ВЫПУСК № 137 "Тайм-менеджмент для студентов"
Дорогие подписчики! Поздравляем вас с новым учебным годом!
Мы предлагаем в этом году начать работу с освоения некоторых принципов тайм-менеджмента. Это поможет грамотно спланировать учебный процесс и подготовку к экзаменам.
Статьи в сегодняшней рассылке:
1. Тайм-менеджмент для студентов: опыт Стэнфордского университета
2. Тайм-менеджмент как инструмент адаптации студентов к обучению в высшем медицинском учебном заведении
3. Стивен Р. Кови. "7 навыков высокоэффективных людей"
4. Как разгрести завалы?
5. Книжная полка: наши рекомендации
Тайм-менеджмент для студентов: опыт Стэнфордского университета
Все записывай. Одну четвертую часть ежедневника используй для записей крупных мероприятий, дат зачетов, консультаций, экзаменов, а также расписания занятий и лекций.
Всегда носи с собой ежедневник. Привыкай все заметки делать в одном месте – в твоем ежедневнике. Это гораздо проще, чем вести записи в разных местах, а потом пытаться найти нужную. Береги свое время и нервы.
Выдели время для планирования на неделю вперед. Тебе понадобится для этого всего 20 — 30 минут 1 раз в неделю. Но ты не будешь терять 20 минут перед каждым занятием, чтобы решить, чем заняться.
Планируй свое свободное время. Напиши, чем ты будешь заниматься и в какое время. Делай все вовремя: так же, как если бы это были занятия по расписанию.
Эффективно используй промежутки времени между лекциями и занятиями. 15 минут хватит, чтобы найти и прочитать наиболее важные записи из последней лекции. Полчаса достаточно для того, чтобы начать выполнять новые задания.
Не перекладывай бесконечно листы бумаги (дела) из одной стопки в другую. Реши сразу, что ты будешь делать (с конкретным листом, т.е. частью работы, делом) и больше не возвращайся к нему. Если ты отвел время на чтение электронной почты, сразу же ответь на новые письма. Завершай начатое!
Определи, что тебе мешает. Что является причиной затягиваний и проволочек в делах? Не пытайся сделать все и сразу. Рим был построен не за один день, на обучение выделено несколько лет. Разбивай глобальные дела и сложные задачи на части.
Отделяй учебу от личного. Поболтай с другом по телефону после 4-х часов плодотворной работы с учебниками и конспектами. Это лучше, чем кое-как провести те же 4 часа, смешав учебу со звонками друзьям.
Находи время на себя. Занимайся спортом, отдыхай, заводи отношения и высыпайся.
Если тебя отвлекают, найди время, чтобы ответить. Удели немного внимания, чтобы тебя надолго перестали отвлекать.
Источник: http://timepost.ru/tajm-menedzhment-dlya-studentov.html
Тайм-менеджмент как инструмент адаптации студентов к обучению в высшем медицинском учебном заведении
Храпай Елена Владимировна,
канд. мед. наук, ассистент кафедры гистологии и эмбриологии, Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца, г. Киев, Украина
Козицкая Татьяна Владимировна
ассистент кафедры гистологии и эмбриологии Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца, г. Киев, Украина
Ильченко Ольга Игоревна
канд. биол. наук, доцент кафедры биологии Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца, г. Киев, Украина
Для современного молодого человека обучение в высшем учебном заведении (ВУЗе) — один из важнейших периодов жизни, личностного роста и становления как специалиста. Это подготовка к трудовой деятельности, которая в ближайшем будущем должна стать для человека основным источником существования и средством личностной реализации.
Современная система высшего образования должна предусматривать формирование объективных предпосылок для развития активной, творческой и гармоничной личности, ее духовных и моральных принципов с помощью образования, предоставления необходимой помощи в обучении, поощрения и мотивации к обучению на протяжении всей следующей жизни. Общество обязано заботиться об обеспечении качественного образования и предоставить возможность гражданам свободно избирать такой вид образования, который наиболее отвечает их природе [4, с. 121].
Главное внимание высшей школы должно быть сосредоточено на всестороннем улучшении профессиональной подготовки специалистов. Решение этой задачи начинается на первых курсах. В ходе обучения молодой человек получает сведения о будущей профессии, знакомится со специальной литературой. В то же время происходит процесс адаптации к избранной профессии.
Поиск путей успешной адаптации к измененным социальным условиям и новой деятельности является неотложной проблемой для каждого, кто переступил порог высшего учебного заведения.
Процесс обучения первокурсников налаживается непросто, характеризуется интенсивной динамикой психических процессов и состояний, которые предопределены изменением социальной окружающей среды. В частности, поступление в ВУЗ у значительной части молодежи сопровождается дезадаптацией, вызванной новизной студенческого статуса, отсутствием референтной группы, повышенными требованиями со стороны преподавательского состава, напряженностью и жестким режимом учебы, увеличением объема самостоятельной работы и ответственности в целом. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного входа в новое окружение и качественно другой ритм жизнедеятельности.
На современном этапе развития общества, характеризующемся социально-экономическими превращениями, повышением уровня психоэмоциональной напряженности, резко возрастают требования к адаптивным навыкам человека. Ускоренный темп жизни, который приводит к необходимости в короткий промежуток времени решать разносторонние проблемы, запоминать большие объемы информации и принимать конструктивные решения, закономерно сопровождается увеличением распространенности дезадаптивних реакций и состояний [3, с. 74].
Одной из важнейших педагогических задач любого ВУЗа является работа со студентами первого курса, направленная на их быструю и успешную адаптацию к новым системам обучения, социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов. Задача ВУЗа в этот сложный для молодого человека период — помочь ему как можно быстрее и более успешно адаптироваться к новым условиям [3, с. 73; 7, с. 211].
Мы разделяем мнение А. Виноградовой, что адаптация студентов к обучению в ВУЗе — это системный, поэтапный, двусторонний процесс формирования и развития когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей, которые определяют субъектное функционирование студента в образовательной среде высшего учебного заведения [2, с. 25].
К показателям эффективности адаптации студентов к обучению в ВУЗе необходимо отнести: объективные критерии — успешность собственной деятельности (текущая и итоговая успеваемость); стабильность функционального состояния организма студента (отсутствие резких нарушений большинства психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков усталости при выполнении учебной деятельности; субъективные — удовлетворенность процессом обучения, а также коллективом и сформированными в нем отношениями (психологическим климатом); проявление студентами активности в учебной и общественной деятельности.
Систематизировать факторы, которые влияют на адаптацию к обучению в ВУЗе, можно следующим образом. Социальный блок включает социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое уже закончено. Психологический блок содержит индивидуально-психологические, социально-психологические факторы: интеллект, личностный адаптационный потенциал, становление в группе. Педагогический блок факторов включает у себя уровень педагогического мастерства, организацию среды, материально-техническую базу и тому подобное.
Любое обучение является делом не из легких. Это связано с многочисленными причинами организационного, методического и психологического характера. Существуют как общие трудности, типичные для всех студентов, так и отдельные, характерные лишь для студентов младших курсов, например стрессовые состояния, которые возникают у выпускников школ в связи с переходом к другой форме деятельности.
Относительно студентов-первокурсников различают три формы адаптации к условиям ВУЗа:
1. Формальная адаптация, касается познавательно-информационного приспосабливания студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к требованиям и своим обязательствам.
2. Общественная адаптация — это процесс внутренней интеграции групп студентов-первокурсников и интеграция этих групп со студенческим окружением в целом.
3. Дидактичная адаптация, касается подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе [5, с. 285].
Обучение в высшем медицинском учебном заведении характеризуется огромным объемом информации, которую необходимо знать, помнить и воспроизводить. Особенно тяжело студентам первых курсов — большое количество теоретических дисциплин, длительный рабочий день, насыщенная рабочая неделя, переход от школьной организации к университетской.
В абсолютном большинстве ВУЗов студенты не обладают совершенно необходимыми для учебы и жизни методами и навыками самоорганизации. Организация учебного процесса является проблемой, от решения которой зависит успеваемость в учебе и в последующей карьере будущего специалиста. Реальная ситуация свидетельствует о том, что большинство молодых людей не планируют свой день или делают это нерационально.
Неотъемлемым помощником в организации времени студента может стать тайм-менеджмент — отдельное направление менеджмента, направленное именно на решение проблем организации време-ни и установления приоритетов при его использовании. Тайм-менеджмент — это целостная система управления личной деятельностью, включающая инструменты проработки личной стратегии, повышения личной эффективности, управления личными ресурсами (деньгами, временем, информацией и т. д.) [6, с. 112].
Тайм-менеджмент помогает студенту определить, что является для него главным и нуждается в организации, планировании, а что — второстепенным, помогает контролировать собственное время, распоряжаться им, но, в то же время, речь не идет о жестком контроле. В студенческой жизни есть обязательные дела, которые нуждаются в четкой организации, контроле, планировании, а главное нуждаются в своевременном выполнении. Несоблюдение планов и невыполнение поставленной цели приводит к постоянной нехватке времени и негативному результату будущих действий. Но существует простая закономерность, которая сформулирована в законе Паретто: 80 % работы выполняется за 20 % рабочего времени [1, с. 76]. Следовательно, правильная организация работы ведет к достижению максимальных результатов.
В эффективном планировании времени студентом можно выделить следующие этапы:
1. определение цели собственной деятельности в целом (дать ответ на вопрос «зачем мне это нужно?»), конкретных этапов достижения цели и путей относительно их реализации. Важно, чтобы мечта и цель не противоречили друг другу;
2. детальный анализ распорядка, отслеживания расходов времени, определения целесообразности каждого действия (хронометраж). Эта процедура помогает обнаружить лишние, ненужные дела, которые занимают большое количество времени;
3. составление списка дел в соответствии с матрицей Эйзенхауэра — разделение на срочные и важные, важные и несрочные, срочные и неважные, несрочные и неважные;
4. записывание долго- и кратковременных планов (планирование нескольких лет, года, месяцев, недель, дней). Наличие подобного дневника дисциплинирует и помогает четко видеть задания, способы их реализации и сроки выполнения;
5. планирование отдыха и чередования разных видов деятельности;
6. применение волевых усилий, культивирование цели достижения максимальных результатов.
Важно осознавать, что никто не может руководить временем, а может лишь правильно распределять объем выполнения работы, и планировать нужно не время, которое будет потрачено на выполнение, а объем работы, который может быть сделан за соответствующий промежуток времени. И потому неправильно говорить, что не хватает времени. В действительности это проблема компетентности — не хватает компетентности в планировании и выполнении работы. Поэтому тайм-менеджмент — это не умение управлять временем, а умение управлять работой во времени и пространстве [8, с. 57]. Проблема некоторых студентов заключается в том, что они необъективно оценивают свою компетентность в том или ином вопросе, вследствие чего неправильно планируют свое время для его решения.
С помощью тайм-менеджмента каждый студент имеет возможность эффективно спланировать свой распорядок дня, месяца, года. Особенно важно использовать теоретические основы тайм-менеджмента начиная с процесса овладения будущей профессии. Это возможность успешно реализовать поставленные планы и решать проблемы в будущей профессии. Для планирования рабочего времени важно определиться со своими желаниями, стремлениями, интересами. При планировании также важную роль играет наглядное отображение дел и задач, что позволяет систематизировать и определять приоритетные задания, которые будут влиять на результат и воплощение общей цели. Каждое свое занятие, дело, обязанности, полномочия важно оценивать с точки зрения взноса в конечный результат.
Учитывая опыт преподавания естественных дисциплин в Национальном медицинском университете им. А. А. Богомольца можно сделать вывод, что студенты испытывают трудности в усвоении знаний в большей степени потому, что у них не сформированы такие черты личности, как: готовность к учебе, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, умение правильно распределять свое время и т. п. Именно поэтому на базе кафедры гистологии и эмбриологии был задуман и проведен тренинг «Тайм-менеджмент и гистология» (тьютор — ассистент Е. В. Храпай). В тренинге приняли участие 56 человек. В рамках мастер-класса студенты ознакомились с аспектами применения принципов тайм-менеджмента как практических инструментов эффективного овладения предметами, изучаемыми в медицинском университете, обучались реальным способам планирования, рациональному построению приоритетов, методам работы над учебной литературой и правильному написанию конспектов.
Тренинг был проведен в один день на протяжении 6 часов и состоял из двух блоков:
1. Общие принципы тайма-менеджмента.
2. Применение приемов и методов тайм-менеджмента в процессе обучения в медицинском университете и при изучении дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология», в частности.
В рамках первого блока тренинга, слушатели обучались общим принципам тайма-менеджмента относительно процесса освоения медицинской специальности: системе построения приоритетов (матрица Эйзенхауэра); правилам и вариантам хронометража; основным правилам планирования; методикам формирования навыков, необходимых для успешного обучения.
Второй блок тренинга был посвящен особенностям применения тайм-менеджмента в изучении медицинских специальностей на примере дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология».
Результаты наших педагогических экспериментов показали значительный интерес студентов к проблеме научной организации труда и рост успеваемости среди студентов, которые посетили тренинг. Это позволяет сделать вывод, что внедрение подобных тренингов крайне необходимо для студентов как медицинских, так и других высших учебных заведений.
Список литературы:
1. Берд П.. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 288 с.
2. Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в ВУЗе в процессе изучения математических и естественно-научных дисциплин: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. пед наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» // Тюмень, 2008. 27с.
3. Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социолог. исслед. 2007. № 3. С. 73—77.
4. Носков В. Психогигиенические аспекты гуманизации высшей школы // Социальная психология. 2003. № 2. С. 120—125.
5. Самыгин С. И Педагогика и психология высшей школы. Учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дона: Феникс, 1998. 544 с.
6. Скибицкая Л. И. Тайм-менеджмент: уч. пособие для студ. эконом. вузов. К.: Кондор, 2009. 528 с.
7. Соколиная И. М. Психофизиологические механизмы адаптации студентов. Харьков: ХГМУ, 2007. 412 с.
8. Французова С., Усов В. Тайм-менеджмент в системе внутреннего обучения // Менеджмент и менеджер. 2006. № 5. C. 57—63.
Источник: http://sibac.info
Стивен Р. Кови. "7 навыков высокоэффективных людей"
Люди испытывают в жизни разнообразные проблем, самые распространенные из которых:
- страх и незащищенность;
- желание иметь все немедленно;
- обвинения и виктимизация;
- чувство безысходности;
- недостаток жизненного равновесия;
- конкурентность;
- неудовлетворенная потребность в понимании;
- конфликты и различия;
- отсутствие развития.
Начинать изменения надо с себя (добавим, что если изменения, произошедшие в себе, не решают проблемы межличностного общения, то надо увеличить дистанцию в конфликте).
Кови проводит разграничение этики личности и этики характера.
Этика личности, упрощенно: "я знаю методы, как влиять на людей".
Этика характера, упрощенно: "я влияю на людей тем, каков я есть".
Этика характера по его мнению первична, этика личности вторична.
Для того, чтобы менять себя необходим сдвиг парадигмы. Действительность не равна нашим представлениям о ней, мы воспринимаем мир не таким, каков он есть, а таким, какие мы сами. Необходимо и достаточно изменить угол зрения на проблему.
В основе этики характера лежат принципы: справедливости, честности и искренности, человеческого достоинства, служения, качества и совершенства, потенциальных возможностей, терпения, воспитания и воодушевления. Принципы не равны ценностям - принципы, это территория, а ценности человека - карта этой территории.
Когда вы хотите менять себя, то изменения должны происходить изнутри наружу: сначала меняется территория, затем ее карта.
Эффективные навыки формируются на пересечении трех областей: я знаю, что и зачем, я умею и я желаю, хочу что-то сделать.
Он вводит понятия ты-парадигмы и зависимости, я-парадигмы и независимости, мы-парадигмы и взаимозависимости. Развитие личности идет от зависимости через независимость к взаимозависимости. И развитие личности идет не по кругу, не по прямой, а по спирали.
Вершиной развития станет нахождение и достижение своего предназначения в жизни.
Эффективность достигается тогда, когда существует баланс между результатом и ресурсами (физическими, финансовыми и человеческими) и средствами, позволяющими результат получить.
Принципы персонального видения
Навык № 1. Будьте проактивны.
Поведение может быть реактивным (раздражитель - реакция) и проактивным (раздражитель - свой выбор - реакция).
Далее он обращается к опыту Виктора Франкла (Сказать жизни "да", Страдания от бессмысленности жизни). Эффективен не тот, кто обладает внешней свободой, а тот, у кого большая внутренняя свобода.
Свобода выбора содержит в себе такие качества, как самосознание, воображение, совесть и независимая воля.
Франкл: "Существуют три вида ценностей: опытные, открытые нами опытным путем, творческие, те, что мы сами привносим в свою жизнь, и отношенческие, характеризующие нашу реакцию в сложных ситуациях".
Для перехода к ответственности следует проявлять находчивость и инициативу.
Следует действовать, а не быть объектом воздействия.
Изменения, на которых стоит сосредоточить свое внимание, находятся в нашем круге влияния - то, что мы можем изменить напрямую. Частично наше поведение повлияет косвенно на наш круг забот - то, что делают люди рядом с нами. А все остальное стоит принять со смирением и расслабиться. Сосредоточение на круге влияния его расширяет.
Предпочтительнее стремиться быть, а не иметь. И учитывать последствия наших действий. А также быстро извлекать уроки из наших ошибок.
Эффективность развивается как следствие способности брать и выполнять обязательства, давать себе и другим обещания и выполнять их.
Принципы персонального лидерства
Навык № 2. Начинайте, представляя конечную цель.
Кови начинает тему с предложения представить, какие прощальные речи произнесут на вашей могиле и точно ли вас устроит такой жизненный итог?
Определяете, что по настоящему имеет для вас значение и будут ли ценности не противоречить генеральной линии развития.
Данный принцип основан на том, что все создается дважды. Сначала в воображении, потом в действительности.
Мы можем выбирать - строить ли свою жизнь по приобретенным от людей, обстоятельств, воспитания сценариям или формировать свои жизненные стратегии проактивно.
Следует различать персональное лидерство и управление. Лидерство позволяет выбрать нужное направление, а управление - скорость и иные параметры движения в этом направлении. Лидерство первично.
Когда сценарий осознан, следует применить воображение, чтобы представить, что ты хочешь достигнуть вместо привычных условий жизни. И опираться при этом на совесть, как то, что позволит свои желания соотнести с универсальными законами и принципами.
Мы не обязаны жить по привычным сценариям, мы ответственны за свою жизнь. то есть за то. чтобы используя свое воображение и творческий потенциал, создавать более эффективные новые жизненные сценарии, соответствующие нашим принципам и ценностям.
Эффективным будет формулировать личную миссию, имея ввиду конечную цель. Это основа для развития проактивности. Миссию можно пересматривать, с каждым разом более глубоко понимая свои принципы и ценности.
для составления личной миссии необходимо изучить центр своего круга влияния - что находится в его центре и как это влияет на ваш выбор.
Содержимое центра служит источником нашей внутренней безопасности, внутренней ориентированности, власти и мудрости.
В центре можешь быть ты сам. А может быть супруг, семья. деньги, работа, обладание, друг или враг, церковь (не вера).
Самый эффективный способ - поместить в центр свои жизненные принципы и опираться на них.
Франкл утверждает, что мы выявляем, а не придумываем свои жизненные миссии. Вопрос, в чем смысл жизни следует адресовать самому себе.
Эффективно использовать в процессе разработки личной миссии оба полушария головного мозга. Левое отвечает за логически-вербальную деятельность, правое - за интуитивно-творческую. (вот тут моя ремарка: есть такая книга "Откройте в себе художника" Бетти Эдвардсhttp://www.labirint.ru/books/25238/ вот там очень хорошо про активацию работы правого полушария)
Кови выделяет два способа включения правого полушария:
- расширение перспективы;
- визуализация и утверждающая обстановка.
Хорошая утверждающая установка имеет пять основных аспектов: она личная, она позитивная, она использует глаголы в настоящем времени, она визуальная и эмоциональная.
Личную миссию проще определить через свои роли и цели, соответствующие ролям.
Это поможет сбалансировать и гармонизировать вашу жизнь.
Кроме того можно аналогично формировать миссию семьи (важно: она должна формулироваться всеми участниками вместе, а не декларироваться родителями), а также миссию организации или иной группы.
Принципы персонального управления
Навык № 3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала
Навык 3 - это тренировка независимой воли, с целью стать человеком. в основе характера которого лежат принципы.
Управление - это дисциплинированность, идущая изнутри, от ваших принципов и ценностей.
Существует четыре уровня управления временем:
- систематизировать и упорядочить то, что требует затрат времени и сил;
- использование календарей и ежедневников;
- расстановка приоритетов;
- управление собой, а не делами, сохранение и развитие эффективных отношений и достижение результатов.
Матрица управления временем:
Квадрат 1 (срочные важные дела)
Квадрат 2 (несрочные важные дела)
Квадрат 3 (срочные неважные дела)
Квадрат 4 (несрочные неважные дела).
Эффективные люди стараются делать дела из квадрата 2, упреждая возникновение срочных дел и кризисов квадрата 1.
Уметь сказать "нет", помня о своем основном списке приоритетов и предпочитая важные несрочные дела, неважным срочным.
Органайзер для управления временем и делами должен соответствовать шести важным критериям:
1. Согласованность приоритетов и планов, ролей и целей, желаний и дисциплины.
2. Сбалансированность во всех сферах жизни.
3. Сфокусированность на квадрате 2 - кризисы надо предотвращать, а не работать в условиях кризиса.
4. "Человеческое измерение". В отношении времени можно рассуждать в контексте производительности, а в отношениях с людьми следует говорить в терминах эффективности. Подчинять планы людям.
5. Гибкость инструмента планирования.
6. Портативность, иметь его всегда при себе.
Самоуправление в квадрате 2:
Определение ролей.
Выбор результатов для этих ролей, записанных как цели.
Планирование времени.
Ежедневная адаптация.
Горизонт планирования - неделя, это дает больше гибкости, чем ежедневное планирование.
После составления плана по этой программе следует жить, основанные на принципах планы можно выполнить с большей мотивированностью и результативностью.
Четвертый уровень самоуправления:
- основан на принципах;
- направляется совестью;
- определяет уникальную личную миссию, включая ценности и долгосрочные цели;
- помогает сбалансировать свою жизнь, путем определения своих ролей;
- привносит больший смысл в дела посредством еженедельного планирования и ежедневной адаптации.
В первую очередь внимание уделяется человеческим отношениям и результатам, а во вторую - времени.
Увеличение сбалансированности вложений/результатов через делегирование руководства (в отличие от делегирования исполнения).
Делегирование руководства подразумевает безусловное взаимопонимание и взаимные обязательства в пяти областях:
1. Желаемые результаты.
2. Правила.
3. Ресурсы.
4. Отчетность.
5. Последствия.
Итак, суть эффективного самоуправления заключается в том, чтобы смотреть через призму важности, а не срочности.
Парадигмы взаимозависимости
В любых отношениях важнее не то, что мы говорим или делаем, а то, каковы мы сами.
Понятие эмоционального банковского счета: уровень доверия, который был достигнут между людьми. Он требует постоянных вложений:
1. Понимание другого человека.
2. Внимание к мелочам.
3. Выполнение обязательств.
4. Прояснение ожиданий.
5. Проявление цельности личности.
6. Принесение искренних извинений при снятии со счета.
Безусловная любовь: если мы по-настоящему, без всяких условий и скрытого расчета любим других людей, мы помогаем им чувствовать себя защищенными, спокойными, достойными, мы укрепляем в них веру в себя, в свою индивидуальность и цельность своей личности. Мы создаем благоприятные условия для их естественного развития.
Важнее установить доверительные отношения с одним близким человеком, чем заботиться о благополучии массам людей и проектов.
Взаимозависимость позволяет превращать проблемы в достижении результатов в ресурсные возможности.
Эффективная взаимозависимость может быть достигнута только независимыми людьми.
Принципы межличностного лидерства
Навык № 4. Думайте в духе «Выиграл/Выиграл»
Кови выделяет шесть парадигм взаимодействия между людьми: Выиграл/Выиграл, Выиграл/Проиграл, Проиграл/Выиграл, Проиграл/Проиграл, Выиграл, Выиграл/Выиграл или Не связываться.
При этом компромисс рассматривается как низшая форма Выиграл/Выиграл.
В книге рассматриваются сфера применения, достоинства и недостатки каждой парадигмы.
Если стороны не приходят к синергетическому решению - такому, какое бы устроило их обеих, они могут пользоваться принципом "Выиграл/Выиграл или Не связываться". Не связываться - означает, что если соглашения достигнуть не удается, то договоренности отменяются, а отношения сохраняются.
Кови выделяет пять измерений установки Выиграл/Выиграл: начинается с характера и движется в направлении отношений, из которых возникают соглашения. Взращивается в окружающей среде, структура и системы которой основаны на установке Выиграл/Выиграл. Также этот принцип включает в себя процесс.
Установка Выиграл/Выиграл предполагает использование в наших отношениях с другими самосознания, воображения, совести и независимой воли. И включает взаимное обучение. взаимное влияние и взаимную выгоду.
Для получения взаимной выгоды необходимо мужество в достижении своих целей и чуткость к чужим интересам.
Характер определяется тремя важными свойствами:
- цельность;
- зрелость;
- менталитет достаточности.
Для развития отношений важно доверие, счет в эмоциональном банке.
Соглашения называют соглашениями об исполнении или соглашениями о партнерстве (не о контроле).
В соглашениях Выиграл/Выиграл также выражены пять элементов:
- желаемые результаты;
- правила;
- ресурсы;
- отчетность;
- последствия.
При соглашениях в духе этой парадигмы следует концентрироваться на результатах, а не на методах.
Принцип необходимо осуществлять в системе, разовые декларации не работают. Кроме того достигать целей следует также методами Выиграл/Выиграл.
Принципы эмпатического общения.
Навык № 5. Сначала стремитесь понять, потом - быть понятым.
Мы слушаем обычно на одном из четырех уровней:
- можем игнорировать говорящего, не слушать его вообще;
- можем делать вид, что слушаем;
- можем слушать его избирательно;
- можем слушать внимательно.
Пятый уровень - эмпатическое слушание - слушание с намерением понять.
Эмпатическое слушание является весомым вкладом на эмоциональный банковский счет, это подпитка говорящего психологическим кислородом.
Если мы слушаем, помня о своем автобиографическом опыте, то мы можем давать четыре типа ответов:
- мы оцениваем;
- мы выпытываем;
- мы советуем;
- мы интерпретируем.
Степень овладения эмпатическим слушанием характеризуется четырьмя последовательными стадиями:
- повторение содержание;
- перефразирование содержания;
- отражение чувств;
- перефразирование содержания и отражение чувств.
Пока ответы основаны на логике - можно задавать вопросы и давать советы, как только реакция становится эмоциональной - следует вернуться к эмпатическому слушанию.
Навыки активного слушания бесполезны, если человек чувствует, что вы с их помощью хотите манипулировать. Метод должен действовать изнутри-снаружу: от искреннего желания понять собеседника.
Сначала стремиться понять - потом быть понятым, что так же важно.
Древнегреческая концепция: этос (нравственность) - пафос (душевное переживание), логос (слово, смысл) - лежат в основе этого принципа. В этой последовательности и стоит строить свое общение. От принципов, этики характера через эмпатическое слушание к смыслу.
Навык помогает упреждать непонимание в сложных ситуациях, если слушать близких до возникновения кризисов.
Принципы творческого сотрудничества
Навык № 6. Достигайте синергии
Синергия - целое больше суммы его частей. Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия - уважать их, совершенствовать сильные стороны и компенсировать слабые.
При синергии ищется не компромисс между двумя различными точками зрения, а третья альтернатива. Синергетический подход высвобождает для творчества те ресурсы, которые обычно тратятся на оборону и отстаивание своей позиции.
Ключом к межличностной синергии лежит внутренняя синергия.
Для того, чтобы ценить различия, надо принять то, что люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами.
Курт Левин, "Анализ силового поля": всякое текущее состояние деятельности или бытия рассматривается как некое балансирование между движущими силами, стимулирующими развитие, и сдерживающими силами, этому развитию препятствующими.
Движущие силы - позитивные, разумные, логичные, осознанные, имеют экономическую природу.
Сдерживающие силы - негативные, эмоциональные, нелогичные, неосознанные, носят социально-психологический характер.
Внимание следует уделять в первую очередь преобразованию сдерживающих сил в движущие.
Принципы сбалансированного обновления
Навык № 7. Затачивайте пилу
Навык 7 - это ваши личные ресурсы и средства, он обновляет четыре измерения: физическое (физические упражнения, питание, управление стрессовыми ситуациями), духовное (прояснение ценностей и приверженность им, учеба и размышления), интеллектуальное (чтение, воображение, планирование и письмо) и социально-эмоциональное (служение, сопереживание, синергия, внутренняя безопасность).
Необходимо постоянно и сбалансированно уделять внимание всем четырем измерениям, так как это ваш инструмент своей собственной деятельности.
Программа физических упражнений должна развивать выносливость, гибкость и силу вашего тела.
Кови пересказывает рассказ Артура Гордона "Поворот к жизни", где герой возвращается к себе через:
- слушание себя;
- возврат к корням;
- анализ своих мотивов;
- оставление своих тревог.
Интеллектуальное развитие и дисциплинированность ума следует поддерживать и после получения традиционного образования, заниматься самообразованием.
Вести дневники и заниматься организацией и планированием.
Социально-эмоциональное измерение основывается на ощущении личной внутренней безопасности. Если вы уверены в себе, в своем характере, то вам не страшно открываться другим людям и слушать их.
Меняя собственные сценарии мы через это меняем сценарии для своих близких.
Сбалансированное обновление создает оптимальные условия для достижения синергии.
Обновление - это одновременно и принцип и процесс, который побуждает двигаться по восходящей спирали роста и развития. Чтобы это восхождение было последовательным и исполненным смысла следует учитывать нашу совесть.
Навык № 8. Обретите свой голос и вдохновите на это других.
Автор: Cтивен Р. Кови.
Как разгрести завалы?
Для начала составляем список своих приоритетов/сфер внимания, допустим: Я, Партнер (молодой человек/девушка), Ребенок (если есть), Быт, Дом, Родители, Друзья, Работа, Учеба.
Ранжируем по степени убывания приоритетов. "Я" - должно стоять на первом месте.
Пишем список текущих дел, добавляя в начало приоритет.
Переписали все, что вспомнилось, можно для красоты залить заливкой разной, цветной, каждому приоритету свой цвет. Или раскрасить разноцветными маркерами, если список приоритетов пишется вручную.
Составляем матрицу:
Срочные важные дела - Несрочные важные дела
Срочные неважные дела - Несрочные неважные дела.
Разбросали дела по квадратам как-нибудь, как кажется верным.
Внутри каждого квадрата отсортировали таким образом: высокоприоритетные дела окажутся наверху списка, низкоприоритетные внизу в каждом квадрате.
Начинаем работать с "несрочных неважных дел".
К каждой задаче задаем ряд гадких вопросов:
- а это точно МНЕ надо?
- а КОМУ (еще КОМУ) это надо?
- а ПОЧЕМУ мне/ему/им это надо?
- а ЗАЧЕМ мне/ему/им это надо?
- а я/он/они точно МОГУТ это сделать?
- что случится, если это будет сделано?
- что НЕ случится, если это будет сделано?
- что случится, если это НЕ будет сделано?
- что НЕ случится, если это НЕ будет сделано?
- что я теперь ХОЧУ с этим сделать?
По итогам ответа на последний вопрос дело на выбор:
- отменяется (с переносом в отдельный список "отмена");
- делегируется (с переносом в отдельный список "делегировано" и указанием, кому делегировано);
- оставляется тухнуть в этом квадрате матрицы (можно еще сроки указать в отдельном столбце рядом, до какой даты это актуально)
- переносится в один из трех оставшихся квадратов матрицы.
Анализируем последовательно все квадраты матрицы, отсеивая все отмененное и делегированное отдельно, и корректируя дела по срочности/важности.
Потом садимся над четырьмя квадратами матрицы и двумя квадратами (отмена/делегирование).
И пытаемся выделить тенденции в этом срезе текучки.
Какой объем занимают какие дела?
Какие приоритеты для вас на самом деле важны, а какие нет?
Откуда у вас появились дела, которые ушли в списки отмена/делегирование?
Ну и так далее. В каждой избушке свои погремушки.
И делаем выводы, конечно же. Точно ли устраивает по ощущениям жизнь, почему именно эти люди оказались инициаторами/соучастниками появления у вас в списке неважных дел и проч.
А потом начинаем разгребать с квадрата "важные несрочные дела" в первую очередь.
Автор:Гладышева Марина
Книжная полка: наши рекомендации
Рекомендуем пособие Реуновой М.А. Тайм-менеджмент студента университета: учеб. пособие / М.А. Реунова. - Оренбург: ОГУ, 2012
В учебном пособии к спецкурсу раскрываются теоретические основы изучения дисциплины «тайм-менеджмент». Данное пособие поможет развить умения самоорганизации студента университета: целеполагания, планирования, расстановку приоритетов, научиться рационально использовать свое время, высвобождать временные ресурсы, стать организованным, выполнять любые учебные задания с меньшими затратами времени, активизировать мотивацию учебной деятельности, достигать профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
По мнению автора, представленному в диссертационном исследовании на тему "Педагогическая технология «тайм - менеджмент» как средство самоорганизации учебной деятельности студента университета":
1. Самоорганизация учебной деятельности – процесс упорядоченной, сознательной деятельности, побуждаемой и направляемой целями и ценостями профессионально значимой учебной работы, осуществляемой ситемой волевых и интеллектуальных действий, адекватных ценностным ориентациям студентов; способность студента состояться в познании и общении, соответствующим притязаниям к качеству образования и уровню жизни, зависит от его индивидуальной вовлеченности в процесс самоорганизации учебной деятельности.
2. Тайм-менеджмент студента университета – это систематичекое, последовательное и целенаправленное использование комплекса освоенных техник организации личной и учебной деятельности в повседневной практике с целью повышения эффективности самооргнизации.
Тайм-менеджмент обладает всеми признаками технологии: совкупностью приемов и практик освоения и реализации в учебном процессе; алгоритмичностью самоорганизации учебной деятельности; уникальностью личностного стиля студента, вовлеченного в процесс самоорганизации учебной деятельности; ограниченностью применения условий профессионального образования; заданностью образовательного результата – готовности оптимально распределять свое время.
Технология «тайм-менеджмент» является педагогической, так как, во-первых, включает в себя взаимодействие преподавателя и студента; во-вторых, технология «тайм-менеджмент» адекватна компонентам пдагогического процесса (цель, задачи, содержание, методы, средства, формы и результаты взаимодействия); в-третьих, данная технология формирует ценностное отношение ко времени, феномену самоорганизции, процессу обучения; в-четвертых, технология «тайм-менеджмент» способствует личностному росту студента, осуществляя временную навигацию самостоятельной работы, конкретных умений самоорганизции.
В рамках педагогического взаимодействия технология «тайменеджмент» является аксиологическим ресурсом повышения качества образования.
Тайм-менеджмент – это педагогическая технология, позволяющая рационализировать время жизни студента в соответствии с личными и учебными целями и ценностями.
3. Основой самоорганизации учебной деятельности является утойчивая ориентация студентов на время как ценность, сопряженная с конструирующими действиями заданной тенденции. Самоорганизация учебной деятельности студентов интегрирует в своем содержании ценостно-смысловое единство когнитивного (знаний студента о тайменеджменте), аксиологического (ценностное отношение к феномену самоорганизации, времени), деятельностного компонентов (умения самоорганизации учебной деятельности).
4. Самоорганизация учебной деятельности студентов обеспечивается реализацией совокупности педагогических условий: <:обеспечение освоения системы знаний тайм-менеджмента, осуществляемой в ходе содержательного освоения спецкурса «Тайменеджмент студента университета», адекватного компетенциям, определенным ФГОС ВПО; <:использование «тайм-менеджмента» как педагогической технлогии, позволяющей структурировать время жизни студента в соответсвии с личными и учебными целями и ценностями, реализация Интернетехнологий тайм-менеджмента в целях повышения личной эффективности студента; <:развитие ценностного отношения к феномену самоорганизации, проявляемое в специфике выбора и реализации индивидуального образовательного маршрута, личностных особенностях применения ителлект-карт, ежедневника, портфолио, дистанционного практикума, побуждающих стремление и интерес к успешной самореализации, способствующих ценностному самоопределению студента; <:интенсификация процесса развития умений самоорганизации времени, обеспечивающих приобретение навыков практического прменения полученных знаний тайм-менеджмента, повышение притязаний студента к качеству образования и уровню жизни.
Также следует отметить следующие ресурсы:
1. Реунова, М.А. Самоорганизация времени как элемент развития успешной личности студента / М.А. Реунова //III Международная науно-практическая конференция молодых ученых: сборник научных трдов / Под. науч. ред. д-ра пед.наук, проф. И.А. Рудаковой. – М.: Издтельство «Спутник+», 2011. – С.110-112.
2. Реунова, М.А. Технологии самоменеджмента в организации учебной деятельности студентов / М.А. Реунова // Новые технологии в образовании: сборник научных трудов по материалам IX Междунароной научно-практической конференции / Под ред. д-ра пед.наук, проф. С.П. Акутиной. – М.: Издательство «Спутник +», 2011. – С.48-51.
3. Реунова, М.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов в условиях реализации стандартов нового поколения/ М.А. Реунова //Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбург: ОГУ, 2011. – С. 219-223. - CD R [электронный ресурс].
4. Реунова, М.А. Проблема ценностного отношения ко времени студента университета / М.А. Реунова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всроссийской научно-практической конференции (с международным учстием). Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – С. 3135-3139 - CD R [электронный ресурс].
5. Реунова, М.А. Реализация технологии самоменеджмента – «Ежедневник студента ОГУ» в учебной деятельности студентов / М.А. Реунова // Молодежь XXI века: в современной социокультурной среде: сборник статей по материалам Шестой Всероссийской научнпрактической конференции. – М.: МАТИ, 2012. – С.77-81.
6. Реунова, М.А. Образовательная технология портфолио в системе самоорганизации времени студента университета / М.А. Реунова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-практической конфереции. Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. – С. 2598– 2601. - CD R [электронный ресурс].
7. Реунова, М.А. «Интеллект-карты» как инструмент тайменеджмента студента университета / М.А. Реунова // Актуальные нучные исследования: материалы XXIX Международной научнпрактической конференции. – Горловка: ФЛП, 2013. – Ч II. – С.20-23.
8. Реунова, М.А. Тайм-менеджмент студента университета: иформационные технологии / М.А. Реунова // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов II Междунродной научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. – С.25-29.
9. Реунова, М.А. Тайм-менеджмент студента университета: ученое пособие / М.А.Реунова. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 102 с.
10. Реунова, М.А. Технология «портфолио» в компетентностнориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, М.А. Реунова. – Оренбург: ОГУ, 2011. – 112с.
11. Реунова, М.А, Рабочая программа дисциплины «Персональный менеджмент» / М.А. Реунова, А.П. Тяпухин. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 28 с.
12. Реунова, М.А. Ежедневник студента ОГУ: рабочая тетрадь / М.А. Реунова. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 409 с.
Дорогие читатели, пишите нам, задавайте вопросы, высказывайте свои предложения - ведь именно ваши предложения определят содержание выпусков нашей рассылки в этом учебном году. Удачи вам, и до скорой встречи!
Ведущая рассылки Гладышева Марина
Условия использования и перепечатки материалов рассылки: http://studentochka.ru/copy.html
Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы
|