ВЫПУСК № 39 "Требования к предзащите дипломных работ"
Сегодня в нашей рассылке:
1. Новые статьи:
Требования к предзащите дипломных работ - статья номера
Чем грозят студентам нововведения? - что говорят и что пишут по поводу двухуровневой системы высшего образования
Ода кофе
2. Полезные ссылки - православная педагогика
3. Вопросы и ответы
Здравствуйте, дорогие подписчики!
Мы продолжаем собирать заявки на подборки ссылок по конкретным предметам.
Также мы продолжаем отвечать на ваши вопросы, относящиеся к работе в текстовом редакторе MS Word. Предлагаем высказаться вам по этому поводу и рассказать, с какими проблемами
столкнулись вы, редактируя тексты в MS Word.
Мы будем рады публиковать ваши воспоминания, интересные рассказы и истории, примеры из вашей студенческой жизни. Если вам есть чем поделиться с другими подписчиками рассылки -
присылайте нам свои рассказы и истории.
Не забывайте о том, что именно ваши предложения определяют содержание каждого выпуска нашей рассылки.
Предзащита - устное выступление, специальные слушания, на которых выпускник ВУЗа представляет окончательную формулировку темы дипломной работы, часто текст самой дипломной
работы, презентацию дипломной работы.
Что необходимо сделать к предварительной защите
1. Полностью завершить написание дипломной работы, отпечатать ее "чистовой" текст (можно не брошюровать).
Перед предварительной защитой дипломную работу необходимо представить для ознакомления научному руководителю. Цель рецензирования - выявить недостатки дипломной работы,
после устранения которых, она может быть рекомендована к защите. На предварительной защите экземпляр дипломной работы и раздаточный материал должны находиться в аудитории,
чтобы присутствующие могли с ней ознакомиться. В некоторых ВУЗах на предзащите требуют только аннотацию (введение или план) и раздаточный материал в нескольких
экземплярах.
2. Подготовить иллюстрирующий материал: плакаты, слайды, раздаточный материал (таблицы, схемы, рисунки, выполненные на отдельных листах А4 в количестве, равном или чуть
меньше количества присутствующих на предзащите, презентацию, выполненную в редакторе "Microsoft PowerPoint").
Готовьте то, что планируете использовать на защите, хотя, возможно, что-то придется переделывать или дополнять.
3. Подготовить текст доклада и выучить его (или хотя бы основную часть, во время которой Вы демонстрируете плакаты, слайды и т.д.). Продумать, в какой последовательности и
с какими словами Вы будете подходить к плакатам. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада, чтобы при переходе от плаката к плакату или от описания методик
к результатам исследования Вы не терялись и не произносили что-то типа: "Ну... вот..." или "Э-э-э-э", или вовсе замолкали, лихорадочно роясь в бумажках...
Учтите, что требования к докладам на предзащите и защите одинаковые.
Доклад при защите дипломной работы должен быть четко структурирован. Необходимо ясно выделить основные идеи дипломной работы. Основное внимание в докладе должно уделяться
непосредственно работе, выполненной студентом самостоятельно, достоинствам и особенностям выполненной работы. Необходимо подчеркнуть особенности данной работы в
научно-исследовательском и практическом аспектах.
Время доклада - не более 5-10 мин.
4. На предзащите не возбраняются вопросы к научному руководителю, вопросы научного руководителя к студенту и вопросы к студенту "не по теме доклада". Спокойно и даже с
благодарностью относитесь к замечаниям на предзащите. Чем больше Вас покритикуют на предзащите, тем легче Вам будет на защите.
5. Предзащита обычно продолжается около 2 часов. За это время приглашенные гости и сотрудники кафедры утомляются. В знак благодарности за их внимание и терпение к Вам по
окончании предварительной защиты дипломники обычно устраивают небольшое "чаепитие".
Доклад на предварительной защите
Итак, к докладу на предварительной защите предъявляются те же требования, что и к докладу на официальной защите. Поэтому, постарайтесь, чтобы доклад на предварительной
защите соответствовал всем этим требованиям, репетицию лучше проводить в условиях, близких к реальным.
На доклад отводится 5-10 минут, но присутствующие будут Вам признательны, если Вы сократите это время (хотя бы до 8 минут размеренно докладываемого материала), или, как
минимум, уложитесь в отведенное время.
Время доклада можно распределить следующим образом:
Вступление - актуальность, цель (иногда и задачи) исследования, гипотеза, положения, выносимые на защиту (2-3 минуты).
Методы исследования - 1-2 минуты, а еще лучше просто проиллюстрировать методы плакатом или слайдом и сказать о них лишь несколько слов.
Результаты исследования - 3-4 минуты.
Заключение - 1-2 минуты.
Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования (иногда и задач), гипотезы, положений, выносимых на защиту.
Дипломники, защищающиеся по педагогическим специальностям, часто приводят объект и предмет исследования. Описывается контингент испытуемых (если не докладывался объект), их
количество, число проведенных измерений, рассчитанных показателей - это создает представление об объеме проведенных исследований.
Коротко излагаются используемые методы (методики) (часто иллюстрируются), основные результаты работы (обычно иллюстрируются плакатами, слайдами и т.д.), заключение.
Иногда помимо актуальности работы докладчик излагает также ее научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Вступительная часть доклада растягивается, занимая
половину или даже большую часть времени. Такое происходит, в основном, в случаях, когда нечего сказать о результатах исследования. Присутствующие долго слушают, как же хороша
представленная работа, как она актуальна, сколько в ней научной новизны (и как только люди жили без нее раньше!), а до ее сути дело так и не доходит. Если Вы уважаете себя и
хотите произвести хорошее впечатление, не нужно хвалить свою работу, а нужно показать ее реальные результаты.
Говоря о себе, в докладе принято употреблять множественное число: «Мы провели исследование, мы получили данные и т.д.» Этим подчеркивается Ваша скромность, а также то, что
Вы цените оказываемую Вам помощь.
Учтите, что вам ничего не «хочется» и вы ничего не «пытаетесь». Вам «необходимо изучить», вы «рассмотрите», «решите» проблему, а не попытаетесь ее решить.
Еще лучше писать «представляется необходимым/возможным...», «следует отметить/рассмотреть...», то есть вообще обойтись только третьим лицом.
Постарайтесь докладывать без бумажки (прочитать можно только цель, задачи, гипотезу, положения, выносимые на защиту) – это сформирует о Вас благоприятное впечатление
аудитории, создаст представление, что работа выполнена Вами самостоятельно. Если Вы стоите возле плаката или слайда, бумажка в Ваших руках будет выглядеть несолидно. На защите
наиболее верный способ докладывать без бумажки – выучить доклад наизусть, причем очень хорошо. В противном случае, вы непременно растеряетесь. Доклад на предзащите можно не
вызубривать.
В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих могли следовать за Вашими, ударения на наиболее значимых моментах (прорепетируйте, на каких). Во время
выступления постарайтесь несколько раз посмотреть в глаза каждому из слушающих.
Вы вряд ли выступите с докладом блестяще, если не прорепетируете его 5-7 раз. Репетиции нужно проводить с плакатами (слайдами) или с тем материалом, который Вы будете
демонстрировать. В противном случае, даже если Вы выучили доклад, необходимость показать что-то на плакате может сбить Вас. Не смейтесь – подавляющее большинство ораторов
репетирует свои доклады.
К моменту предзащиты должен быть готов чистовой вариант дипломной работы (аннотация, план или только введение, в зависимости от требований ВУЗа), несколько экземпляров
которой находятся в зале защиты.
Любой присутствующий на защите имеет право ознакомиться с аннотацией (планом, введением или экземпляром готовой дипломной работы), а также задать вопрос дипломнику.
Наверняка есть такой вопрос, ответ на который поможет лучше преподнести Вашу работу. Можно написать этот вопрос на бумажке и договориться, чтобы Вам кто-нибудь его
задал.
О соблюдении формальностей на защите позаботятся и без Вас, а вот на предзащите некоторые моменты лучше самому проконтролировать: ведется ли протокол по общепринятой форме
(слушали... и т.д., постановили рекомендовать к защите...).
Доклад обычно оканчивается словами: «Доклад окончен. Спасибо за внимание». :-)
Министерство образования приготовило в прошлом году для своих подопечных несколько сюрпризов: "Единый государственный экзамен" и "Двухуровневое высшее образование". Но в
сути этих нововведений зачастую не разбираются даже специалисты, не говоря уже о родителях абитуриентов, студентах, и, что особенно печально, о работодателях.
Студенты обеспокоены: Чем же грозит им нововведение? Как отнесутся работодатели к непривычному "званию"? Мы попытались найти ответ на этот вопрос. Похоже, его нет даже у
тех, кто стоит у истоков сомнительных нововведений...
* * *
Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, в России в 2008 году планируется полностью перейти на двухуровневое профессиональное образование, включающее бакалавриат
и магистратуру. По его словам, это предусмотрено законопроектом, который подготовлен министерством и в настоящее время проходит процедуру ведомственного согласования.
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:
- Предлагается ввести двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат (3-4 года) и магистратуру (1-2 года, в зависимости от специальности). Каждый из уровней
является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Предполагается, что бакалавры уже после четырех лет обучения, смогут занимать должности,
требующие высшего образования – например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами. Магистратура направлена на выпуск специалистов, способных к
решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности.
Мы предлагаем перейти на двухуровневую подготовку, чтобы обеспечить мобильность студентов и преподавателей в едином европейском образовательном пространстве, обеспечить
также взаимное признание дипломов с другими странами не потому, что это соответствует Болонскому процессу, а потому, что все это соответствует интересам России. Двухуровневая
система высшего образования для ряда специальностей - вещь полезная, поскольку предоставляет учащимся немало новых возможностей. Во всем мире специалисты, окончившие высшие
учебные заведения, решают разные задачи. Одни создают инновации, занимаются научными исследованиями. Другие же только потребляют, утилизируют плоды чужих исследований. Так
вот, бакалавр - это тот, кто в своей работе умеет использовать знания, добытые другими. Магистр же сам создает новые знания.
Мы базируемся на традициях российской системы образования, поэтому движение к двухуровневой системе не должно быть слишком быстрым. Как известно, Россия станет полноправным
участником Болонского процесса только к 2010 году. За это время мы постараемся использовать все наши конкурентные преимущества. Безусловно, в гуманитарном и инженерном
образовании есть своя специфика, ее мы учитываем. Там, где сочтем целесообразным, сохраним привычную систему пятилетней подготовки специалистов.
По мнению министра, предлагаемые нововведения дают студентам больше возможностей получить профессиональное образование: например, степень бакалавра получить в одном вузе, а
степень магистра – в другом. При этом он подчеркнул, что двухуровневое образование "не является чем-то принципиально новым для нашей страны: подготовка кадров всегда включала
в себя этап общих знаний и этап специализации". Вместе с тем, по ряду специальностей планируется сохранить существующую систему обучения с присвоением квалификации
"специалист". По некоторым специальностям – инженеры, врачи, архитекторы и ряд других профессий – будет сохранен существующий уровень с обучением в 5 - 5,5 лет и присвоением
квалификации специалиста. Список таких специальностей будет установлен постановлением правительства.
В то же время у многих возникают сомнения в целесообразности такой схемы.
Виктор САДОВНИЧИЙ, ректор МГУ, президент Российского союза ректоров:
- Цель любых реформ - улучшение, а отнюдь не ухудшение существующей ситуации. Хочу подвергнуть сомнению предлагаемую Министерством образования и науки систему
"бакалавр-магистр". Недавно я задал вопрос лучшим университетским студентам, будущей научной элите: "Кем вы станете, получив степень бакалавра?" Они ответили: "Лаборантами
зарубежных лабораторий". Если мы, не продумав хорошенько предстоящее нововведение, поднажмем, сделаем всех бакалаврами, а потом часть из них - магистрами, то нанесем
непоправимый вред всей системе высшего образования. В таких областях знания, как математика, наука о материалах или химия на уровне бакалавриата, мы получим просто научный
полуфабрикат. Речь здесь должна идти не о бакалавриате, а о траектории специалиста. В двухуровневой подготовке таится одна серьезная опасность: эта подготовка не предполагает
степени доктора наук. Если мы сейчас безоговорочно введем новую систему, то рано или поздно потеряем нашего доктора, а это может обернуться трагедией для науки. Думаю, что
гораздо логичнее было бы перейти на многоуровневую систему, в рамках которой могут быть бакалавр, специалист, магистр, аспирант, докторант и кандидат наук.
Сергей КОЛЕСНИКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке:
- Я не скрываю своей достаточно критической оценки реформы, поскольку считаю, что нельзя разрушать существующее, не подготовив ему альтернативу. К сожалению, мы в России
сначала ломаем, и лишь затем начинаем строить. Кстати, я по специальности медик, эмбриолог, и потому сторонник постепенных изменений.
Почему я выступаю против двенадцатилетнего образования? Потому что оно совершенно нам не нужно. Отечественное десятилетнее образование себя оправдало, и считалось одним из
лучших в мире. В рамках реформы под предлогом совершенствования образования, а также науки и здравоохранения, фактически предпринимается попытка устроить передел
имущественного комплекса. Это не основа повышения эффективности. В социальной сфере нельзя во главу угла ставить имущественные отношения. Фактически мы видим лишь вопрос о
переделе собственности, и не более того.
Сейчас нам говорят – "стоит сосредоточиться на магистратуре и бакалавриате". Во что это выльется? Если взять медицинскую систему, то переход на Болонский процесс может
вызвать серьезные нарушения. Нам предлагают перейти на семейного врача. Но подготовка такого врача занимает десять-двенадцать лет, при том, что эта работа в нашей стране
фактически еще не началась. Тот робкий опыт, который был на протяжении восьми-десяти лет, фактически не привел к появлению подобной генерации специалистов. Предлагается срочно
ликвидировать участковых врачей, акушеров, педиатров, и перейти на семейного врача. Кто будет работать семейным врачом, если его нет как такового? Существует ли такая
федеральная или региональная программа по подготовке и оснащению врачей? Ответ один – "нет". Реформа, которая бы базировалась на понятных критериях, не подготовлена.
Предлагается бежать вперед, не проводя ни экспериментов, ни анализа ошибок. Зачем? Давайте подготовимся и спокойно перейдем.
Вообще, существует железное правило – не трогать социальную сферу, пока ты не разобрался с экономикой. Мы до сих пор не знаем, в каком обществе мы живем, какую экономику мы
строим. Социальную сферу в период экономических потрясений никто не трогает, это аксиома. А вот еще проблема – по нашим законам мы не имеем права направлять специалиста туда,
куда нужно обществу. Но, тем не менее, даем ему возможность учиться бесплатно. Если мы не перейдем на систему либо контракта, либо образовательного кредита, мы проблему
наполнения глубинки кадрами с высшим образованием не решим. Мы как раз предлагаем вариант и образовательного кредита, и образовательного договора. Если ты заключил договор, и
на тебя, условно говоря, государство потратило триста тысяч рублей, ты либо должен вернуть их государству, либо ехать туда, куда необходимо государству. Если ты поехал, и
три-пять лет отработал по договору, то этот кредит равными долями гасится. Это применяется во многих цивилизованных странах.
Вторая проблема – это перевод образовательных учреждений с государственного статуса в статус автономных некоммерческих под неблагозвучной аббревиатурой ГАНО –
"Государственная автономная некоммерческая организация".
Это приведет к тому, что произойдет фактически приватизация этих учреждений. Для Москвы может это и благо. Но страна – это не Москва. Нельзя всех чесать под одну гребенку.
Что получится в результате? Государственные гарантии перед образовательными учреждениями снимутся. Содержание зданий, ремонт повиснут исключительно на шее этих учреждений. Это
приведет к сокращению приема студентов на бюджетной основе, к увеличению "платников". Плюс ко всему, не все учреждения выдержат налоги, которые они будут платить – за землю,
на имущество.
Говорят, что за рубежом такая же система. Ничего подобного – возьмите Германию. Там 350 вузов. Только 50 из них негосударственные, которые обучают экзотическим профессиям.
А триста вузов никто не собирается переводить на частное обеспечение. Это ложный посыл, что у нас слишком много мест в учебных заведениях и надо сокращать. В Финляндии, когда
тридцать лет назад там поняли, что надвигается кризис, ввели бесплатное обучение как в школах, так и в университетах. Сейчас это самая развитая страна мира в смысле
инновационном и интеллектуальном. Япония ставит задачу перейти на всеобщее высшее образование к 2010 году. Мы идем ровно в противоположном направлении.
Владимир ВОЛОДИН: Зачем ломать традиции нашего образования?
Начну с того, что я уверен, что министр Фурсенко хочет "подняться над местными узкобюрократическими интересами" и сделать наше образование лучше. Но в отличие от него, я
очень боюсь, как бы реформа образования не дала нам новый пример неувядаемости бессмертного афоризма Виктора Степановича Черномырдина: "Хотелось, как лучше, а получилось, как
всегда".
Триста лет в России развивалась своя, далеко не похожая на западную, система образования. Да, я согласен: сегодня основным звеном является профессиональное образование.
Другой вопрос, что мы под этим термином подразумеваем. Совсем недавно в одной из московских газет были опубликованы короткие интервью с руководителями крупных отечественных
компаний (первым, помню, был генеральный директор фирмы "Вим-Биль-Дан"). Все они в один голос говорили одно и тоже: необходимы профессионально обученные кадры. "Где же наши
техникумы и ПТУ?" – вопрошали они.
Автор этих строк понимает проблему так же, как и эти люди: профессиональное образование дается в средних технических учебных заведениях. В отличие от них наши вузы для
решения этой задачи не приспособлены. Посмотрите на учебные программы, десятилетиями совершенствовавшиеся в отечественных институтах: они построены с расчетом, что студент
пройдет полный курс обучения. Ни один, самый лучший, российский институт никогда не собирался подготовить на первых трех курсах готового специалиста не слишком высокой
квалификации, чтобы на старших курсах он лишь совершенствовал свои знания и умения. На третьем и пятом курсе проходились не одни и те же предметы, изучаемые на разных уровнях,
а совершенно разные, хотя и родственные дисциплины. И все их должен был знать уже выпускник.
Представьте себе, какая перестройка высшего образования понадобится для того, чтобы переделать все под систему "бакалавр – магистр". Между прочим, многие, а, может быть, и
все наши вузы перешли уже на эту систему очень просто: после третьего курса экзамен по одному из основных предметов считается выпускным, и студенту выдается свидетельство
бакалавра (правда, его тут же забирают обратно при переводе на четвертый курс).
И вот вместо этого первые три–четыре курса должны стать по существу техникумом, а на одном–двух следующих необходимо дать будущим магистрам все, что было выброшено из
программы в связи с профессионализацией образования. Каких затрат она потребует, а главное – каких дров успеют наломать наши бакалавры, выпущенные в жизнь в ходе эксперимента.
Может быть, все же поискать какие-то другие пути?
И если действительно исходить из сегодняшних реалий, то ориентация на европейское образование с его бакалавром-магистром и с ориентиром на прозападный ЕГЭ отнюдь не
естественна. Тем более, что, например, ЕГЭ существует отнюдь не во всех развитых странах, а в ряде стран, где существует, он вызывает серьезные нарекания.
И когда ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий выступает против ЕГЭ или двухуровневой системы, доказывая это лучшими традициями российского образования, дело не
в том, упоминает ли он, что экономика России уже не лучшая. Дело в том, что он представляет себе, к каким последствиям может привести реформа. Это совсем не те последствия, на
которые рассчитывают авторы реформы. Россия отнюдь не вынуждена переходить на чужие стандарты образования. И выпускники вузов, покидая страну или не работая по специальности,
делают это не потому, что их специальности создавались под запросы более развитой экономики. Они просто ищут лучшей жизни и большей зарплаты. Не секрет, что продавец
коммерческого киоска получает несколько больше, чем вузовский профессор (я не говорю о разнице в зарплате специалистов одного профиля у нас и на Западе).
Именно поэтому, не пытаясь касаться остальных проблем реформы, я вынужден сказать, что перестройка российских вузов под систему "бакалавр–магистр" вызывает у меня большие
сомнения. Не лучше ли определить, сколько специалистов каких специальностей нам необходимо, и под эти расчеты развивать не только высшее, но и среднее техническое образование,
которое и должно стать основным поставщиком профессиональных кадров в те отрасли, где не нужны теоретические знания, дающиеся в вузе.
* * *
Вот, собственно, и все, что удалось найти по этой теме.
Как видите, хотя некоторые "верхи" по прежнему обсуждают целесообразность нововведений, судя по всему, двухуровневое высшее образование - дело уже решенное. Следовательно,
все обсуждения, по сути, - банальное размахивание после боя руками.
А расхлебывать последствия, как всегда, - подопытным студентам.
Одна надежда - на присущую всем российским студентам повышенную выживаемость в экстремальных условиях и природную изворотливость.
Не впервой...
Пыталась найти ответ на вопрос "Чем же грозят студентам нововведения?"
Каждое утро в каждом доме невыспавшиеся человеки шлепают на кухню за спасительной чашкой кофе.
Посреди рабочего дня, когда так хочется сначала поесть, а потом и поспать, от клевания носом на рабочем месте и гнева начальства нас снова спасает чашка кофе.
Вечером, после длинного рабочего дня, когда так хочется вздремнуть перед телевизором, от справедливого супружеского или родительского гнева, от погрома квартиры выпущенными
из внимания дремлющим сознанием детьми, от "мокрого привета" домашних любимцев в непредусмотренных местах нас убережет опять-таки чашка кофе.
А что говорит "Минздрав" по этому поводу?
Итак, во-первых: кофе не заменит полноценный сон.
Группа медиков из чикагского медицинского центра университета Раш (Rush University Medical Center) во главе с Джеймсом Вьяттом (James Wyatt) установила, что большинство
"кофеманов", не представляющих себе продуктивный рабочий день без чашки горячего напитка утром, неправильно используют кофе.
Учёные изучили работоспособность, концентрацию внимания, сонливость и другие параметры у 16 добровольцев, которые находились в помещении без каких-либо часов. Испытуемые
вынужденно бодрствовали от 28 до 57 часов и постоянно решали какие-либо задачи.
При этом половина получала слабые дозы кофеина (в таблетках) каждый час, а половина - плацебо, выглядящее точно так же.
Снабжаемые кофеином добровольцы лучше справлялись с заданиями и реже спонтанно засыпали. Но при этом, по субъективным ощущениям участников опыта, они испытывали не меньшее
желание заснуть (после долгого бодрствования), чем те, кто не принимал кофеин, а возможно и большее. Учёные прокомментировали опыт так. Кофеин блокирует рецептор аденозина,
который является химическим посыльным, вовлечённым в запуск гомеостатического типа управления сном (он срабатывает при усталости, в отличие от второго механизма, циркадного,
работающего по биологическим часам).
Таким образом, заключает Вьятт, большое количество кофе, выпитого утром, почти ничего не даёт организму в плане работоспособности.
В отличие от равномерно распределённых по всему рабочему дню небольших чашечек.
И всё равно - кофе не заменяет полноценного сна.
Во-вторых: любимые кофе, чай, шоколад укрепляют иммунную систему.
Чашка кофе или плитка шоколада на ночь иногда не так вредят, как бокал вина или пиво к ужину. Различные лакомства или кофе довольно богаты биологически активными веществами,
необходимыми приверженцам здорового образа жизни, столь популярного в последнее время.
Английские ученые обнаружили, что любимые кофе, чай, шоколад укрепляют имунную систему, улучшают самочувствие, потому что оказывают "расслабляющее" действие, что имеет и
"психологическую" пользу - спасает от затяжных депрессий и серых будней. К такому жизнерадостному выводу пришел фармаколог Джон Вартбуртон из Великобритании.
Доктор Варбуртон на протяжении определенного времени наблюдал состояние здоровья более 4 000 человек и установил следующее. Люди, распределившие свою жизнь на перерывы "до
приема пищи" и "после приема пищи", больше предрасположены к различным заболеваниям, нежели те, кто иногда позволяет себе, что называется "расслабиться" - свое рабочее утро
начинает с чашечки кофе, а в перерывах между приемами пищи съедает пару кусочков горького шоколада.
По мнению ученого, одна плитка шоколада содержит столько же полезных веществ (флавоноидов), сколько содержат 6 яблок. Шоколад содержит всем известное вещество "счастья",
препятствует появлению злокачественных опухолей, склероза, защищает сердце и головной мозг. Чашка кофе способствует сгоранию лишнего жира, повышает выносливость организма.
Кофе, по мнению ученого, предотвращает возникновение заболеваний сердечно-сосудистой системы, болезни Паркинсона, защищает от желчекаменной болезни.
И в третьих: официальные рекомендации по питьевому режиму человека говорят кофе "да!".
С точки зрения современной науки разумный питьевой режим должен быть таков: ежедневно женщина должна выпивать - 2.7 литра воды; ежедневно мужчина должен выпивать - 3.7
литра. Если человек в течение дня подвержен значительным физическим нагрузкам (или работает на жаре), то потребление жидкости должно быть равным 5-6 литрам.
Примерно 80% необходимой жидкости человек должен получать с водой, чаем, кофе и иными напитками. Остальные 20% - с пищей. Для того, чтобы сохранить здоровье, пить следует
только тогда, когда испытываешь жажду.
Вопрос: Главу "Обзор использованной литературы" надо ставить в начале работы или в конце? И еще - в ней необходимо описывать все источники, которые
стоят в "Списке литературы"?
Ответ:
Глава "Обзор использованной литературы" помещается в начало работы. Описывать все источники не нужно - описывают только самые важные для работы источники.
Вопрос: С некоторых пор стал тормозить TheBat при приеме почты. В чем может быть причина и что делать?
Ответ:
Попробуйте настроить почтовик так, чтобы вложенные файлы сохранялись в отдельном каталоге, а не в теле писем. Настройки почтового ящика позволяют сделать это. Также можно
настроить, чтобы при удалении писем аттачи не удалялись (мало ли - вдруг пригодятся потом). В дальнейшем можно просмотреть и вручную отсортировать и удалить. По умолчанию
TheBat хранит аттачи в теле письма, это и может тормозить его работу.
Мы с признательностью выслушаем ваши предложения о том, что вы хотели бы увидеть в нашей рассылке.
Получил сегодня рефераты! Спасибо! Сдерживаю свою радость!!! Сглазить боюсь! Дождемся сессии, посмотрим, что скажут препады. Если их реакция совпадёт с моей, то обязательно продолжим сотрудничество! С почтением Всем.