Авторы определяются, как быстро они могут ответить, платная это будет консультация или бесплатный совет.
Если вас устраивают условия сотрудничества, то мы поможем вам разобраться, как лучше написать свою научную работу, какие в этом могут быть подводные камни, где взять материал и как с ним работать.
Сроки и другие условия консультаций обсуждаются и согласовываются.
Медицинское (здравоохранительное) право - пограничная комплексная отрасль национального права России,
регулирующая здравоохранительные и другие, тесно связанные с ними отношения. К здравоохранительным относятся
общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав граждан на охрану здоровья: при оказании
медицинской помощи; при организации лечебно-диагностического процесса; при проведении медико-профилактических и
санитарно-эпидимиологических мероприятий. К отношениям, тесно связанным со здравоохранительными, и поэтому
входящими в сферу отраслевого регулирования относятся отношения по организации системы здравоохранения,
управлению здравоохранением, организации обязательного и добровольного медицинского страхования, проведению
лицензирования и аккредитации медицинских учреждений, экспертизе качества медицинской помощи.
Специфика предмета регулирования очевидна и позволяет отграничить медицинское право от других правовых явлений,
в первую очередь от права социального обеспечения. Структурную основу, «костяк» предмета медицинского права
составляют отношения по предоставлению медико-социальной помощи, так называемые отношения «ПАЦИЕНТ - ВРАЧ»,
(«ПАЦИЕНТ - МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»). Отношения эти частные, гражданско-правовые по своей природе. ГК РФ 1995г.
в п.2 ст. 779 определяет медицинскую деятельность как возмездное оказание услуг. В рамках обсуждения проекта ГК
в медицинской среде велась дискуссия о том, следует ли врачебную деятельность относить к услугам. Высказывались
мнения, что работа врача - это высокий долг, служение человечеству, и отнесение ее к услугам способно подорвать
нравственные основы самой медицинской профессии.
Дискуссия эта была беспочвенна с юридической точки зрения. Позиция Законодателя вполне понятна: право, главная
черта которого - формальная определенность, не может оперировать нравственно-этическими и моральными
категориями. Кроме того, законодательное определение деятельности по оказанию медицинской помощи, как
возмездного оказания услуг, соответствует позиции Всемирной Организации Здравоохранения по этому вопросу. По
определению ВОЗ,- пациент - потребитель медицинских услуг; врач (медицинское учреждение) - предоставитель
медицинских услуг. При регулировании данных отношений юридический приоритет принадлежит воле частных лиц,
регулирование носит присущий частному праву автономный характер.
Вместе с тем, врачебная деятельность является объектом постоянного государственного, публичного надзора.
Централизовано, властным путем решаются вопросы организации системы здравоохранения, устанавливаются единые
стандарты, требования к врачебной деятельности.
Врачебная деятельность невозможна без надлежащего обеспечения, организации и управления, которые традиционно
находятся в сфере публичного в праве и регулируются юридическим инструментарием публичного права.
Законодательную базу отрасли составляет законодательство о здравоохранении, включенное в общеправовой
Классификатор отраслей законодательства России под цифровым кодом 220000000. В него входят:
Федеральный Закон Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г.,
Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» в редакции от 2 апреля 1993г.,
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992г.,
Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992г.,
Закон РФ «О донорской крови и ее компонентов» от 9 июня 1993г.,
Закон РСФСР «О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения в РСФСР» от 19 апреля 1991г.
и ряд других актов.
Кроме норм законодательства о здравоохранении, медицинское право использует нормы, заимствованные в базовых
материальных отраслях - гражданском праве, административном праве.
Медицинское право, будучи структурным элементом Российской правовой системы, само характеризуется определенной
системностью, состоит из институтов. К ним относятся: институт права граждан на охрану здоровья; институт прав
пациентов; институт медицинского страхования; институт контроля качества медицинской помощи; институт защиты
прав граждан в области охраны здоровья и прав пациентов и другие.
Как все правовые отрасли медицинское право исполняет ряд общеправовых функций - воспитательно-мотивационную,
экономическую, политическую. Особенности отраслевых, имманентно присущих медицинскому праву функций проистекают
из специфики отраслевого предмета. Роль отрасли заключается, в первую очередь, в регулировании отношений,
опосредующих реализацию прав граждан на охрану здоровья и доступную качественную медицинскую помощь. Это
определяет особенности регулятивной и охранительной функции медицинского права.
Регулятивная статистическая функция выражается в закреплении прав граждан в области охраны здоровья,
закреплении организационных основ системы здравоохранения. Регулятивная динамическая функция выражается в
воздействии на общественные отношения в регулируемой сфере для оформления их движения, в первую очередь, для
реализации возможностей, заложенных в правах, закрепленных за гражданами. Охранительная функция заключается в
нацеленности отрасли на охрану прав граждан в области охраны здоровья, их защиту.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от
5.11.97г. № 1387) в качестве одного из основных направлений предусматривает совершенствование правового
регулирования в сфере охраны здоровья.