Сегодня в нашей рассылке:
1. Новые статьи:
Как готовиться к экзаменам - советы родителей, к которым можно прислушаться
Разумный подход к экзаменам - советы бывалого студента
Что делать перед экзаменом? - улыбнитесь!
2. Полезные ссылки
3. Вопросы и ответы
Здравствуйте, дорогие подписчики!
Мы продолжаем собирать заявки на подборки ссылок по конкретным предметам.
Также мы продолжаем отвечать на ваши вопросы, касающиеся написания и оформления рефератов, курсовых, дипломных и других видов студенческих научных работ.
В рамках рубрики "Вопросы и ответы" вы можете задать любые вопросы, касающиеся работы в текстовом редакторе MS Word и правил оформления научных студенческих работ.
Мы будем рады публиковать ваши воспоминания, интересные рассказы и истории, примеры из вашей студенческой жизни. Если вам есть чем поделиться с другими подписчиками рассылки -
присылайте нам свои рассказы и истории.
Не забывайте о том, что именно ваши предложения определяют содержание каждого выпуска нашей рассылки.
Весна - пора не только цветения, но и экзаменов. Школьники и студенты сдают самые разные экзамены - годовые, выпускные, переводные, вступительные и др. Трудно им
приходится. Да и их родителям нелегко: переживают они за детей, всеми силами стараются облегчить своим чадушкам жизнь - и от домашней работы освобождают, и кормят вкусненько,
и морально поддерживают. И советы дают, рассказывают, как сами сдавали экзамены, как готовились к ним. Попробуем и мы дать пару - тройку советов, как лучше готовиться к
экзаменам, может быть, кому-то и пригодятся.
Как ни странно, но лучший способ хорошо сдать экзамен - это регулярно заниматься в течение года. Тогда материал будет постепенно укладываться в голове, перерабатываться и
систематизироваться. Новые знания по изучаемому материалу будут поступать уже на подготовленную почву, а уже имеющиеся в голове под их воздействием будут дополняться и
переосмысливаться. И перед экзаменом такой учащийся с удивлением поймет, что, оказывается, учить-то ничего и не надо, он и так уже все знает.
Но, увы, к сожалению, редкий школьник или студент способен на такой подвиг. В большинстве своем подготовка к экзамену сродни авралу: за несколько дней, которые предшествуют
экзамену, приходится учить огромное количество материала. Конечно, все знают анекдот про нашего студента, который и китайский может выучить за одну ночь. Но лучше все-таки
готовиться к экзаменам грамотно, по научному. Тогда и затрат будет меньше, и результат лучше.
Как правило, прежде чем начать учить какой-то материал, надо его хорошо понять. Бессмысленный, не до конца понятый и осознанный материал, вряд ли запомнится. Можно,
конечно, заняться зубрежкой - заучивать, как попугай, почти дословно текст лекции или материал учебника, ничего в нем не понимая, но такой способ не эффективен - материл,
заученный таким способом, очень быстро забывается, из головы выветривается. Кроме того, если в материале не ориентируешься, вряд ли ответишь на дополнительные вопросы и
получишь хорошую оценку. Так что, только время зря потеряешь, а пользы никакой.
Время подготовки к экзамену надо разумно распределить. Не следует заниматься помногу часов без перерывов. Лучше учить блоками - усвоил тему, закрепил ее - и отдохнул. Затем
кратко повторил, что заучил, и - за новую тему. Не стоит заниматься и по ночам, наоборот, готовясь к экзаменам, надо хорошо высыпаться, тогда и голова будет работать лучше.
Психологи иногда советуют устраивать себе в дни подготовки к экзаменам дробный сон - меньше спать ночью (имеется в виду, раньше вставать, а не позже ложиться), но зато спать
днем, как в детсадовский "тихий час". Перед сном можно повторить особо трудный материл. Как известно, лучше запоминается то, что было выучено последним. Кроме того, во время
сна полученные знания будут перерабатываться мозгом и переходить в долговременную память в спокойной обстановке, не подгоняемые поступающей новой информацией.
Кроме того, очень важно настроиться на усвоение материала. От такого настроя (или установки) зависит, как долго будет храниться выученный материал в памяти: либо только до
экзамена, либо долгое время, чтобы его можно было использовать по мере надобности.
И установка на положительный исход экзамена тоже очень важна. Если школьник или студент не уверен в себе, боится, что «завалит», это заставляет его нервничать, волноваться
и мешает нормальному процессу усвоения знаний. Таким личностям можно порекомендовать аутотренинг и самогипноз, а также физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.
Заниматься физическими упражнениями - делать утреннюю гимнастику и специальные упражнения для снятия физического и умственного напряжения и усталости, вообще очень полезно, а
в предэкзаменационные дни - особенно. Если есть возможность, надо ходить в бассейн, плавание тонизирует и придает силу и бодрость, как телу, так и духу.
Вся наша жизнь, так или иначе, состоит из экзаменов, которые каждому человеку хочется "сдать" достойно. И экзамен школьный или студенческий - один из самых легких по
сравнению с прочими жизненными испытаниями.
Разумное отношение к любому экзамену укладывается в два пункта:
1. К экзамену надо готовиться.
2. Провал на экзамене - не катастрофа.
ПОДРОБНО О ПУНКТЕ ПЕРВОМ.
Как готовиться к экзамену?
Если вы хотите сдать экзамен как можно лучше, для этого вовсе не обязательно знать как можно больше. Как правило, важно дать не исчерпывающие ответы, а такие, какие хочет
услышать от вас конкретный экзаменатор. Поэтому следует иметь четкое представление об объеме требований. Как минимум - изучить программу курса или список вопросов (билетов). И
еще неплохо владеть основной терминологией предмета. Этих двух условий, как правило, достаточно, чтобы выплыть на любом учебном экзамене. Потому что при грамотном построении
диалога экзаменатор дальше сам вам все расскажет.
Как этого добиться? Здесь неплохо освоить так называемую "методику Вольфа Мессинга". Когда спрашивают, в чем методика заключается, я обычно отвечаю: "Приходите на экзамен с
пустой, но свежей головой. Самое главное - четко и внятно прочитать вопросы билета, чтобы отвлечь экзаменатора от посторонних мыслей (скажем, от забот о том, что у его любимой
кошки зубы болят) и заставить его думать о вашем билете. А дальше надо читать его мысли и ему же их рассказывать". Конечно, такая интерпретация - не более чем шутка. Если же
излагать суть методики серьезно, то, прежде всего, необходимо ознакомиться с сутью работы самого Мессинга.
Как известно, Мессинг демонстрировал процесс "чтения мыслей". Но при этом у него всегда имелась постоянная обратная связь с испытуемым, который практически сам же все и
выкладывал. Скажем, у Мессинга была своеобразная походка во время сеансов: сделает шаг - остановится, качнется в одну сторону, в другую… Вроде бы, маэстро может иметь любые
странности. Но здесь был замаскирован один из основных его приемов: "клиент" сам вел Мессинга в нужную сторону - например, к той вещи, которую нужно было отыскать в зале. Ведь
испытуемый постоянно держал Мессинга за руку. При этом маэстро постоянно говорил клиенту: "Думайте, думайте о той вещи, которую мы ищем". И вот Мессинг сходит со сцены своей
качающейся походкой, а сам следит за реакцией испытуемого, который совершенно непроизвольно поддерживает движение в нужную сторону. Ага, значит искомая вещь в том направлении.
Движутся мимо рядов (Мессинг идет все той же качающейся походкой). Возле нужного ряда "клиент" наверняка непроизвольно напряжется, и таким образом, "отметит" направление
движения. Мессинг может пройти и мимо (чтобы зафиксировать: напряжение испытуемого ослабло), но потом опять вернется назад. Далее - идут вдоль кресел (испытуемый все держит
Мессинга за руку). Непроизвольное движение руки "клиента" рядом с нужным человеком - ага, вот у него находится нужная вещь. Рука маэстро плавно движется вдоль всех карманов
видящего в кресле (вторая - в руке испытуемого). Испытуемый невольно чуть сильнее сжал пальцы маэстро, или пульс забился немного чаще - ага, в этом кармане нужная вещь! Таким
образом, "чтение мыслей" - это постоянная обратная связь, высокая наблюдательность и анализ реакций, причем самых минимальных. Поэтому самое главное - именно заставить
экзаменатора думать о вашем билете, а дальше просто наблюдайте за ним. Вначале выскажите общее положение по какому-то из вопросов и сделайте маленькую паузу: как среагирует
принимающая сторона? Если реакция положительная (небольшой кивок головы, легкая улыбка и даже благосклонно-заинтересованная поза) - значит, вы движетесь в верном направлении:
начинайте уточнять. Если реакция на ваше первое высказывание отрицательная (экзаменатор слегка нахмурился, насторожился и т.п.)- значит, нужно развивать мысль в другом
направлении. Таким образом, вы словно ведете экзаменатора по вашей теме, и он сам вам подсказывает, куда идти.
Конечно, способ непростой (иные могут посчитать, что проще вызубрить). Требует наблюдательности и умения быстро переключаться. Но, тем не менее, многие студенты с успехом
его применяют (поскольку такая методика сдачи экзамена существенно сокращает время на подготовку). Но в процессе подготовки необходимо изучить не только сдаваемый предмет, но
и особенности личности экзаменатора. Все преподаватели - личности демонстративные (они и выбирают такую профессию, которая позволит им постоянно выступать перед аудиторией).
Такой личности очень трудно скрыть свои эмоции. Поэтому обычно с преподавателями довольно легко вести диалог по методике Мессинга: все реакции на ваши ответы тут же будут
написаны у них на лице. Другое дело, что, помимо демонстративности, у каждого преподавателя есть масса других особенностей характера. Студенты делят
преподавателей (по способу приема экзаменов) на несколько типов. Разумеется, такое деление имеет мало общего с научными психологическим классификациями структуры
личности. Но чтобы было более понятно, разрешите здесь воспользоваться именно студенческими понятиями - разумеется, дав к ним соответствующие комментарии.
Тип "ДОТОШНЫЙ".
Как правило, такой преподаватель требует ему все "вывести и уточнить". Если вы цитируете ему какое-то определение - будьте готовы повторить слово в слово, как в учебнике.
Такого преподавателя трудно раскачать на беседу по методике Мессинга (из-за его нелюбви к обобщениям), но если уж он поддался - считайте, что экзамен у вас в кармане. Потому
что, найдя нужное направление (которое и вы достаточно подробно знаете), можно детализировать отдельный вопрос до бесконечности. В конце концов, преподаватель вообще забудет,
с чего вы начали, и увлечется мелочами и частностями.
В качестве иллюстрации приведу старый студенческий анекдот. К экзамену по биологии студент выучил только одну тему - "Блохи". В его билете три вопроса: "Млекопитающие",
"Птицы" и "Рыбы". Студент отвечает на первый вопрос: "Млекопитающие покрыты шерстью. В шерсти водятся блохи"… и далее очень подробно про блох. Преподаватель говорит: "Хорошо.
Теперь второй вопрос - птицы". Студент: "Птицы покрыты перьями. Это все равно, что шерсть у млекопитающих. А, как известно, в шерсти водятся блохи…" И далее опять про блох.
"Хорошо, третий вопрос". "Третий вопрос - рыбы. У рыб шерсти нет. Но если бы была, то в ней бы водились блохи…"
Тип "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ".
Вообще это просто крайне демонстративный человек. Ему мало того, что вы знаете его предмет - важно, чтобы вы показали, как вы этот предмет обожаете. Ответ в этом случае
должен содержать как можно меньше сухих цифр и как можно больше увлекательных образов. В частности, один студент мединститута, рассказывая такому преподавателю про
дивертикулез пищевода, закончил свой, в общем-то, не очень развернутый ответ фразой: "А перед самой операцией несчастный больной вынужден был принимать пищу, стоя на голове в
платяном шкафу!" И первым рассмеялся. Эмоциональный преподаватель тут же повторил реакцию студента и поставил ему пять…
Также хорошо действуют на таких преподавателей увлекательные истории из жизни знаменитостей, фигурирующих в сдаваемом курсе: например, историку можно рассказывать
интересные подробности из жизни Ломоносова, а химику - похождения Менделеева. А еще лучше - поведать такому преподавателю увлекательную историю о том, как знание его предмета
помогло в жизни лично вам. Как правило, повышение оценки на балл обеспечено.
Тип "СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ".
Такие преподаватели больше всего любят студентов, которые, беря билет, спрашивают: "Разрешите отвечать не подумав?" Конечно, студент из этой старой шутки всего лишь
собирался отвечать без подготовки, но именно такой подход нужен скоропалительному преподавателю. Он наверняка высоко оценит ваши знания, если вы будете отвечать уверенным
тоном, и самое главное - быстро. Так сказать, по принципу пинг-понга - вопрос-ответ, вопрос-ответ… Если студент мнется, размышляет, просит время подумать - с точки зрения
такого преподавателя, знанием предмета здесь и не пахнет (хотя данный студент, скорее всего, знает несколько вариантов ответа на заданный вопрос и хочет выбрать самый лучший).
А тот, кто выпаливает ответы действительно не подумав, и порой даже, извините, несет чушь, но зато уверенным тоном, у такого преподавателя вызывает больше одобрения. Поэтому
здесь лучше на каждый вопрос подготовить только один краткий вариант ответа. Конечно, от этой подготовки мало что останется в голове, но другое дело, если ваша цель - не
знать, а сдать.
Тип "ЭСТЕТСТВУЮЩИЙ".
Такого важно не спутать с Дотошным: если последнему важны всяческие мелкие подробности - то первый потребует от вас, прежде всего витиеватости языка и закрученности
формулировок. Скажем, один из таких лекторов всячески обращал внимание на то, что в его предмете нельзя говорить "обожженный", а следует произносить "подвергнутый воздействию
высокой температуры". Те, кто не ленился произнести четыре слова вместо одного, гарантированно имели оценку на балл выше. И лучше всего, если вы будете пользоваться
терминологией именно конкретного преподавателя, особенностью именно его произношения (конечно, для этого нужно хотя бы периодически ходить на лекции). Только повторять
преподавательские выражения надо абсолютно серьезно и даже с некоторым благоговением, а ни в коем случае не издевательским тоном.
Тип "САМОУВЕРЕННЫЙ".
Здесь в определенной степени иногда можно говорить и о некоторой доле садизма. Потому что одно из главных бессознательных удовольствий такого экзаменатора - любым способом
унизить студента. У таких преподавателей часто бывает в ходу поговорка вроде этой: "На пятерку мой предмет знает Господь Бог, на четыре - я сам, а вы все - в лучшем случае на
тройку". И соответственно, выше трех баллов на экзамене он вам не поставит никогда. Даже если вы начнете демонстрировать поистине безупречные знания - увы, это подобного
преподавателя только разозлит. Упаси вас боже сказать такому преподавателю "Я все знаю". Выйдете с двойкой. Увы, лучший способ сдать экзамен такому "упырю" - подлизываться.
Откровенная лесть тут может дать больше, чем самая глубокая подготовка. И главное - вам следует показать, что вы уже подавлены его величием (и давить вас дальше, мол,
совершенно ни к чему). Тогда есть хоть какой-то шанс на приличную оценку.
Важное уточнение для студентов противоположного пола: ни в коем случае не путайте лесть с кокетством! Как только вы показываете преподавателю, что он (она) для вас
представляет сексуальный интерес - таким образом, вы как бы ставите его с собой на одну доску. И будете за это жестоко наказаны.
Как одеваться на экзамен?
Конечно, неплохо ориентироваться на вкусы экзаменатора. Однако нельзя руководствоваться известными штампами вроде того, что старички-профессора не выносят коротких юбок.
Чаще бывает наоборот! А если серьезно - часто преподаватели идут явно вразрез со всеми студенческими установками. Например, один весьма подозрительно относился к студенткам,
пришедшим на экзамен без макияжа: мол, если ей на себя наплевать, то и на мой предмет тем более!.. А другой не выносил, когда юноши приходили к нему на экзамен в классических
костюмах: мол, в пиджаке очень удобно прятать шпаргалки… Но, даже угождая вкусам преподавателя, не стоит идти откровенно вразрез с собственным стилем - только потому, что вы в
непривычной одежде будете чувствовать себя неуверенно, а такое ощущение - плохой помощник на экзаменах. Вообще важно сделать так, чтобы ваша внешность не отвлекала вас.
Кстати, не только внешность: на экзамен следует отправиться выспавшимся, позавтракавшим, собранным во всех отношениях. В конце концов, по большому счету неважно, что на вас
надето - но костюм должен быть чистым и опрятным. И если вы привыкли по утрам мыть голову, не стоит изменять этой привычке перед экзаменом (особенно летом!) только потому, что
это, мол, плохая примета… Как раз наоборот – во-первых, вы сами будете чувствовать себя несвежим и испытывать ненужный дискомфорт. А во-вторых, мало кому из экзаменаторов
понравится сидеть рядом с человеком, у которого сальная лохматая прическа!
И уж к слову - о приметах.
Ясно, что серьезно относиться к их "помощи" не стоит: даже если вы выполните все необходимые ритуалы, знаний у вас от этого не прибавится. Но следование приметам может
помочь тем студентам, которые по жизни неуверенны в себе или вечно сомневаются в своих способностях. Выполнение определенных ритуалов может прибавить им уверенности (а знания
у них, как правило, имеются всегда). Но будьте осторожны - не переборщите: к примеру, пятак в туфле может натереть мозоль, а обходя десятой дорогой черную кошку, можно и на
экзамен опоздать. Кстати, приметы и ритуалы у каждого могут быть свои. Например, один из студентов наиболее успешно сдавал экзамены именно по тринадцатым числам.
ПОДРОБНЕЕ О ВТОРОМ ПУНКТЕ.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что любой экзамен - ситуация во многом искусственная. Именно поэтому он - в определенной степени лотерея. И относиться к этому
надо, как говорится, философски. Можно сделать "все, как написано", и все равно получить плохую оценку. Ничего страшного! Еще одно условие успешной сдачи экзаменов - понять,
что экзамен - процесс обратимый. И провал экзамена - не конец света. И ни в коем случае не стоит ставить на себе клеймо неудачника. Можете считать любой экзамен генеральной
репетицией, на которой есть возможность посмотреть, каковы особенности процесса сдачи и личности преподавателя. И в следующий раз (если возникнет необходимость) все это
учесть. Вообще любые жизненные неприятности - прежде всего накопление опыта, важно только уметь сделать из случившегося верные выводы, а не зацикливаться на эмоциональных
переживаниях. Если суметь грамотно проанализировать любую неприятность - все пережитое можно впоследствии обратить себе на пользу. Ведь совершенно не зря говорится, что "за
одного битого двух небитых дают"!
Студенты без чувства юмора в природе уже давно не встречаются - вымерли в результате естественного отбора.
От страха. :-)
Если вы пытаетесь вызубрить материал за один день перед экзаменом, то помните:
- Алкоголь и никотин способствуют быстрому восприятию информации.
- Воспроизводится информация на экзамене только при наличии того же фактора, что и использовался днем раньше.
- Это значит, что вам придется напиться или накуриться или и то, и другое непосредственно перед сдачей. Вам решать, что лучше сделать.
- Если вы не напьетесь, не накуритесь, то есть не воспроизведете тот же фактор, то вы абсолютно ничего не вспомните.
- Если вы не будете помогать себе дополнительными факторами, то больше половины вопросов за один день все равно не выучите.
- Если вы прочитаете все вопросы, то не выучите ни одного.
- Если решите учить всю ночь, то заснете на экзамене.
- Если все-таки решите поспать пару часов, то обязательно проспите экзамен.
- Если вы проспите экзамен, то придете к самому концу приема, когда препод уже злой.
- Если вы придете к началу приема, то препод будет сонный.
- Если приедете в разгар опроса, то препод будет раздраженный.
- Когда будете махать зачеткой в открытой форточке, ловя халяву, не забудьте вынуть из нее вложенную банкноту, предназначенную для взятки.
- Не выроните зачетку из рук - она упадет вниз и станет грязной.
- Не приносите грязную зачетку на экзамен - препод будет в ярости. Это же лицо студента!
- Если вы вообще не принесете зачетку - вам не поставят зачет!
- Если в этом же случае вам собираются поставить уд., то вы правильно сделали, что уронили зачетку. На следующий день препод может забыть, что он вам хотел поставить.
- Если вы взяли вопрос, который не знаете, смело выходите из аудитории под предлогом восстановления зачетки.
- Если у вас лицо человека, которому нечего терять, препод поймет, что с вас нечего взять и отпустит вас с миром.
Если ничего не помогает, есть запасные варианты:
- Не спать
- Не пить
- Не курить
- Молчать
- Не приходить на экзамен (идеальный вариант)
- Учить все во время семестра (вариант для садомазохистов)
Вопрос: Чем отличается аналитическая справка от реферата?
Ответ:
Аналитическая справка - это КРАТКАЯ научная информационная работа, целью которой является анализ конкретной проблемы, позволяющей выяснить суть основных вопросов.
Оформление как у реферата:
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы.
Текст - сжато, конкретно, только по существу - без "воды".
Объем аналитической справки не должен превышать 10 страниц.
Георгий Коновалов
Вопрос: Как правильно оформлять формулы и расчеты в работах?
Ответ:
Уравнения и формулы рекомендуется выделять из текста в отдельную строку. Формулы набираются в Microsoft Equation или в другом редакторе формул, шрифт — Arial, размер шрифта
обычный — 14 пт., крупный индекс — 10 пт., мелкий индекс — 9 пт., крупный символ — 17 пт., мелкий символ — 13 пт. Буквенные обозначения и греческие символы — курсивом;
междустрочный интервал — одинарный; интервал перед — 6 пт., интервал после — 6 пт.; абзацный отступ (отступ первой строки) — 0 мм. Формула в отдельной строке должна
располагаться по центру.
Формулы следует нумеровать аналогично таблицам, т.е. арабскими цифрами, причем номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы в пределах данной главы,
разделенных точкой. Номер указывается в круглых скобках у правого края строки. Если в работе приводится одна формула или уравнение, ее не нумеруют. Если уравнение не умещается
в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) или деления (:), причем знак в начале следующей строки
повторяют. Номера многострочных формул ставятся против их последней строки. При нумерации группы формул применяются фигурные скобки, охватывающие по высоте все формулы. Острие
скобки располагается против середины группы формул и обращено в сторону порядкового номера, помещаемого у правого края рамки.
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения значений символов и числовых
коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового значения следует
давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.
В конце каждой строки ставят точку с запятой, на последней — точку. В тексте ссылки на формулу даются аналогично ссылкам на таблицу: В формуле (2.1) представлен пример ее
оформления.
Пример оформления формулы представлен далее (см. формула (2.1)):
[формула] , (2.1)
где i — стоимость i-го источника финансирования, %;
— доля i-го источника средств в пассиве.
Следующие одна за другой формулы отделяются друг от друга точкой с запятой.
Юлия Литовченко
Мы с признательностью выслушаем ваши предложения о том, что вы хотели бы увидеть в нашей рассылке.