Сегодня первое сентября, и мы поздравляем всех новоиспеченных студентов с началом нового периода их жизни!
Для студентов-первокурсников мы публикуем статьи с рекомендациями, которые, как мы надеемся, помогут вчерашним абитуриентам благополучно адаптироваться в новой окружающей ситуации и
составить первое представление о предстоящем учебном процессе.
Итак, сегодня в нашей рассылке статьи:
1. Тяжело в учебе - легко в сессии (советы первокурсникам)
2. Рекомендации по ведению конспектов по философии (и не только)
3. Технология ведения конспектов
4. Справочник студента, или как студенту-перваку дожить до диплома, не испортив нервов и не шевельнув пальцем
Тяжело в учебе - легко в сессии (советы первокурсникам)
Вот остались позади все волнения, связанные с вступительными экзаменами, все документы в порядке и у вас в руках заветная красная книжечка - ваш студенческий билет.
Впереди еще долгих пять лет учебы, и мы постараемся подсказать вам, как сделать эти годы не мучением, а настоящим полноценным процессом обучения. Итак, начнем.
“От сессии до сессии живут студенты весело!” - и действительно, когда заканчивается учебный семестр, многие сталкиваются с бездной проблем, связанных с предстоящей
сдачей зачетов и экзаменов. Максимально упростить себе сессию еще до ее начала поможет следующая схема:
Самый простой способ сдавать зачетную сессию (з.с.- это то, что предшествует зимним и летним экзаменам и обычно начинается 15 декабря или 15 мая) - это получать зачет
- “АВТОМАТ”. Секрет успеха простой: посещаемость, работа на семинарах (выступления, доклады), вовремя сданные курсовые и рефераты. Если ваш преподаватель не объяснил вам
с самого начала, как будет проходить работа и чем это все “грозит”, берите смело инициативу в свои руки и выясняйте все самостоятельно:
- Ф.И.О. преподавателя - Не все преподаватели представляются своим студентам (никто не знает почему?), поэтому, чтобы не попадать в идиотское положение, отвечая на
вопрос “А кто ваш преподаватель?” - “Ну такой…с усиками…”, сами попросите вашего сэнсея представиться и поинтересуйтесь, на какой кафедре он преподает и как его можно
найти (на случай непредвиденных обстоятельств).
- Название предмета и курса. Это может звучать так: предмет - “Всемирная литература”, а курс - “История западной литературы”.
- План семинарских занятий. Это такая маленькая брошюрка, а то и вовсе 2-3 листа, где курс расписан по занятиям с перечислением вопросов к каждому семинару и списком
соответствующей литературы.
Ваша задача - выяснить у преподавателя, где можно взять эту разработку и узнать, являются ли (этот вопрос решает только преподаватель) вопросы к семинарам темами
будущих докладов. Дальше все зависит только от вашей инициативы и желания учиться.
Незадолго до окончания семестра найдите на кафедре или узнайте у преподавателя, имеются ли вопросы для зачета (билеты для экзамена). Положительный результат поиска во
много раз упрощает вам подготовку к сдаче.
Литература. Часто бывает, что основных учебников, указанных в методичке, недостаточно для полноценной подготовки к зачету (экзамену), поэтому попросите преподавателя
порекомендовать вам дополнительную литературу (статьи, монографии, сборники документов).
Теперь, когда вы уже располагаете достаточным количеством информации, можете приступать к учебной работе.
РАБОТА В УЧЕБНОМ СЕМЕСТРЕ
С чего начинается театр, знают все, и ВУЗы тоже не исключение в этом плане. Поэтому и мы начнем разговор…с вешалки. Как бы вы ни опаздывали, будьте любезны, сдайте
ваше драгоценное пальто (куртку, косуху или медвежью шкуру) в гардероб. И - бегом в аудиторию. Если вы не “отличаетесь” завидным качеством опаздывать на занятия, то для
вас следующие ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ на лекциях и семинарах:
- Преподавателя студенты приветствуют вставанием (как и в школе).
- “Хождения” во время лекции не приветствуются, поэтому, если не хотите “прославиться” публичным замечанием со стороны лектора с последующим занесением в его личный
“черный список”, не провоцируйте его своим “неуставным” поведением.
- Не выкрикивайте с места, если вдруг вам что-то непонятно в ходе лекции. В лучшем случае поднимите руку, и если лектор посчитает нужным прервать свое выступление, он
ответит на ваш вопрос. Самым лучшим же местом для дискуссии являются семинарские занятия.
- Знайте в лицо (и по имени) старост своего курса и академической группы. Именно старостам преподаватели групп сообщают о семинарах, различных мероприятиях, раздают
разработки для семинаров, а также вожделенные вопросы к зачетам и билеты к экзаменам. Поэтому если вы пропускали занятия, поинтересуйтесь у своих старост о грядущих
событиях.
- Если вы журналист до мозга костей и хотите увековечить лекцию, записав ее на диктофон, то предварительно спросите разрешения самого лектора ПЕРЕД началом
занятия.
КАК ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИИ?
Молча…. (хи-хи, шутка). Записывать или не записывать лекцию - дело каждого, но, как показывает практика, именно конспекты являются палочкой-выручалочкой при
подготовке к экзамену или зачету, а также в случае, если не удалось найти достаточно материала по курсу. Некоторые преподаватели имеют привычку проверять, как записывают
лекции их студенты (обычно это происходит на зачетах). Свежеснятые ксерокопии с чьих-то лекций могут сослужить вам дурную службу. Поэтому застраховать себя на зачете от
ехидной фразы преподавателя (Как же вы этого не знаете?!! Я вам говорил это на лекции, а вы, видимо, не писали или не присутствовали?) можно (отчасти) добросовестным
конспектированием лекции.
Если вы решили следовать нашему совету, то не старайтесь записывать ВСЕ ПОДРЯД. Очень часто можно увидеть несчастное выражение лица у первокурсников и услышать
жалобные вопли: “Ой-ой!!! Я не успеваю записывать… повторите, пожалуйста!!!”. Лекция - это не диктант по русскому языку (хотя, если лектор - добрая душа, то он,
наверняка, повторит), поэтому старайтесь облегчить себе задачу следующим образом:
- Пишите тему лекции и число (а то потом не найдете, где начало, где конец), если пишете на отдельных листах - нумеруйте страницы.
- Старайтесь записывать тезисно, а некоторые слова, например: “который”, “следовательно”, “точка зрения” и etc, сокращать до “кот.”, “след.” и “т.з”. Главное, чтобы
вы могли потом разобрать свои собственные сокращения.
- Учителя в школе до хрипоты твердят о полях в тетрадях и абсолютно правы: во-первых, с полями вид у любой работы аккуратнее, а во-вторых, поля - это как раз то
бумажное “НЗ”, куда можно дописать свежие мысли или новые факты, в процессе семинара или подготовки к зачетам и экзаменам.
ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Обычно семинарские занятия проводятся в конце лекционного курса или чередуются с лекциями, что указывается в расписании занятий. Предполагается, что добросовестные
студенты к каждому семинару делают доклады и активно участвуют в дискуссиях. Так это или нет, вам предстоит выяснить самим, а мы постараемся подсказать, как лучше
подготовиться к семинару.
Еще раз напоминаем, что ПРОПУСКАТЬ СЕМИНАРЫ НЕЛЬЗЯ!!! Независимо от того, есть в группе доклады или нет, нужно готовиться к семинару так, словно вы и есть
единственный и бессменный докладчик. Польза от этого мероприятия будет в первую очередь вам.
Как готовиться к докладу?
Преподаватели либо назначают докладчиков, либо предоставляют студентам самим выбрать доклады к следующему семинару. Запаситесь планами семинарских занятий заранее и
наметьте для себя наиболее привлекательные темы. Как правило, вопросы в методичках и есть темы докладов. И когда преподаватель задает традиционный вопрос “ Кто хочет
взять доклад на следующий семинар”, не тормозите - это ваш шанс! Итак, тема выбрана (или назначена преподавателем) и, не дожидаясь последнего момента, приступайте к
поискам материалов.
Иногда тема доклада звучит маловразумительно для вас, поэтому не стесняйтесь и спросите у преподавателя, О ЧЕМ НУЖНО РАССКАЗАТЬ в докладе и попросите его
порекомендовать книгу или учебник, наиболее приемлемый для выбранной темы. В методичках обычно указывается ВЕСЬ перечень литературы по теме, а времени у вас не так уж и
много, тем более, что обычный доклад длится приблизительно 5-7 минут.
Где искать материал?
В библиотеке, читальном зале, специальных кабинетах и в интернете. В библиотеках в первую очередь смотрите нужный материал в тематических каталогах, а затем в алфавитных
(как пользоваться каталогом, вам объяснит лаборант или консультант в библиотеке).
Подготовка доклада
Не нужно лихорадочно ксерокопировать или сканировать заветные страницы из учебника - запутаетесь сами и насмерть утомите своих одногруппников монотонным зачитыванием
чужих мыслей. Наметьте структуру доклада, самые важные имена, термины и даты, затем объедините в тезисы и сделайте вывод. Для удобства можете напечатать текст вашего
доклада и периодически заглядывать в него уже в процессе выступления. Представьте себе, что вы готовите билет к экзаменам и от того, насколько вы уясните себе сам
предмет (тему доклада в нашем случае), зависит ваш успех.
Выступление
Вы подготовили доклад и готовы выступить. Сразу оговорим, чего НЕ СЛЕДУЕТ делать:
- Пытаться быстренько “отстреляться” со своим докладом, зачитав его с места. Возможно, вам в будущем придется выступать перед разными аудиториями. Поэтому ломайте свои
комплексы и страхи и учитесь сейчас, тем более, что ваши одногруппники все поймут и оценят.
- Не читайте по бумажке!!! Это утомительно и скучно для всех. Живой рассказ вперемежку с малоизвестными фактами всегда интереснее и намного лучше запоминается.
- Не избегайте вопросов! Будет лучше, если вы, закончив свое выступление, сами предложите аудитории задать вам вопросы по теме доклада. Семинар - это прежде всего
коллективная работа, и преподаватель всегда готов вам помочь разобраться в сложных вопросах.
- Теперь несколько полезных советов для начинающих докладчиков. Мы уже сказали, что зачитывать доклад - не обязательно, но можно пользоваться записями для того, чтобы не
потерять основной мысли. Если попадаются труднопроизносимые имена и названия, напишите их на доске. Этим вы поможете своим коллегам лучше запомнить материал. Не
пытайтесь преодолеть свою скованность размахиванием рук и чересчур эмоциональной речью. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ
Существует несколько видов письменных работ: курсовая, аналитическая справка, реферат и диплом. Мы вкратце расскажем обо всех видах, о том, как правильно оформлять
работу, и дадим некоторые методические рекомендации.
Курсовая работа
Из самого названия уже ясно, что при написании нужно использовать теоретическую основу всего прочитанного вам курса. Как правило, это выбранная самим студентом или
предложенная преподавателем тема в свете изученной теории. Объем курсовой работы от 20 до 40 страниц.
Аналитическая справка
Это КРАТКАЯ научная информационная работа, целью которой является анализ конкретной проблемы, позволяющей выяснить суть основных вопросов. Объем справки не должен
превышать 10 страниц.
Реферат
От латинского refero - сообщаю. Краткое изложение содержания научных трудов и\или литературы по выбранной теме. Объем от 15 до 25 страниц.
Диплом
Это итоговая работа студента-выпускника, носящая исследовательский характер. Остряк Дж. Фрэнк Доуби считал, что “дипломная работа среднего выпускника есть не что иное,
как кости, перенесенные из одной могилы в другую”.
Сроки сдачи работы назначает преподаватель, но, как показывает опыт, менее 35% студентов сдают свои труды в указанные даты. А зря, тот же самый опыт говорит о том,
что написанная и сданная вовремя работа дает дополнительные баллы на экзаменах, а те, кто не успел, могут быть не допущены до самого экзамена. Делайте выводы, господа
студенты.
Тема работы
Студент может выбрать тему сам или получить ее у преподавателя, но в любом случае она должна быть заранее согласована и утверждена научным руководителем. Работы, носящие
исследовательский характер, должны быть связаны с прочитанным курсом.
После того, как темы выбрана и утверждена, можно приступать к сбору информации. Нельзя ограничиваться только парой-тройкой учебников, нужно обязательно использовать
справочники, энциклопедии, периодику и монографии по данной теме. Это позволит продемонстрировать более широкий кругозор и показать актуальность вопроса. Все материалы
можно найти в библиотеке, читальном зале и специальных кабинетах института.
Структура работы
Конечно, любая письменная работа - это творчество, но творчество, носящее научный характер, поэтому форма изложения должна быть четко структурирована, работы в виде эссе
будут забракованы преподавателями.
1. Введение: о чем будет идти речь в вашей работе, на основании каких материалов или событий и актуальность выбранной темы. Введение не должно быть громоздким, 1- 2
страницы.
2. Основная часть. Как правило, состоит из нескольких глав или разделов, например, для аналитической справки 2-3, реже четыре. Разделы расчленяют тему на составляющие ее
блоки и следуют в хронологическом или логическом порядке. Обязательно в конце каждого раздела делайте логический переход, чтобы в следующем разделе не терялась нить
рассуждений.
3. Заключение. Это вывод, итог всей работы. Содержит краткие выводы, оценку и прогноз. По объему не должен превышать 2-3 страниц.
Оформление работы
Теперь несколько слов об оформлении работы. Каким бы бесценным ни было содержание, если работа оформлена плохо, преподаватель откажется ее принимать. Поэтому
постарайтесь приучить себя грамотно оформлять любые письменные работы.
1. Работа должна быть представлена в печатном виде (компьютер, пишущая машинка).
2. Должны быть соблюдены отступы от полей и красные строки, интервал между строками 1,5 - 2. Размер шрифта основного текста 14, заголовки и название работы от 16 до 22.
Формат бумаги А4.
3. Титульный лист - это лицо вашей работы. Для того, чтобы она (работа) не была “на лицо ужасной”, узнайте в лаборатории машинописи или на кафедре, как нужно правильно
оформлять титульный лист.
4. Нумерация страниц - обязательна, не нумеруются только титульный лист и оглавление.
5. В работе обязательно должно быть оглавление и список использованной литературы (в алфавитном порядке). Список принято оформлять так: сначала фамилии авторов и полное
название книги, место издания, издательство и год выпуска. (Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М., “Вагриус”, 1999.)
6. Все цитаты, цифры, фактические сведения должны сопровождаться СНОСКАМИ по той же форме, как и для списка литературы с указанием страницы; для периодики - название,
год, для газеты - дата и полоса, для журнала - номер и страница.
7. Работа должна быть сшита (склеена, скреплена степлером или положена в специальную папку).
И напоследок пара дружеских советов.
Совет 1: Чаще бывайте в вашей библиотеке - о том, какие колоссальные возможности в ней кроются, знают считанные единицы, поэтому поспешите к ним примкнуть.
Совет 2: Не скачивайте работы из интернета, хуже от этого будет только вам, ибо многие преподаватели стараются идти в ногу с прогрессом, свободно владеют интернетом и
знают наизусть все компьютерные сборники курсовых и рефератов.
Совет 3. Позаботьтесь о написании и оформлении работы заранее, так как наивный лепет о том, что у вас “работа готова”, но “сломался компьютер, кончился картридж, собака
съела дискету” и т.д. абсолютно не действует на преподавателей.
Источник:
Официальный сайт Факультета Международной Журналистики Московского государственного института международных отношений (Университет) МГИМО МИД России
http://www.mzh.ru/pervokursn.htm
Рекомендации по ведению конспектов по философии (и не только)
1. Студент обязан посещать все лекции по философии, а следовательно, и иметь свои собственные конспекты лекций по предмету.
2. Кроме конспектов лекций, учащийся должен иметь конспекты к семинарским занятиям. Семинарские конспекты – это тот материал, который проработан студентом перед
практическим занятием. Семинарские конспекты – это теоретическая и психологическая основа для успешной сдачи зачета и экзамена по философии. Все виды конспектов
проверяются преподавателем в индивидуальном порядке. Режим проверки зависит от преподавателя.
Конспектируются в первую очередь произведения классиков или классические произведения, к коим относятся, например: диалоги Платона, работы Аристотеля, труды Августина,
Канта, Гегеля, Маркса, Ясперса, Ницше, Хайдеггера и других великих и известных мыслителей.
Во вторую очередь рекомендуется конспектировать статьи и труды, указанные в методическом пособии к семинарам в разделах "Литература для углубленного изучения". Это
статьи из журналов "Вопросы философии", "Философские науки", "Социологические исследования", работы современных отечественных и зарубежных исследователей.
3. Учебные издания, т.е. учебники, конспектировать нежелательно, но и не запрещается. Преподаватель считает, что учебник – это тот источник, который студент читает в
первую очередь, и материал учебника усвоен студентом настолько полно, что и конспектировать его нет необходимости.
4. Обязательно во всех трех вышеупомянутых случаях указывать тот источник, который конспектируется. Источник указывается в такой последовательности: 1) Автор. 2)
Название работы. 3) Место издания. 4) Название издательства. 5) Год издания. 6) С правой или с левой стороны конспекта следует указывать нумерацию страниц.
Например, вы к семинару по античной философии читали лекции Гегеля по истории философии. Некоторые места вы решили законспектировать. Итак, перед конспектом вы
пишете:
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. Санкт-Петербург. Изд-во "Наука". 1993. – С. 254-271
(Ниже идет конспект.)
5. Если во время чтения Гегеля, Платона или Сартра у вас возникают собственные мысли, ассоциации, воспоминания, аналогии или рассуждения – обязательно их записывайте.
Это можно делать на полях, ниже через строчку, на следующей странице. Именно через эти "свои" строчки классики-философы становятся близкими и понятными. Помните, что, в
конечном счете, конспекты нужны вам и пишутся не для преподавателя, а для вас самих.
6. Обязательно записывайте, фиксируйте, отслеживайте ход работы самого семинара в этой же тетради. Дописывайте на полях ценные дополнения, лучшие ответы своих коллег.
Рисуйте схемы, стройте таблицы, придумывайте свои знаки и символы, выделяйте главную идею, особенно если преподаватель повторил ее уже несколько раз. Все это – подспорье
для будущего зачета и экзамена. По этим, только своим, "опорным сигналам" ваша память восстановит весь ход дискуссии.
Основные замечания, возникающие при проверке конспектов
Замечание 1. У студента полностью отсутствуют конспекты. Как правило, такой студент очень жалеет об этом во время зачета или экзамена.
Замечание 2. Не указывается конспектируемый источник. Не понятно, что читалось и над чем шла работа.
Замечание 3. В последнее время широкое распространение стали получать конспекты под условным названием "музейный экспонат". Эти конспекты делаются хорошим почерком,
очень аккуратно, но, увы, они являются нерабочими, поскольку автор и владелец этих конспектов почему-то молчат на семинарах, т.е. практически не работают. "Музейные
экспонаты" делаются для преподавателя, ими любуются, но по ним не работают. Помните, конспект – это ваша опора.
Замечание 4. Не следует конспектировать слишком много. Не следует также конспектировать и слишком мало. Знайте меру. Посоветуйтесь по этому вопросу с преподавателем
конкретно. Не конспектируйте того, что вы еще не читали. Конспекта достойно только самое важное и интересное. Загляните в конец методического пособия, по которому
проходят семинары. Там вы найдете общий список вопросов по курсу. На основании этого списка будут составляться билеты к экзаменам. Не забывайте и о формулировке вопросов
к семинару. Таким образом, не конспектируйте все подряд, выделяйте главное, в конечном счете, конспект служит решению поставленной на семинаре проблемы.
Замечание 5. Не следует увлекаться ксерокопированием отдельных страниц статей и книг, а тем более бессмысленно делать "копию" конспектов своего товарища по курсу.
Конспект помогает вам запомнить и усвоить тот материал, который в нем содержится. Запомните, что память и работа могут быть только своими, а соответственно, и знания –
тоже.
Замечание 6. Конспект должен быть подписан.
Добавление
Перед тем, как начать вести конспект к семинарским занятиям, обязательно еще раз оговорите все правила и условия его ведения с вашим преподавателем. Возможно, что
правильный и отлично оцененный конспект даст вам привилегию на зачете или экзамене.
Источник:
Довженко Л.П., Ремарчук В.Н. Философия: Учебно-методическое пособие. М.: Юридический институт МИИТа, 2004. – С. 40-42.
Зачем вообще нужен конспект?
Некоторые преподаватели (преимущественно при стационарной форме обучения) требуют обязательного ведения конспектов и периодически собирают их на проверку. Конспект
обязательно пригодится при подготовке к экзаменам. Например, с помощью моих конспектов к экзаменам готовились не только я и мои подружки-одногруппницы, но еще и две мои
подруги на год и на два младше. Конспект даже может пригодиться во время работы. Несмотря на то, что мои конспекты ощутимо потрепаны тремя поколениями студентов - время
от времени я прибегаю к их помощи, решая рабочие вопросы.
Конспектировать с непривычки не так-то просто.
Бесполезно пытаться записать дословно всю лекцию: средняя скорость русской речи составляет 125 слов в минуту, а среднестатистическая скорость письма человека - 50-70
слов в минуту.
Лектор не диктует в темпе, подходящем для дословной записи, а объясняет, рассуждает, ведет диалог с учениками и т.д. Следовательно, механический диктант не оставит
возможностей для размышления и анализа услышанного и принесет больше вреда, чем пользы.
Таким образом, конспектирование становится полезным только тогда, когда записано самое существенное.
Конспектируя, студенту приходится одновременно слушать, анализировать, выбирать и писать. Студент должен отслеживать основные идеи из объяснения преподавателя, держать в
уме ход объяснения целиком, одновременно записывая так, чтобы потом можно было прочесть написанное и восстановить в памяти содержание лекции.
И, самое важное, этими конспектами лекций придется систематически (или периодически :)) пользоваться. Следовательно, конспект нужно вести так, чтобы с ним потом можно
было работать - и чтобы работать с ним было удобно.
Для успешного овладения технологией ведения конспектов достаточно усвоить несколько простых правил:
1. Убедитесь, что вы понимаете свой почерк.
Около 60% людей с трудом разбирают свои собственные записи. Следовательно, конспект нужно стараться вести разборчивым почерком, четко и аккуратно.
2. Покупайте для конспектов тетради с полями.
На полях вы сможете указывать дату лекции, помечать особо важные или непонятные места (!, ? и т.д.), делать специальные пометки, которые помогут вам пользоваться
конспектом на экзамене (и такое бывает :)).
3. "Шапка" конспекта должна включать в себя следующие пункты: дата, тема, суть рассматриваемых на лекции вопросов (план лекции). Это значительно облегчит дальнейшую
работу с конспектом.
4. Сделайте конспект наглядным.
Меня очень часто на экзаменах выручала зрительная память - мысленно перед глазами "всплывала" необходимая часть конспекта. Особенно это оказывалось кстати, когда речь
шла о схемах, таблицах, последовательности действий. Естественно, если конспект весь монотонно-синий, перед глазами "всплывать" просто нечему. Для наглядности конспекта
советуют использовать различные приемы: составлять схемы, таблицы, зарисовки, выделять и подчеркивать, использовать ручки разных цветов. Не следует, конечно,
пользоваться 18 разноцветными фломастерами, но 2-3 цвета при ведении конспекта помогут вам ориентироваться в нем, выделить наиболее важные места и т.д. С этой же целью
можно подчеркивать или обводить рамочкой ключевые слова и самые важные фразы, выделять термины ПРОПИСНЫМИ буквами.
5. Не загромождайте страницу.
Отделяйте один смысловой отрывок от другого через абзац (красную строку). Не жалейте места - пропустите строчку-другую, оставьте немного свободного места после каждого
пункта темы, чтобы можно было потом добавить пару строк при необходимости.
6. Не бойтесь спрашивать и дописывать конспект.
Если какую либо мысль лектора не удалось записать, нужно оставить место (можно сделать пометку на полях) и заполнить этот пробел, обратившись после занятия к
одногруппникам или к преподавателю. Если вам что-то непонятно, поставьте на полях вопросительный знак, и при первой же возможности спросите у преподавателя.
7. Старайтесь не пользоваться копиями чужих конспектов.
Если вы забыли тетрадь по какому-либо предмету, не отказывайтесь от ведения конспекта. Носите с собой на всякий случай самую дешевую тетрадку "на растерзание".
Естественно, больше всего вам она пригодится для игр в "Морской бой", но иногда случаются непредвиденные ситуации - например, внезапная самостоятельная работа или
забытая тетрадь. Придя домой, вы просто вложите листы с конспектом в соответствующую тетрадь.
Если же вы пропустили занятие, не поленитесь - перепишите конспект одногруппника от руки. Возможно, у вас возникнут вопросы к нему или преподавателю, да и свой почерк
как-то роднее.
8. Неправильно написанное или ставшее неактуальным нужно зачеркивать аккуратно, но так, чтобы сразу было видно, что данный текст вымаран. Пару строчек можно
зачеркнуть сплошной прямой линией, а рисунки, таблицы, схемы или абзац - двумя линиями крест-накрест. Я иногда наклеивала поверх зачеркнутого подходящий по размеру
кусочек бумаги с новой, правильной, информацией.
9. Сокращайте слова, используйте символы.
Необходимо научиться писать текст не только разборчиво, но и быстро. Для того чтобы успевать конспектировать за лектором, не упуская ход объяснений, пользуйтесь
общепринятыми сокращениями и изобретайте свои собственные. Однако следует пользоваться только понятными для вас сокращениями слов, дабы не тратить время на зашифровку и
расшифровку написанного.
Лучше всего сокращать, оставляя корень слова. Короткие слова (5-7 букв) вообще не стоит сокращать. Можно сокращать часто встречающиеся специальные термины. Часто для
сокращений используются математические символы, известные со школьной скамьи. Например:
">" значит "больше";
"<" значит "меньше";
"->" значит "далее" (очень удобный знак, когда записываешь последовательность действий);
"ЧТД" значит "что и требовалось доказать";
"мат." значит "материалы";
стрелочка вверх значит "повышение", а вниз - "понижение" и т.п.
10. Изучая материал самостоятельно - конспектируйте.
Самостоятельная работа с книгой имеет в ВУЗе не меньшее значение, чем лекции. Запись изучаемого - лучшая опора для памяти при работе с книгой.
Основной принцип конспектирования при работе с книгой - лишь самое существенное и в кратчайшей форме.
Различают три формы выписывания при работе с книгой:
- дословная выписка (цитата). Выписывая цитату, не забудьте указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название книги или статьи, название издательства, год
издания, страницу - эта информация в последующем может пригодиться для реферата, курсовой или диплома.
- тезисная форма записи, когда выписываются кратко сформулированные основные мысли автора.
- конспективная выписка. В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста.
Старайтесь придерживаться этих правил - и ваши конспекты будут ценным подспорьем как в учебе, так и, возможно, в работе.
Справочник студента, или как студенту-перваку дожить до диплома, не испортив нервов и не шевельнув пальцем
Вступление
Автор сих строк - выпускник Питерского Политеха, отдавший лучшие свои годы (а именно 5 с хвостиком) на изучение специальности гидротехника. И с высоты пройденных
курсов, наученный горьким опытом проб и ошибок, изучивший в совершенстве метод научного тыка (удачно применённый на почти всех экзаменах), и сломавший несколько молочных
зубов (так как в основном ломал на первом курсе) о гранит науки, творчества ради и радея за будущее поколение студентов гидротехников, а так же всех “попавших”, пишу
СПРАВОЧНИК СТУДЕНТА, дабы уберечь неразумных от подводных камней реки знаний, расставленных злобными преподами. Сам автор имел обширную практику сдавания экзаменов на
халяву. Вопрос: Что для этого нужно? Ответ: Дочитать до конца!
Общие советы
Для начала внимательно изучите план Политеха, в особенности все расположенные на его территории всевозможные кафешки и столовки – именно здесь Вам предстоит провести
большее количество времени. В кофейнике можно – поесть-попить, выпить, почитать лекции, списать курсовик, клеиться к барменшам и всем остальным, перекинуться в тыщу или
преф на деньгу или ку-ка-ре-ку, или просто сидеть и плевать в потолок, когда вся группа зевает на лекции по Деталям машин (Запчасти от велосипеда). Узнайте имена всех
барменш в столовках и кафешках и никогда не стойте в очереди.
Не ходите в институт к первой паре – это вредно для здоровья. Особенно когда учиться начали с половины девятого или с девяти (не помню точно – я раньше двенадцати в
институте не показывался). Не ходите на физ-ру, а если ходите, не бегайте кроссы вокруг стадиона. Скажите что у Вас перелом копчика или нарыв на большом пальце левой
ноги, или просто ничего не говорите - притворитесь временно слепо-глухо-немым. Если по физ-ре у Вас препод мужского пола, то для зачёта вполне достаточно бутылки
шампанского или пару пива. Шампанское хорошо идет под шоколадку в зимнюю сессию к Новому Году, а пиво соответственно летом. С преподами женского пола вариант получения
зачета тот же, хотя возможны вариации.
Лекции и экзамены по ним
Не ходите на лекции. Если пошли, сядьте подальше, не включайте очень громко плеер, сдерживайте пивную отрыжку, и не кричите через ряд: - Б8!? – Мимо! – А3!? – Убил!.
(Как-то я на этом сильно попалился). Сидите скромно и тихо, почитайте детектив, разгадайте кроссворд, окунитесь в события предыдущей ночи. В общем, не выпендривайтесь.
Кому не во что окунаться, можно полистать чужие лекции по другому предмету или содрать какой-нибудь курсовичок.
Как, ничего не зная, сдавать экзамены
Способ первый (Хорошие отношения)
Иногда (1 раз в месяц, и в последний месяц семестра 1 раз в неделю) стоит у лектора что-нибудь спросить. Лучше по теме, но, если не знаете о чем речь, можно использовать
заготовки: - Повторите, пожалуйста!; - Сколько время?; и – Разрешите выйти?!. Каждую заготовку можно применять не чаще раза в семестр.
В любом случае постарайтесь наладить отношения с преподавателем, или хотя бы не осложняйте их. Что бы наладить хорошие отношения, можно из семестра в семестр применять
тактику автора. В начале семестра подойдите к преподу, представьтесь: ”- Я, такой-то такой-то, из группы такой-то.”, расскажите страшную байку, какой Вы занятой человек,
какая маленькая стипендия, и сколько денег надо, чтоб не умереть с голоду. Так и так, работа отнимает кучу времени и, понимая офигенную нужность высшего образования
(ведь даже грузчики теперь требуются с высшим, не говоря уже о дворниках и мусорщиках), Вы просто раскалываетесь между институтом и работой (неплохо заранее придумать,
где работаете). Потом клятвенно пообещайте ходить на все лекции по возможности и попросите препода порекомендовать Вам почитать какую-нибудь литературу. Практически у
каждого уважающего себя препода есть сочиненная им какая-нибудь бредовая метода или учебник (а то и несколько), которой он очень гордится и любит впихивать их (частенько
за деньги) всем подряд. Если Вам предложили купить что-нибудь – покупайте, если цена в разумных пределах. Только перед этим малость поканючьте, скажите, что зарплата
только через три недели, а Вам еще нужны деньги на лекарства для дворняжки, подобранной Вами на днях умирающей от голода под забором. Если просто назовут литературу,
потрудитесь зайти в библиотеку, а лучше сначала в методкабинет, и взять книженцию. Кстати, познакомьтесь с дамами в методкабинете – на последних курсах пригодится. Можно
будет взять под честное слово какую-нибудь книжку на пару дней. Кстати всегда возвращайте книжку в срок и не забудьте поблагодарить – тогда вы будете пользоваться
неограниченным доверием.
Теперь вернёмся к лекциям. Итак, Вы взяли книгу. Дальше действия таковы: через пару недель откройте ее, прочитайте название и автора, потом пролистайте примерно четверть
страниц и прочитайте какой-нибудь абзац. Если понятно о чем речь – хорошо, не понятно – просто отлично! Теперь Вы, вооружившись книженцией, идёте на лекцию, честно
отсиживаете ее на видном месте и с сосредоточенной физиономией (или пользуясь рекомендациями, приведёнными выше), в конце Вы подходите к преподу и говорите: - Вот Вы мне
порекомендовали книжку, все понятно. Вот, правда, на странице такой-то (называете страницу, которую читали перед этим) немного не ясно. И тыкаете книжку под нос преподу.
Спустя несколько минут невразумительных объяснений, нарисуйте на своем лице счастье от познанного материала, на повышенных тонах закричите: “Эврика!!!”, и сжав попку в
кулачок, размахивая над головой книжкой, немедленно исчезайте на горизонте. При этом не стоит перебарщивать и писать кипятком в потолок – преподы много повидали за свою
жизнь и расколют Вас, что чревато осложнениями на экзамене. Для проведения сей операции выбирайте момент после конца лекции, когда препод уже собрался и выходит в дверь
аудитории. В этом случае препод обычно всегда спешит и не будет тратить много времени на объяснение материала, зачастую он просто посылает Вас: “В следующий раз”, но в
его голове зависнет, что Вы подходили и что-то там спрашивали. Что Вам и надо. Не забудьте периодически повторять процедуру, открывая учебник в середине, между серединой
и концом, и неподалеку от конца повествования. Опытным путем доказано – выполнив все перечисленные действия, Вы без проблем сдадите экзамен.
Лично я это проделывал целую кучу раз, и всегда срабатывало. После второго курса даже перестал брать учебники, просто ссылался на мифическую страницу 14 (обычно такая
страница есть в даже в самой тоненькой методичке) и говорил непонятно то-то и то-то. То-то и то-то прочитывал непосредственно перед процедурой в начале конспектов лекций
у своих одногрупников.
Способ второй. (Умный студент)
Подходит для преподов, которые любят, когда студент не просто все выучил (т.е. списал), а типа врубается в тему. Сидишь на экзамене – потихоньку списываешь. Когда все
готово – посмотри, какие из формул ты лучше всего понимаешь, потом что-нибудь в них измени – плюс на минус поменять или икс на игрек и т.д. (возможны вариации). Потом
идешь сдаваться преподу. Препод сразу же просекает, что у тебя кое-где явные ошибки – и радостно тыкает пальцем в конспект. Тут ты должен закатить глаза, пробормотать
что-нибудь типа “с точки зрения банальной эрудиции” (но чтобы по теме подходило) и дальше конкретно все разложить по полочкам с доказательством и выводами. Далее
удивленному преподу заявляется, что просто в спешке или от волнения ошибся – и дело в шляпе. Нормальный препод (а для ненормальных читай следующий пункт) даже не будет
дальше спрашивать по билету – и так все ясно – вон как лихо мы исправляем мелкие ошибки и ставит пять баллов, ну или четыре. Что и требовалось. Данный способ подходит
для студентов, чей IQ (коэффициент интеллекта, кто не знает) больше хотя бы 120, чтобы хоть как-то запудрить преподу мозги. Не сможешь уверенно это сделать – начнет
гонять по всему билету, а то и курсу, - и ты попал, как веник.
Способ третий, но не последний (Тупой препод)
Подходит также в случаях, когда тупой – студент (такое тоже бывает). Еще бывает как в кино – тупой, еще тупее.
Предыстория. Как-то попал я на зачет по физике. Не ставила мне тетка его просто никак, что называется втупую. Ну да она и сама такая. Прихожу раз так в восьмой сдавать
зачет – она мне дает задачу вопросы и сваливает. Я, естественно, все списываю с учебника для ВУЗов по физике, она приходит, проверяет – и говорит – неправильно. Я – что
неправильно. Она – все неправильно. Я достаю учебник, показываю откуда честно списал. Она – я такой учебник не знаю (???), и типа дО свИдания.
Тогда был применен третий способ. Заключается он в том, что препода надо задолбать своей персоной.
Приходишь на кафедру, говоришь – где эта Марья Ивановна (про себя – сволочь, тварь и тд). Тебе отвечают – нету. Делаешь лицо как будто у тебя диарея (понос по-русски) и
говоришь – как же так, мы же договаривались, у меня же срочно, ей же надо. В конце говоришь – обязательно передайте, приходил такой-то студент. Главное, донести до
человека важность дела. Требуется наличие актерского таланта, но можно и без него – монотонное задалбывание тоже ничего. Еще неизвестно, что лучше. И так делаешь везде,
где бывает данный препод – на кафедре, лабораторных, в подсобных помещениях. Как только встречаешь препода – тут же радостно кричишь – когда же пересдавать будем, вот и
допуск есть. Договариваешься на пересдачу – и … не приходишь. И так несколько раз. Когда препод готов, его начинает трясти от одного твоего вида, и кричит дурным голосом
– Что вы за мной ходите, что вам от меня надо??!!! Со спокойным до колена лицом достаешь зачетку и ласково так: “А поставьте зачет (экзамен), и меня больше не увидите
никогда”. Препод ломается на глазах – потухшие глаза, на лбу испарина, ладошки мокрые – зачет в кармане.
У этого способа два минуса – долгое время проведение акции (у меня заняло несколько месяцев, правда сдавал хвост аж 2 года), и если препод попадется совсем уж тупой – то
скорей он вас сам задолбает.
Как сделать так, чтобы не писать лекций, но всегда иметь их под рукой
Лично мне одной ручки хватало на 2 года учёбы. А для этого необходима строгая экономия – даже расписание нельзя записывать. Только использовать ручку в экстренных
случаях – в лифтах и туалетах, или записать телефон приятной девушки, проходившей мимо, когда ты занимался высшей математикой – подсчитывая, сколько будет стоить пять
бутылок пива плюс сигареты и чипсы.
Сами понимаете, чем меньше вы тратите на ручки, карандаши, линейки и тетради, тем больше остаётся на пиво.
После таких веских аргументов Вы стали само внимание. Итак, во-первых, набросайте в уме, у кого самые хорошие конспекты лекций. Хорошие конспекты оцениваются по
следующим критериям: почерк должен быть хорошо разборчив, количество сокращений не превышать разумных пределов, конспект должен быть хорошо составлен и оформлен, а не
представлять из себя обрывки записок сумасшедшего. Как правило, пишут такие конспекты один-два, максимум три человека с группы. Поэтому установите дружеские контакты с
другими группами – ведь первых три курса все пишут одно и тоже, да и после того, как начинается специализация множество предметов преподаются всему курсу (белиберда типа
ТОР, ТОС, Механика грунтов и т.д.). Самый лучший вариант – найти друзей на старших курсах. Лучше всего на год старше (более старшие вряд ли вспомнят, куда подевались их
лекции, а то еще и скажут что такого предмета никогда и не было). Теперь у Вас есть определённая база данных, где можно стрельнуть лекции. Перед началом сессии
договоритесь, у кого какие лекции Вы берёте. И дело в шляпе, а точнее в зачётке.
Ещё один важный момент. Всегда возвращайте лекции обратно. При возвращении лекций надо девушкам дарить шоколадку, а мальчикам пиво, детям мороженое ;-)). Можно делать
это через раз. Только тогда Вам будут давать лекции из года в год.
Данную схему можно применять для доставания курсовых и т.д.
Получив задание, будь то задача по теормеху или сопромату или курсовик, не спешите приступать к ночным бдениям, вполне достаточно будет поспрашивать у ребят. Почти
всегда у кого-то будет такое же задание с минимальными изменениями.
Все права на сие писание принадлежат ресурсу http://isfakultet.narod.ru
Дорогие читатели, пишите нам, задавайте вопросы, высказывайте свои предложения - ведь именно ваши предложения определят содержание
выпусков нашей рассылки в этом учебном году.