Предзащита - устное выступление, специальные слушания, на которых выпускник ВУЗа представляет окончательную формулировку темы дипломной работы, часто текст самой
дипломной работы, презентацию дипломной работы.
ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ К ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
1. Полностью завершить написание дипломной работы, отпечатать ее "чистовой" текст (можно не брошюровать).
Перед предварительной защитой дипломную работу необходимо представить для ознакомления научному руководителю. Цель рецензирования - выявить недостатки дипломной работы,
после устранения которых она может быть рекомендована к защите. На предварительной защите экземпляр дипломной работы и раздаточный материал должны находиться в
аудитории, чтобы присутствующие могли с ними ознакомиться. В некоторых ВУЗах на предзащите требуют только аннотацию (введение или план) и раздаточный материал в
нескольких экземплярах.
2. Подготовить иллюстрирующий материал: плакаты, слайды, раздаточный материал (таблицы, схемы, рисунки, выполненные на отдельных листах А4 в количестве, равном или
чуть меньшем количества присутствующих на предзащите, презентацию, выполненную в редакторе "Microsoft PowerPoint").
Готовьте то, что планируете использовать на защите, хотя, возможно, что-то придется переделывать или дополнять.
3. Подготовить текст доклада и выучить его (или хотя бы основную часть, во время которой Вы демонстрируете плакаты, слайды и т.д.). Продумать, в какой
последовательности и с какими словами Вы будете подходить к плакатам. Тщательно отрепетировать способы связи разных частей доклада, чтобы при переходе от плаката к
плакату или от описания методик к результатам исследования Вы не терялись и не произносили что-то типа: "Ну... вот..." или "Э-э-э-э", или вовсе замолкали, лихорадочно
роясь в бумажках...
Учтите, что требования к докладам на предзащите и защите одинаковые.
Доклад при защите дипломной работы должен быть четко структурирован. Необходимо ясно выделить основные идеи дипломной работы. Основное внимание в докладе должно
уделяться непосредственно работе, выполненной студентом самостоятельно, достоинствам и особенностям выполненной работы. Необходимо подчеркнуть особенности данной работы
в научно-исследовательском и практическом аспектах.
Время доклада - не более 5-10 мин.
4. На предзащите не возбраняются вопросы к научному руководителю, вопросы научного руководителя к студенту и вопросы к студенту "не по теме доклада". Спокойно и даже
с благодарностью относитесь к замечаниям на предзащите. Чем больше Вас покритикуют на предзащите, тем легче Вам будет на защите.
5. Предзащита обычно продолжается около 2 часов. За это время приглашенные гости и сотрудники кафедры утомляются. В знак благодарности за их внимание и терпение к Вам
по окончании предварительной защиты дипломники обычно устраивают небольшое "чаепитие".
ДОКЛАД НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
Итак, к докладу на предварительной защите предъявляются те же требования, что и к докладу на официальной защите. Поэтому постарайтесь, чтобы доклад на предварительной
защите соответствовал всем этим требованиям, репетицию лучше проводить в условиях, близких к реальным.
На доклад отводится 5-10 минут, но присутствующие будут Вам признательны, если Вы сократите это время (хотя бы до 8 минут размеренно докладываемого материала), или,
как минимум, уложитесь в отведенное время.
Время доклада можно распределить следующим образом:
Вступление - актуальность, цель (иногда и задачи) исследования, гипотеза, положения, выносимые на защиту (2-3 минуты).
Методы исследования - 1-2 минуты, а еще лучше просто проиллюстрировать методы плакатом или слайдом и сказать о них лишь несколько слов.
Результаты исследования - 3-4 минуты.
Заключение - 1-2 минуты.
Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования (иногда и задач), гипотезы, положений, выносимых на защиту.
Дипломники, защищающиеся по педагогическим специальностям, часто приводят объект и предмет исследования. Описывается контингент испытуемых (если не докладывался объект),
их количество, число проведенных измерений, рассчитанных показателей - это создает представление об объеме проведенных исследований.
Коротко излагаются используемые методы (методики) (часто иллюстрируются), основные результаты работы (обычно иллюстрируются плакатами, слайдами и т.д.), заключение.
Иногда помимо актуальности работы докладчик излагает также ее научную новизну, теоретическую и практическую значимость. Вступительная часть доклада растягивается,
занимая половину или даже большую часть времени. Такое происходит, в основном, в случаях, когда нечего сказать о результатах исследования. Присутствующие долго слушают,
как же хороша представленная работа, как она актуальна, сколько в ней научной новизны (и как только люди жили без нее раньше!), а до ее сути дело так и не доходит. Если
Вы уважаете себя и хотите произвести хорошее впечатление, не нужно хвалить свою работу, а нужно показать ее реальные результаты.
Говоря о себе, в докладе принято употреблять множественное число: "Мы провели исследование, мы получили данные и т.д.". Этим подчеркивается Ваша скромность, а также
то, что Вы цените оказываемую Вам помощь.
Учтите, что вам ничего не "хочется" и вы ничего не "пытаетесь". Вам "необходимо изучить", вы "рассмотрите", "решите" проблему, а не попытаетесь ее решить.
Еще лучше писать "представляется необходимым/возможным...", "следует отметить/рассмотреть...", то есть вообще обойтись только третьим лицом.
Постарайтесь докладывать без бумажки (прочитать можно только цель, задачи, гипотезу, положения, выносимые на защиту) – это сформирует о Вас благоприятное впечатление
аудитории, создаст представление, что работа выполнена Вами самостоятельно. Если Вы стоите возле плаката или слайда, бумажка в Ваших руках будет выглядеть несолидно. На
защите наиболее верный способ докладывать без бумажки – выучить доклад наизусть, причем очень хорошо. В противном случае, вы непременно растеряетесь. Доклад на
предзащите можно не вызубривать.
В докладе должны быть логические паузы, чтобы мысли слушающих могли следовать за Вашими, ударения на наиболее значимых моментах (прорепетируйте, на каких). Во время
выступления постарайтесь несколько раз посмотреть в глаза каждому из слушающих.
Вы вряд ли выступите с докладом блестяще, если не прорепетируете его 5-7 раз. Репетиции нужно проводить с плакатами (слайдами) или с тем материалом, который Вы будете
демонстрировать. В противном случае, даже если Вы выучили доклад, необходимость показать что-то на плакате может сбить Вас. Не смейтесь – подавляющее большинство
ораторов репетирует свои доклады.
К моменту предзащиты должен быть готов чистовой вариант дипломной работы (аннотация, план или только введение, в зависимости от требований ВУЗа), несколько
экземпляров которой находятся в зале защиты.
Любой присутствующий на предзащите имеет право ознакомиться с аннотацией (планом, введением или экземпляром готовой дипломной работы), а также задать вопрос
дипломнику.
Наверняка есть такой вопрос, ответ на который поможет лучше преподнести Вашу работу. Можно написать этот вопрос на бумажке и договориться, чтобы Вам кто-нибудь его
задал.
О соблюдении формальностей на защите позаботятся и без Вас, а вот на предзащите некоторые моменты лучше самому проконтролировать: ведется ли протокол по общепринятой
форме (слушали... и т.д., постановили рекомендовать к защите...).
Доклад обычно оканчивается словами: "Доклад окончен. Спасибо за внимание". :-)
Удачи Вам на предзащите и защите!
Юлия Литовченко