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он
представляет.
Цель исследования - разработка методики, способствующей повышению уровня ...
Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально представлена технология (методика), обеспечивающая предполагаемый результат исследования. Чаще
всего гипотеза формулируется по схеме: "Если..., то..."; "Чем..., тем..." Гипотеза – это своеобразное исследование в обобщенном виде в уме.
Задачи исследования - они определяются на основе анализа литературы и опорных позиций (философских и научных идей прошлого). Их обычно три-пять (изучение сущности
явления; выявление условий и факторов, его определяющих; методика, организация, технология изучаемого и т.д.).
- изучить проблему;
- проанализировать;
- разработать;
- на основе обобщения полученных данных сформулировать рекомендации.
Методы исследования (этим заканчивается введение) - с помощью этих методов осуществляется сбор информации, анализируются и обрабатываются полученные данные. Методы
исследования перечисляются без их характеристики.
ГЛАВА 1
Она носит теоретический характер. Содержание этой главы отражает результаты проделанной работы по изучению и анализу литературы по избранной теме, а также показывает
отношение исследователя к позициям различных ученых и практиков, освещавших данную проблему, и полному усвоению сути исследуемого.
Заканчивается глава общим выводом.
ГЛАВА 2
Чаще всего она строится на экспериментально-опытной работе по проверке выдвинутой гипотезы. Содержание этой главы отражает проведение всей работы по исследованию
избранного предмета. Главное внимание должно быть сосредоточено на описании этапов, сути, хода и методик констатирующего (преобразующего) и контрольного экспериментов,
на доказательстве (или опровержении) выдвинутой гипотезы, на решении поставленных задач, на достижении названной цели исследования.
Глава заканчивается выводом о проделанной экспериментально-опытной работе (1-2 стр.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3-5 стр.)
Оно завершает текст исследовательской работы и пишется на основе содержания глав. Естественно, внимание акцентируется на главном, большая часть - краткое изложение хода
и результатов экспериментально-опытной работы (возможно, со ссылками на соответствующие страницы или таблицы текста работы, например: "см. стр. 48"; "см. табл. №... и
т.п.). В диссертациях указываются публикации по исследуемой теме, где обсуждались полученные результаты и т.д.
Заканчивается заключение обозначением перспективы разработки избранной темы в дальнейшем, а также рекомендациями учителям (или другим работникам образования).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Он характеризует уровень осведомленности автора работы в историческом и современном состоянии вопроса, над которым он работает. Список литературы - это рабочий документ,
и составляется в соответствии с ГОСТом. Фамилии авторов располагаются в алфавитном порядке. Сначала указываются фамилия и инициалы автора книги или статьи, а затем
название работы, место и год издания. Слово "журнал" не пишется, а ставятся косые линии (//), указывается название журнала без кавычек, затем год и номер. Сборники
даются по их названию в алфавитном порядке, указываются редактор, место и год издания.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения - важная составная часть работы. Их нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, так как они должны иметь прямую и глубокую связь с
текстом работы. В приложение включается вспомогательный материал отчета:
- промежуточные математические выкладки и расчеты;
- таблицы вспомогательных цифровых данных;
- описания средств, используемых при проведении эксперимента, измерений, испытаний;
- примеры: инструкций, анкет, тестов, контрольных работ, руководств, разработанных и примененных в исследовательской (экспериментальной) работе;
- таблицы, графики, иллюстрации.
Это могут быть также рабочие программы исследования, анкеты, любые работы учащихся, дидактический материал и т.п. Все материалы приложения нумеруются, подписываются, при
большом объеме приложения материалы целесообразно сброшюровать в отдельной папке.
Литовченко Юлия, по материалам методического пособия: Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. - М., 2002.
Нередко в качестве контрольных работ по предметам "Менеджмент", "Маркетинг" и "Экономика предприятия" дается задание составить "Информационную записку о
предприятии".
"Информационная записка" составляется на всех предприятиях, и материал, собранный в ней, используется при составлении отчетов перед акционерами, бизнес-плана и т.п.
документов. Цель этой записки – ознакомить читателей с основными характеристиками фирмы.
Контрольная работа "Информационная записка о предприятии" составляется по строго определенной схеме (объем записки – 10-15 страниц).
I. Общие сведения
1.1. Официальные данные (адрес, год регистрации, номер регистрации, номер телефона, факс).
1.2. Тип объединения (материнская, дочерняя, ассоциация, основные слияния, смена названия компании).
1.3. Характер деятельности (отрасль, вид рыночного продукта, ассортимент, особенности рыночного продукта, поставщики, конкуренты).
1.4. Масштаб деятельности (региональная, межрегиональная, международная, место и роль на национальном и международном рынках, финансовые и хозяйственные связи).
1.5. Правовое положение (ЗАО, ООО, ОАО).
1.6. Характер собственности.
1.7. Принадлежность капитала и контроль за ним. Национальное, иностранное или совместное предприятие.
1.8. Используемая структура управления (жесткие, мягкие).
II. Показатели, характеризующие экономическое и финансовое положение
2.1. Величина учредительного капитала.
2.2. Величина активов.
2.3. Производственная и материально-техническая база (число и месторасположение предприятий, их мощность).
2.4. Сумма, характерные объемы выполненных заказов, производственных продаж.
2.5. Показатели, характеризующие деятельность отдельных производственных единиц (их степень автономности).
2.6. Общее число сотрудников (распределение по категориям, образование руководящих работников).
2.7. Показатели, характеризующие экономическое положение фирмы за последние годы (в отрасли, в стране, в мире).
III. Показатели, характеризующие динамику развития фирмы
3.1. История образования, особенности развития.
3.2. Перечень проведенных и осуществляемых в настоящее время предприятий (их цель).
3.3. Эффект от предпринятых шагов.
3.4. Планы руководства на ближайшее будущее.
IV. Заключение, содержащее личную оценку деятельности и развития компании
V. Список используемых источников, сноски
При написании дипломных и курсовых работ на материале конкретных предприятий в начале практической части работы необходимо привести сведения об исследуемой фирме. При
составлении этих сведений можно использовать шаблон информационной записки, раскрывая некоторые пункты в зависимости от вида и темы работы.
Например, для работы по маркетингу достаточно будет указать общие сведения (I раздел), объемом около 1-1,5 страницы текста; для работы по финменеджменту желательно
раскрыть пункты 1.1. – 1.7., пункты 2.1. – 2.4. в краткой форме, на пару страниц. Во многих работах, особенно касающихся управления персоналом, необходимо указывать
кол-во сотрудников и их распределение по категориям (2.6.). Показатели, которые характеризуют экономическое положение фирмы (2.7.), желательны в любой работе, касающейся
конкретного предприятия.
Использование студентом в работе подобных материалов, подробно характеризующих конкретную организацию, производит на преподавателей хорошее впечатление. Такая работа
выглядит гораздо более убедительной, чем когда вся практическая часть построена на исследовании фирмы непонятного рода и племени а-ля "Рога и копыта".
Как составить отчет по маркетинговому исследованию
Современные преподаватели идут в ногу со временем, и раздел "Маркетинговое исследование" или "Маркетинговый анализ" появляется не только в дипломах и курсовых по
маркетингу, но и в работах по другим предметам. Например, по технологии, материаловедению и конструированию одежды и обуви, по анализу экономическо-хозяйственной
деятельности промышленного предприятия и т.д.
И студенты, имеющие представление о маркетинге на уровне сетевого маркетинга и уличных интервью, теряются - как же провести и как оформить в курсовой или дипломной
работе это исследование?
На самом же деле все исследования строятся по строго определенному алгоритму. Надеемся, что разработанная нами схема поможет вам легко запланировать, провести и
оформить маркетинговое исследование в рамках курсовой или дипломной работы.
Схема оформления маркетингового исследования:
1. Исходные данные
2. Цели маркетингового исследования
3. Мониторинг рыночной ситуации
4. Анализ конкурентов
5. Выбор методов маркетингового исследования
6. Разработка анкеты
7. Проведение исследований и обработка результатов
8. Выводы и рекомендации
Рассмотрим содержание каждого пункта более подробно.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Данные о предприятии. Сгодится все, что удалось раздобыть - название, основная хозяйственная деятельность, объем производства и реализации, продукция (товар, услуги,
ассортимент и т.д.). Если в курсовой/дипломной работе уже содержится информация по предприятию, то этот пункт мы, естественно, опускаем.
ЦЕЛИ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявление проблем и формулирование направлений маркетингового исследования.
Например, обувная фабрика запланировала выпустить на рынок партию детских тапочек. Чтобы подготовиться к выведению на рынок новой продукции, необходимо собрать и
проанализировать следующую информацию:
- насколько эта продукция будет востребована,
- на какой целевой сегмент рынка она ориентирована,
- какова должна быть оптимальная цена изделия;
- каким должен быть объем производства для насыщения рынка.
МОНИТОРИНГ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ
Анализ рынка продукции, текущей ситуации на нем и прогнозов развития, места предприятия на этом рынке (несколько предложений, на один абзац).
Для предварительной оценки потенциального спроса на детские тапочки необходимо исследовать демографическую ситуацию области - например, по данным переписи узнать,
сколько детей в области, сколько дошкольных детских учреждений и т.д.
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ
Изучение основных конкурентов, представленность их продукции в торговых точках (в сравнении с "нашим" предприятием), анализ товара по соотношению цена/качество
(опять-таки в сравнении с анализируемым предприятием).
Приведем в качестве примера всё те же тапочки. Тапочки детские на региональном рынке представлены китайским товаром неизвестного производителя, неудовлетворительного
качества и из синтетических материалов. Стоимость таких тапочек - $ 2-3. Таким образом, выведение на рынок высококачественной продукции отечественного производителя из
натуральных материалов и по аналогичной цене абсолютно оправдано - товар будет конкурентоспособным.
ВЫБОР МЕТОДА МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные методы маркетинговых исследований: опрос (анкетирование, интервьюирование), наблюдение и эксперимент.
Для оценки ситуации и выявления пожеланий потенциальных покупателей чаще применяют опрос.
Любой вид опроса - анкетирование или интервьюирование - предполагает разработку опросного листа, анкеты.
РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ
Исходя из цели анкетирования, определяют круг вопросов.
Традиционные вопросы, присутствующие почти в каждой анкете:
1. Возраст
2. Уровень доходности
3. Род занятий
4. Факторы, оказывающие влияние на выбор товара
5. Предпочитаемые производители данного товара
6. На какую сумму следует ориентироваться
7. Как часто делаются покупки подобного рода
8. Где предпочитают делать покупки подобного рода респонденты
9. Как оценивают респонденты товар данной фирмы
10. Какие качества хотели бы добавить респонденты к подобного рода товарам
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Бланк анкеты (опросного листа) и таблицы информационного характера следует поместить в конец работы в приложении.
Результаты маркетингового исследования лучше представлять в виде таблиц и диаграмм. Естественно, кроме тех случаев, когда ответ звучит подобным образом: "Опрошены были
200 человек, из них 54% - женщин и 46% - мужчин". В таком случае можно обойтись просто перечислением результатов.
В таблицах, для солидности, результаты лучше представлять в процентах.
В виде диаграмм есть смысл представлять только те данные, которые имеют определяющее значение для данного исследования.
Результаты в процентах обычно представляют в виде круговых диаграмм, числовые показатели - в виде гистограмм или графиков.
Например, возвращаясь к нашим тапочкам, результаты ответов на вопрос о предпочитаемых местах покупок, представленные в процентах, для наглядности хорошо бы представить в
виде диаграммы (например, круговой, поделенной на сектора по предпочтительным местам покупок: 50% покупателей предпочитают приобретать детские тапочки в универсальных и
промтоварных магазинах по месту жительства, 35% - на рынке, 15% - в крупных торговых центрах).
Если мы исследуем влияние на уровень продаж рекламных мероприятий, на диаграмме (гистограмма или график) будет изображена динамика реализации товара.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
По результатам маркетингового исследования, вспоминая его цели, формируем выводы.
Схема маркетингового анализа
Нам часто задают вопросы типа: "Как проводится маркетинговый анализ для курсовой или дипломной работы", "Какие материалы нужны для проведения маркетингового
анализа?".
Под маркетинговым анализом подразумевается сбор информации о деятельности предприятия, изучение ее по основным направлениям, использование полученных результатов
для выбора направлений развития бизнеса в целом и его отдельных составляющих.
В дипломных и курсовых работах маркетинговый анализ может требоваться в разном объеме:
- как составная часть аналитического раздела в работах по многим экономическим предметам;
- как аналитический раздел в работах по маркетингу.
В первом случае маркетинговый анализ "помещается" в один подпункт — следовательно, в рамках маркетингового анализа в общих чертах должны быть рассмотрены и
проанализированы:
- рыночная ситуация,
- конкурентное окружение,
- позиция фирмы и ее продукции на рынке,
- перспективы и прогнозирование дальнейшего развития,
- выводы и рекомендации.
Для дипломных и курсовых работ по маркетингу обычно требуется маркетинговый анализ одного из основных направлений деятельности (товар, сбыт, продвижение,
конкуренты и т.д.). В любом случае маркетинговый анализ по представленной схеме необходим, плюс необходимо более углубленно проанализировать исследуемое направление
маркетинговой деятельности фирмы.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РАССМОТРЕНИЯ В РАМКАХ ДАННОГО МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА
Маркетинговый анализ (маркетинговое исследование, мониторинг) рынка:
- оценка емкости рынка;
- исследование товарной структуры рынка;
- оценка спроса и предложения на рынке;
- сегментация и выделение ниш на рынке;
- построение модели развития рынка и прогнозирование продаж.
Маркетинговый анализ (маркетинговое исследование) продукции (товара):
- перспективность, привлекательность рынка;
- инвестиционная привлекательность продукта (товара), бизнес-идеи;
- эластичность цен;
- позиционирование продукции (товара) и услуги;
- построение карт позиционирования предприятия (марки) на рынке.
Маркетинговый анализ (маркетинговое исследование) конкурентов, конкурентного окружения:
- изучение преимуществ и недостатков конкурентов;
- "бенчмаркинг" — сравнительный анализ комплекса маркетинга и бизнес-процессов конкурентов;
- факторный анализ конкурентоспособности товаров и предприятий.
Маркетинговый анализ (маркетинговое исследование) определенной марки (Brand):
- исследование имиджа бренда среди конкурентов;
- исследования премиальной цены бренда;
- удовлетворенность потребителей, лояльность и качество обслуживания потребителей;
- эффективность промо-акций, рекламных кампаний;
- маркетинговые эксперименты (тестирование продукции, концепций упаковки, рекламных идей и форм).
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА:
- данные об объемах продаж в физическом и стоимостном выражении (с разбивкой по времени, ассортиментным группам, клиентам, продавцам), данные о продажах
сопутствующих товаров и услуг (запчасти, сервисное обслуживание и т.п.);
- данные об "истории" каждого товара (дату начала разработки и выпуска на рынок; себестоимость, цену и их изменения);
- данные о клиентской базе (название фирмы, местонахождение, принадлежность к какому-либо сегменту);
- информация по сбытовикам;
- подробная информация о каждом из основных конкурентов;
- данные о продвижении (рекламные бюджеты с подробной разбивкой, сведения о рекламных акциях, участии в выставках и т.п.);
- открытые источники информации (информационные бюллетени, открытые результаты исследований рынков и т.д.);
- специально организованные маркетинговые исследования и опросы.
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ:
- SWOT анализ,
- PEST (STEP) анализ,
- BCG матрица,
- Ansoff матрица,
- Модель Портера,
- GAP-анализ,
- Ассортиментные решетки.
ЭТАПЫ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА
Первым этапом маркетингового анализа является определение целей всего предприятия и разработки общефирменной стратегии развития.
Здесь требуются такие инструменты анализа, как оценка STEP-факторов и SWOT-анализ. Их относят как к маркетинговым, так и к управленческим инструментам.
Данные, использованные на этом этапе маркетингового анализа, можно получить с помощью сбора информации из открытых источников, опроса сотрудников, проведения
экспертной оценки.
На втором этапе маркетингового анализа, исходя из определенных на предыдущем этапе целей, следует сформировать маркетинговую стратегию фирмы.
Основной фундамент этой стратегии — результаты предварительного анализа маркетинговых данных и просчитанные прогнозы дальнейших возможностей. Предварительный анализ
даст данные о том, какова ситуация с продажами товаров; какие прибыли они приносят; кто клиенты; как лучше удовлетворять потребности покупателей.
Результаты анализа:
- становится видна реальная картина состояния предприятия, которую необходимо учитывать при выработке общей стратегии;
- становятся очевидными ориентиры для разработки маркетинговой стратегии.
Итак, какие же показатели необходимо проанализировать для того, чтобы иметь представление о состоянии дел на предприятии? Все показатели можно разделить на четыре
группы: относящиеся к товару, цене, покупателям и продвижению (классические 4Р маркетинга).
Блок показателей "Товар и цена" обычно бывает самым объемным, в нем стоит рассмотреть следующие основные показатели:
- динамику изменений объемов продаж каждого товара;
- общую динамику продаж;
- сортировку товаров по объемам реализации и выручки;
- реализацию по ассортиментным группам;
- рентабельность и прибыльность товаров;
- жизненный цикл товара;
- место товара в "матрице BCG".
Динамика изменений объемов продаж каждого товара послужит для определения тенденций спроса на товар (эти тенденции необходимо подкреплять объективными данными по
отрасли), этапа жизненного цикла товара (ЖЦТ) и его места в "матрице BCG" (или в других используемых).
Общая динамика продаж поможет в отслеживании сезонности или влияния других факторов (если в динамике прослеживаются тенденции, необходимо искать их причину внутри
компании или во внешней среде).
Для обоснования корректировки ассортимента можно использовать анализ Парето, т.е. посмотреть, какое количество товаров дает вашей компании 80% выручки
(аналогичный анализ можно провести и в отношении клиентской базы).
Анализ реализации по ассортиментным группам помогает составить более полное впечатление о реализации товара, о вкладе разных товарных групп в общие показатели
деятельности, позволяет выявить проблемные группы для корректировки ценовой политики (особенно, если изучить динамику).
Анализ рентабельности и прибыльности товаров покажет, есть ли дисбаланс между самыми рентабельными и самыми продаваемыми товарами, позволит поэкспериментировать с
рентабельностью (насколько повысится общая рентабельность, если минимальную рентабельность позиций увеличить на 2%).
Те же данные, взятые в динамике, позволят увидеть тенденцию к изменению прибыльности предприятия, выявить неоправданные несоответствия между себестоимостью и
ценой.
Ценовая политика непосредственно завязана на правильном использовании данных о ЖЦТ и на информации о том, как устанавливают цену конкуренты. ЖЦТ также может
помочь в определении необходимых размеров инвестиций, разумности действий по продвижению.
Применение "матрицы BCG" или ей подобных позволяет провести портфельный анализ товаров компании, разделив их на 4 группы в зависимости от темпов роста рынка и
относительной доли товара на рынке.
Блок "Клиенты и/или сбытовики" требует рассмотрения двух основных видов информации — количественной (все данные о продажах клиентам) и качественной (информация об
удовлетворенности клиентов).
Данные по клиентской базе позволяют получить следующую информацию:
- "закупочную историю";
- среднюю стоимость одной покупки;
- частоту закупок;
- стоимость приобретенных дополнительных товаров/услуг;
- сумму скидок;
- "общую стоимость клиента" и пр.
Основными результатами анализа клиентской базы являются: принятие решения о целесообразности оптимизации клиентской базы и постепенная корректировка условий
сотрудничества таким образом, чтобы быть привлекательными для целевого сегмента — т.е. планирование и осуществление действий по повышению клиентоориентированности
фирмы.
К этому же разделу можно отнести анализ деятельности менеджеров по продажам:
- средний объем продаж;
- количество "профильных" клиентов;
- количество привлекаемых клиентов и т.д.
Следующий этап маркетингового анализа — это соотнесение мероприятий по продвижению и стимулированию сбыта с данными продаж и отслеживание тенденций изменения
спроса. Анализ будет заключаться в построении корреляций между объемами реализации/выручки и проведенными мероприятиями по продвижению: рекламными акциями,
дегустациями, предоставлению скидок сбытовикам, участию в выставках и пр.
Необходимо помнить, что рекламные мероприятия направлены, как правило, на повышение узнаваемости марки, следовательно, их эффект может носить отсроченный характер
и не всегда проявляется на объемах продаж. Для оценки этого эффекта можно провести исследование на предмет изменения уровня знания и лояльности к марке.
Что же касается стимулирования оптовиков и участия в выставках, то эти меры можно оценить довольно быстро, сопоставив вложенные средства с приростом продаж и
выручки.
Такой анализ позволит отобрать наиболее удачные инструменты продвижения, заложить основу для планирования бюджета продвижения.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ
Анализ и оценка полученных результатов маркетингового анализа позволяют:
- разработать маркетинговую стратегию предприятия, принять решения о ее изменении или корректировке;
- составить краткосрочные планы маркетинговой и производственной деятельности, оценить их выполнение;
- принять решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов и т.д. в рамках существующей маркетинговой стратегии;
- оценить текущее состояние дел предприятия.
Схема экономико-географической характеристики территории (страны, района и т. д.)
1. Общий уровень развития экономики, место в хозяйстве мира (страны), территориальном (международном, межрайонном) разделении труда.
2. Границы, пространственные размеры и конфигурации территории.
3. ЭГП (расположение по отношению к другим странам и районам мира, главным транспортным путям, источникам сырья, топлива, энергии, рабочей силы, местам сбыта готовой
продукции и т. п.).
4. Общественно-политический и государственный строй, административное деление (устройство) территории.
5. Природно-ресурсные предпосылки развития и размещения производства на территории:
- природные условия (рельеф, климат, почвы, растительность и т. д.), особенности их географического распределения;
- природные ресурсы (минерально-сырьевые, водные, лесные, биологические, земельные, рекреационные и др.), состав, величина запасов, особенности географического
распределения, территориальные сочетания.
6. Экономические предпосылки развития и размещения производства на территории:
- население (численность, воспроизводство, миграции, половозрастной, национальный, социально-классовый состав) и трудовые ресурсы, особенности их географического
распределения, квалификация рабочей силы, уровень развития науки, общей и профессиональной культуры населения;
- инфраструктура — социальная и производственная (в том числе транспорт), уровень развития, особенности географического распределения.
7. Экологические условия развития и размещения производства на территории.
8. Историческая последовательность формирования хозяйства на территории.
9. Хозяйственная оценка ЭГП, природно-ресурсного, экономического, демографического и другого потенциала территории (возможность хозяйственного использования, степень
обеспеченности минерально-сырьевыми, трудовыми и другими ресурсами, влияние на размещение производительных сил и т. п.).
10. Особенности организации производства на территории:
- отраслевая структура производства (соотношение промышленного и сельскохозяйственного производства, структура и специализация промышленности и сельского хозяйства,
характер межотраслевых хозяйственных связей, размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства);
- территориальная структура производства (районы и центры производства, характер внутрирайонных и межрайонных хозяйственных связей);
- структура ввоза и вывоза продукции, направление внешнеэкономических связей.
11. Степень соответствия сложившейся системы хозяйства природным, экономическим и другим предпосылкам (условиям) развития производства на территории (диспропорции в
развитии хозяйства, недостающие звенья, гипертрофия отраслей и производств, нерациональные хозяйственные связи и т. п.).
12. Перспективы развития и размещения производства на территории (освоение новых источников сырья топлива и других ресурсов, изменения в демографической политике,
совершенствование отраслевой и территориальной структуры производства, хозяйственных связей и т. д.).
Прежде всего, следует начать с определения того, что называется рецензией. Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и оценка нового художественного,
научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы: небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в
которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое представляет собой в большей
степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание
произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.
Отличительными чертами рецензии являются небольшой объём и краткость.
Примерный план рецензии на литературное произведение.
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
- смысл названия
- анализ его формы и содержания
- особенности композиции
- мастерство автора в изображении героев
- индивидуальный стиль писателя
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
- основная мысль рецензии
- актуальность тематики произведения
В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо
считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом. Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он
использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает, "как
сделан" текст.
Эссе: что это такое и с чем его "едят"?
Прежде всего определим, что же такое эссе. Эссе (с французского еssai - "попытка, проба, очерк") - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной
композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое,
субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или
беллетристический характер.
Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь
эссе - это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
По речевому построению эссе - это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.
Эссе как жанр сочинения активно вторгается в жизнь студента. Эссе предлагается как квалификационная работа, причем не только там, где предметная область -
литература и русский язык, но и история, иностранные языки. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.
На первом плане эссе - личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу
творчества, писать в жанре эссе совсем не легко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо
проблему.
Образность, парадоксальность, афористичность - вот основные отличительные черты стиля эссе. Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе
подбирает аналогии; привлекает многочисленные примеры; проводит параллели; использует всевозможные ассоциации.
Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности (метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения)
Специфику жанра эссе выражают следующие черты:
1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать
отношение части и целого.
2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в "пестром кружеве" размышлений автора. В этом случае затронутая
проблема будет рассмотрена с разных сторон.
3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе -
ярко выражена авторская позиция.
4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальный авторский стиль - требование
жанра.
Юлия Крючкова
Дорогие читатели, пишите нам, задавайте вопросы, высказывайте свои предложения - ведь именно ваши предложения определят содержание
выпусков нашей рассылки в этом учебном году.