Сегодня Вашему вниманию будут представлены материалы:
1. Абитуриент по вызову
В Москве существует как минимум одна «контора», готовая за пару сотен долларов послать своего человека, который сдаст за вас вступительный экзамен по любому предмету и практически в
любой вуз. Продолжаем публикацию материалов "Как написать отличный реферат"
2. Компоновка материалов
Тексты, которые мы сумели собрать при подготовке исходных материалов, составляют содержание документа...
3. Управление структурой документа
Прежде чем править структуру документа, надо определить, что же мы хотим получить.
4. Создание реферата
Закончив правку структуры исходных материалов, переключитесь в один из режимов просмотра документа: Вид-Обычный или Вид-Разметка страницы. Вы увидите, что перед вами уже почти
готовый документ...
5. Новости студенческого мира
Закон сохранения призывников
В Москве существует как минимум одна «контора», готовая за пару сотен долларов послать своего человека, который сдаст за вас вступительный экзамен по любому предмету и
практически в любой вуз.
Москвич Сергей мечтал учиться в МИРЭА. На вступительных экзаменах он блестяще сдал математику и физику, но предстоял еще русский язык, а с ним у него дела обстояли плохо.
Чтобы не испытывать судьбу, он решил обратиться к так называемым экзаменационным маклерам. Позвонил. Приятный женский голос предложил ему явиться к определенному времени в
скверик у станции метро "Университет". Молодой человек, с которым он там встретился, внимательно осмотрел Сергея, оговорил условия, в частности сообщил, что услуга будет
стоить 200 долларов. Расстались, условившись, что накануне экзамена с Сергеем встретится сотрудник фирмы, который будет писать сочинение и возьмет у него паспорт и
экзаменационный лист. Все прошло как по маслу: Сергей поступил в институт и честно расплатился с фирмой.
Этот экзаменационный конвейер заработал пять лет назад. Несколько студентов экономического факультета МГУ решили поправить свое материальное положение. Они разместили в
Интернете короткое объявление: "Помогаем при поступлении в вуз". На него откликнулись тридцать человек, двадцать восемь из которых благополучно поступили куда хотели. В этом
году услугами экзаменационной маклерской конторы воспользовались уже сто пятьдесят восемь абитуриентов.
Следуя заветам Остапа Бендера, устроители конторы, или, как они себя называют, "штаб", стараются не раздувать штаты - постоянных сотрудников там всего пятеро. Два человека
осуществляют общую координацию, два занимаются привлечением клиентов - ходят по московским школам и раздают ученикам и родителям листки с информацией и контактными телефонами
(номера мобильных действуют лишь на время экзаменационной страды и каждый год меняются). Эти же листовки со слоганом "Поможем на вступительных экзаменах" расклеивают в метро.
Пятый организует тестирование по разным предметам для желающих подзаработать, сдавая экзамены за других. Проводят его весной в одной из школ на юго-западе. Администрация школы
уверена, что ребята просто устраивают пробные экзамены в вуз, и даже не берет с них денег за помещение. Прошедших тестирование маклер Алена фотографирует обычной мыльницей,
чтобы легче было потом подбирать для конкретного клиента внешне похожего на него "профессионального сдатчика экзаменов".
Впрочем, практика показывает, что сходство не так и обязательно. В комиссии обычно следят, чтобы фотографии в экзаменационном листе и паспорте были схожи, а на самого
абитуриента почти и не смотрят. "На своего предыдущего клиента я был еще более или менее похож, - говорит высокий черноволосый студент филфака Николай, - а на парня, за
которого вчера писал сочинение в Станкин, - ни капельки. Он маленький, белобрысый".
Запросы у клиентов разные: одним нужно сдать один экзамен, а есть такие, кто заказывает полный пакет, включая даже подачу документов. "Этих дебилов мы стараемся ободрать
как липку, - говорит Алена. - Правда, таких, к сожалению, немного бывает".
Гарантий абитуриентам контора не дает, но деньги она получает только по факту сдачи экзамена на "пять" или "четыре" - в конвертике, из рук в руки. "Подставы исключены, -
убеждена Алена. - Мы никого не обманываем, а нас обмануть невозможно. Все ж понимают, что в случае чего мы найдем способ довести до сведения администрации вуза, как абитуриент
в него проник".
Надо сказать, что эта "работа" - сдача экзаменов за других - отнимает массу сил и нервов. Студенту мехмата Александру этим летом приходилось ходить на сдачи чуть не каждый
день, бывало и по два раза. Как-то он вышел с экзамена, а ему звонят и говорят, что срочно надо идти на следующий, да еще в том же вузе. "Ну я снял очки, хоть без них почти
ничего не вижу, пиджак запихал в сумку, причесался по-другому. В аудитории член приемной комиссии долго переводил взгляд с фотографии в паспорте на меня и обратно, но слава
богу, пронесло". Блондинка Таня, получив перед самым экзаменом документы клиентки, с ужасом обнаружила, что та жгучая брюнетка. Пришлось срочно искать ей замену. "Это еще что.
Как-то сдавала я за одну девочку на факультет психологии, и оказалось, что сочинение мы пишем в здании журфака на Моховой, где я учусь. Я Бога молила, чтобы никому из наших
преподавателей не попасться на глаза". Сама Таня родом из Мурманска. Ее сестра собирается в следующем году тоже поступать в московский вуз. "Придется, наверное, пару экзаменов
за нее сдать. Для верности".
Экзаменационное маклерское бюро не нарушает никаких законов. Евгения, который сдавал экзамен за клиента в МАДИ, приемная комиссия отловила и отправила в милицию. Но через
четыре часа его из кутузки благополучно выпустили. "Милиционер при мне звонил куда-то, спрашивал, есть ли статья, по которой меня можно задержать. Потом долго меня пугал, но
я-то знаю, что сделать они со мной ничего не могут". Единственная статья, под которую еще можно было бы подвести деяния предприимчивых студентов, - 327 п. 3 "Использование
заведомо подложного документа". Однако в данном случае подложным является не документ, а лицо, его предъявляющее, а про это в законе ничего не сказано.
Вузы как могут борются с лжеабитуриентами. "Главное, чтобы сотрудники приемной комиссии были предельно внимательны, - говорит заместитель ответственного секретаря приемной
комиссии факультета журналистики МГУ Григорий Прутцков. - Конечно, трудно сверить фотографии в паспорте и экзаменационном листе с лицом поступающего, когда в потоке больше
тысячи человек. Поэтому мы запускаем абитуриентов в аудитории за полтора часа до начала экзамена. У нас несколько ступеней контроля - у входа на факультет, у парадной лестницы
и в аудитории. Кроме того, мы проверяем личные дела абитуриентов, особенно тех, кто успешно сдал экзамены. Если автобиография и заявление написаны одним почерком, а сочинение
- другим, начинаем разбираться. Уличенных в мошенничестве просто не зачисляем на том основании, что они нарушили правила приема".
Александр Мельников, ответственный секретарь приемной комиссии Московского института стали и сплавов, тоже считает эту проблему весьма серьезной: "Черным в этом смысле
оказался для нас прошлый год. Случаев подлога мы зафиксировали больше, чем за предыдущие четыре года, вместе взятые. Была даже совсем дикая история: одна мамаша явилась к нам
с подставным лицом и стала доказывать, что это ее собственное дитя".
Пока нет закона, позволяющего привлечь лжеабитуриента к ответу, этот бизнес будет процветать. И уповать тут на бдительность сотрудников приемных комиссий вряд ли имеет
смысл. Впрочем, среди них встречаются настоящие пинкертоны. Одна преподавательница МИСиСа два года подряд отлавливала корейца, повадившегося сдавать экзамены за своих
соотечественников. А ведь европейцу отличить одно азиатское лицо от другого очень непросто.
Тексты, которые мы сумели собрать при подготовке исходных материалов, составляют содержание документа. Однако содержание - это далеко еще не весь документ. Чем объемнее
труд, тем большую роль играет его структура, то есть порядок следования содержательных разделов. Поскольку мы собирали исходные материалы с различных серверов, то структура
документа у нас совершенно беспорядочная. Однако ее нетрудно поправить. В том же режиме просмотра структуры документа на панели управления структурой есть кнопки со стрелками,
направленными вверх и вниз. Установите курсор на заголовок, который хотите переместить, после этого щелкайте мышью на кнопках со стрелками - и заголовок перейдет на новое
место. Вместе с заголовком перейдет и тот текст, который к нему относится, хотя на экране в режиме просмотра структуры документа этого не видно.
Перемещая заголовки, соберите вместе разделы, которые относятся к детству и юности Х. Гюгейнса, к его научным исследованиям, к работам по физике, математике, астрономии.
Эта часть работы похожа на раскладывание почтовых марок при подготовке тематической экспозиции.
Прежде чем править структуру документа, надо определить, что же мы хотим получить. Если реферат посвящен какому-то историческому лицу, как в нашем случае, то логично
располагать разделы примерно в соответствии с его биографией. При этом внимательно следите за ключевыми моментами в биографиях исторических лиц. Смотрите, как соотносятся даты
их жизни с датами других известных вам людей (в работе про Гюйгенса очень важно соотнести его труды с работами Галилея, Ньютона и Паскаля) и с датами известных исторических
событий. Не упускайте из внимания такие поворотные моменты, как переезды из города в город и знакомства с выдающимися людьми. Сами себе задавайте вопросы и ищите им
объяснения. Найдите, например, какие события произошли в истории Нидерландов, в результате которых Гюйгенс, проживший почти 20 лет в Париже, вернулся в 1681 году в родную
Гаагу.
Если реферат посвящен событию (научному открытию, общественному преобразованию, вооруженному конфликту и т.п.), то порядок может быть другим. Сначала идут предпосылки,
которые способствовали данному событию, потом обзор ситуации, сложившейся к моменту его наступления, затем описывается характер протекания события и, наконец, анализируются
его последствия.
Если реферат посвящен природному или техническому объекту или явлению, то порядок, как правило, хронологический. Он соответствует развитию общественных знаний об объекте
или явлении. Такими могут быть, например, рефераты на темы "Натрий и его соли", "Методы измерения времени", "Математические кривые второго порядка", "Электрические явления в
атмосфере" и т.п.
Закончив правку структуры исходных материалов, переключитесь в один из режимов просмотра документа: Вид-Обычный или Вид-Разметка страницы. Вы увидите, что перед вами уже
почти готовый документ. У него только два недостатка: во-первых, он избыточен, так как в нем многое повторяется по несколько раз, а во-вторых, это не самостоятельная работа,
потому что все здесь собрано из чужих трудов, а не написано своими руками. Впрочем, когда у нас есть структура документа, остальное уже дело техники.
Балансировка реферата.
Пройдитесь по реферату сверху вниз и удалите все, что повторяется по несколько раз. Собственноручно перепишите те места, где происходит переход от одной темы к другой. Если
вы внимательно анализировали собранные материалы и у вас накопились дополнительные вопросы, то найдите на них ответы и отрази-те их. В итоге общий объем материала должен
сократится в 5-6 раз, и многое из ранее собранного должно заменится собственными суждениями и высказываниями.
На прошлой неделе Госдума приняла поправки к законам "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании", предоставляющие отсрочку школьникам и учащимся ПТУ
(техникумов), не достигшим 20-летнего возраста. Отсрочка заполняет "брешь" в законодательстве, о которой не первый год говорят представители Министерства образования. До сих
пор военкоматы имеют право забирать в армию старшеклассников, которым исполнилось 18 лет (речь идет о второгодниках, детях, поздно пошедших в первый класс, и проч.). И
забирают: случалось, что учеников в разгар учебного года отлавливали на школьных дворах и "тепленькими" отправляли на сборные пункты.
Но все-таки обычно военкомы терпеливо дожидались, пока будущие защитники Отечества сдадут выпускные экзамены. В случае со средним специальным образованием это было даже
целесообразно: молодой человек получал рабочую профессию, которая пригодится армии.
Однако ко второму чтению законопроекта в Думе Министерство обороны сумело его принципиально изменить. Сейчас гражданин призывного возраста может получить отсрочку дважды -
например, для получения образования в училище и в вузе. А по новому законопроекту это право должно предоставляться лишь один раз. То есть, получив отсрочку во время обучения в
среднем учебном заведении и поступив после этого в вуз, молодые люди рискуют угодить в армию прямо со студенческой скамьи. Депутат Сергей Юшенков назвал это "ущемлением прав
личности". А Союз комитетов солдатских матерей уже заявил о том, что общественные организации попробуют остановить проект на уровне Совета Федерации.
Пока окончательный текст законов не представлен общественности, представители различных ведомств трактуют его по-разному. Так, представители высшего военного руководства
недвусмысленно заявляли, что окончательная версия законопроекта в полной мере соответствует нуждам и чаяниям Министерства обороны. А на следующий день после принятия поправок
замминистра образования Елена Чепурных сообщила обозревателю "Итогов", что на самом деле ничего страшного не произошло. По ее словам, выпускники полной средней школы вне
зависимости от возраста смогут без проблем поступать в вузы и сохранять право на отсрочку. То же самое касается и выпускников ПТУ и техникумов (тех, кто пошел в средние
учебные заведения после неполной средней школы и потом решил поступать в вуз). Но, с другой стороны, поправки не позволяют молодым людям бесконечно учиться до 27-летнего
возраста. Скажем, если человек три года поучился в ПТУ, потом три года в техникуме, пять лет в вузе и так далее, на одном из этих этапов его обязательно должны будут
"забрить".
Однако пока что бесспорным остается один факт: Министерство обороны не намерено сокращать количество солдат-срочников. Несмотря на предстоящее в этом году сокращение
Вооруженных сил, запланированное количество призывников не изменится: порядка 200 тысяч человек.
Борис Старцев
ж-л "Итоги", №14(252)
Мы с признательностью выслушаем ваши предложения о том, что вы хотели бы увидеть в нашей рассылке.
Юлия, здравствуйте! Спасибо огромное за дипломную работу после вашего сопровождения - защитилась на "отлично"! Члены ГАК задали всего два (!) вопроса по результатам исследований (что, как и почему...). Ещё раз - СПАСИБО!!!