Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


ВЫПУСК № 3 "Авторские права - авторы, соавторы, плагиат и иные вопросы при создании научных работ"

Сегодня в нашей рассылке:
1. БЛИЦ_КОНКУРС!!! 6 дней, 6 вопросов, 6 бесплатных работ
2. Авторские права - авторы, соавторы, плагиат и иные вопросы при создании научных работ
3. Продолжается конкурс "Лучший рассказ о том, как вы писали и защищали свои работы"
4. Наш форум: Давайте знакомиться. Кто где учится?
5. Бесплатный подбор материалов для студентов - отчет по подборке материалов
6. Деятельность плагиаторов - конфликт разрешен!
7. Новости нашего сайта 23.10-03.10


1. БЛИЦ_КОНКУРС!!! 6 дней, 6 вопросов, 6 бесплатных работ

Вторник, 4 ноября: Ответьте на несложный вопрос "Что означает слово "нехахиревато", и вы получите любую работу из нашего списка готовых работ!

2. Авторские права - авторы, соавторы, плагиат и иные вопросы при создании научных работ

Научная студенческая работа подраумевает анализ, изучение и использование трудов учетых, которые уже занимались данной проблемой.

Мы предлагаем вам для ознакомления ряд статей, которые помогут определиться, когда и каким образом вы можете цитировать чужие мысли в своих работах, чтобы соблюсти все авторские права.

Источник: http://flogiston.ru/arch/diplom_treb.shtml

Общие требования к научным работам студентов

В ученый совет факультета психологии МГУ
от комиссии по проведению Российского
ОТКРЫТОГО КОНКУРСА
НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ РАБОТУ СТУДЕНТОВ
В ВУЗах РФ
ПО РАЗДЕЛУ 07 "ПСИХОЛОГИЯ"

Общие положения.

Поскольку научная работа не может быть какой-либо специальной - детской, юношеской, женской, студенческой и т.п., на любую работу, если она претендует называться "научной", распространяются все общие требования, в том числе требования научной этики, новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д. Отсюда же вытекают и требования к оформлению научных работ - изложение материала определяется логикой изучаемого предмета. Главная цель представляемой работы - убедить читателя в актуальности проводимого исследования и справедливости данной постановки вопроса (проблемы исследования), правильности выбранного подхода к решению проблемы (по сравнению с другими попытками ее решения), адекватности применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез, достоверности и "чистоты" полученных первичных данных, логической и математической истинности и корректности интерпретации полученных результатов, закономерностей и выводов, показать перспективы и следствия проделанной работы с точки зрения возможного пересмотра или проверки ранее известных данных и теорий на основе вновь полученных результатов.

Квалификационная значимость научной работы студента, представляемой как дипломная или курсовая работа, определяется в первую очередь тем, в какой степени студент научился самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех ее этапах - от планирования научного исследования, его организационно-методической подготовки и выполнения, до не менее важного, чем остальные, конечного этапа - представления результатов в виде самостоятельной научной работы. Поэтому в содержание самой студенческой научной работы не следует включать материалы, не определяемые прямо логикой научного исследования, хотя бы и дополнительно характеризующие учебные достижения студента - прочитанную литературу (реферирование источников литературы не является собственной целью научной работы), овладении той или иной методикой или техникой экспериментирования (это тоже не может быть самостоятельной целью научной работы). Даже решение какой-либо прикладной задачи, без получения новых научных знаний не может быть целью научной работы. Прикладной аспект является лишь важным следствием проведенного фундаментального научного исследования. Собственно прикладные работы имеют самостоятельную значимость и актуальность, но относятся к работе другого "жанра", должны оцениваться по другим критериям (например, по результативности, эффективности и т.п.), поскольку имеют другие задачи и цели. В рамках данного конкурса научных работ все поступившие работы рассматриваются как научные. Такое ограничение продиктовано тем, что субъектом оценки прикладных работ является не столько научное сообщество, сколько общественная практика, и оцениваться такие работы должны соответствующими этой практике социальными институтами.

В соответствии с главной целью, научная работа студента (как и любая научная работа) оформляется для представления специфическому читателю - ученому, специалисту в определенной области знания, который должен ее понять и извлечь интересующую именно его информацию, а также оценить ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п. Поэтому при оформлении работы необходимо это учитывать, максимально облегчая процесс понимания на всех уровнях:

1) Использовать хороший литературный русский язык (рекомендуется тщательно считывать текст на предмет исправления грамматических, орфографических, стилистических и других ошибок).

2) Текст должен быть легко читаемым, напечатан через 1,5-2 интервала шрифтом порядка 12 пунктов для основного текста (близко к стандартному шрифту механической пишущей машинки). Общий объем работы, как правило, не должен превышать 50-75 стр., соответственно (без учета приложения).

3) Следует использовать лаконичный объективно-беспристрастный стиль изложения (журналистский пафос может быть иногда уместен только во введении и заключении). Необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий, пояснять, почему выбран тот или иной вариант употребления понятия), не использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранного языка, если существуют полностью эквивалентные понятия в русском языке.

4) Специально структурировать работу и представлять результаты в удобной форме (рекомендуется основные схемы, графики и таблицы, представляющие материал в конденсированном виде и необходимые для лучшего понимания текста, размещать по ходу изложения, в то время как дополнительные материалы в виде таблиц или графиков, размещать в конце текста в приложении, чтобы не загромождать текст и не отвлекать читателя от основной мысли).

5) Строгий и единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники (рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок) - а) через указание в скобках фамилии автора и года работы (в случае двух соавторов - указываются оба автора, в случае большего числа соавторов - фамилия первого автора и обозначение "и др."), б) через указания в скобках номера источника в списке литературы. ФИО редко цитируемых зарубежных авторов желательно приводить дважды - как в русской транскрипции, так и на языке оригинала.

6) Возможны два способа цитирования - а) прямое цитирование, в этом случае в кавычках дословно повторяется текст из соответствующего источника (в ссылке на источник в этом случае через точку с запятой требуется точно указать страницу, на которой начинается данная цитата), б) косвенное цитирование, когда одна или несколько мыслей, возможно из разных мест цитируемого источника излагаются автором своими словами, но более или менее близко к оригинальному тексту.

7) В соответствии с этикой научного изложения, необходимо строго следить за правильностью цитирования и соответствия ссылок на источники, по возможности разделять упоминаемые в работе результаты (идеи, гипотезы и т.п.) разных авторов и, соответственно, отдельно ссылаться на них; способ и форма изложения материала должна облегчить понимание читателем того, какие из результатов (идей, гипотез и пр.), упоминаемых в работе является авторскими, а какие - продуктом чужого творчества (с точной ссылкой на источник в соответствии с принятыми требованиями цитирования) или уже являются общепринятыми. (Напоминаем, что в соответствии с п. 19 "Положения о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий" - постановление Совета Министров СССР от 30.12.1989 N 1186 - в случае использования в работе чужого материала без ссылки на автора и источник, диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии прохода без права ее повторной защиты). В случае выполнения данной работы в рамках группового проекта, рекомендуется точно указывать всех, кто способствовал его реализации, в том числе и спонсоров проекта (возможно с выражением благодарности). В этом случае необходимо также определить личный вклад автора (указать, какой именно аспект проблемы и объем работы выполнен автором самостоятельно).

8) Необходимо корректно употреблять понятие "экспериментальное исследование" - не всякое эмпирическое исследование является экспериментальным. В связи с этим необходимо помнить, что эмпирическое исследование, в отличие от экспериментального, не должно содержать в своих выводах утверждения о причинно-следственных зависимостях между переменными. Выводы должны содержать утверждения лишь о взаимосвязи переменных и степени ее значимости. Следует также обращать внимание (особенно в экспериментальном исследовании) на формы контроля за переменными, способными оказать прямое или косвенное влияние на результаты.

Наиболее близкой по форме и стилю изложения к научной студенческой работе (представляемой как дипломная или курсовая работа) является кандидатская диссертация, поэтому общие требования к ее оформлению могут быть распространены и на данные работы студентов. В связи с этим, наиболее адекватной формой представления результатов научной работы (апробированной многовековой практикой мировой науки) можно считать трехчастную форму. Три одинаково важных основных раздела - 1) введение в проблему исследования (литературный обзор) с постановкой целей и задач, разработкой программы исследования, 2) описание и анализ собственных результатов и 3) обсуждение результатов в соответствии с исходными целями и задачами - структурируют изложение в логике, удобной для понимания сути научного исследования. Иногда в работе выделяют теоретическую и практическую части, что не соответствуют логике научного изложения, поскольку не так существенно, каким именно способом получен научный результат - на основе теоретического обобщения уже известных фактов (возможны работы с использованием логического или математического моделирования), или фактов, эмпирически полученных самим автором. Важным является лишь научная новизна результата, которая невозможна без определенного теоретического обобщения эмпирических данных. Изложение же должно охватить три стороны - прошлое (состояние проблемы), настоящее (что получено непосредственно автором), будущее (как полученные автором результаты изменяют состояние проблемы исследования).

Исходя из вышеизложенного, можно рекомендовать следующую типовую структуру научной студенческой работы по психологии и смежных областей знания.

Типовая структура и объем работы.

1. Титульный лист. На титульном листе сверху указывается организация, где выполнена работа, в середине листа фамилия, имя и отчество автора, далее название работы с указанием, что это дипломная или курсовая работа такого-то курса, затем указывается научный руководитель (должность, звание, Ф.И.О.), внизу страницы - место и год проведения работы.

2. Оглавление.

3. Введение (1-2 стр.), где должно быть кратко сформулированы:
фундаментальная проблема, которой посвящена работа, частные проблемы, предмет и задачи исследования, основные подходы и идеи, предлагаемые автором для решения поставленной задачи. Знакомясь с введением, читатель должен получить информацию, в какой степени соответствует его научным интересам данная работа, стоит ли ее читать далее полностью.

4. Состояние проблемы исследования или литературный обзор (общий объем не более 1/3 всего объема работы, т.е. порядка 10-25 стр.). В задачу данного раздела входит ознакомление читателя с наличным положением дел в соответствующей предмету исследования области, как это представляется с позиции автора. Кроме краткой истории вопроса, здесь необходимо осветить наиболее известные (не только в России, но и во всем мире) точки зрения и подходы к постановке и решению интересующей автора проблемы, а также современное (за последние 5 лет) состояние исследований в этой области. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов, структурировать материал (обозначать соответствующие подразделы, а также называть весь этот раздел) исходя из логики раскрытия проблемы исследования. В данном разделе автор должен продемонстрировать свое понимание исторической логики развития проблемы и подвести читателя к пониманию актуальности, значимости и необходимости именно такой постановки проблемы исследования, как это будет делать далее автор. Завершать литературный обзор рекомендуется четко сформулированным резюме, содержащим краткие выводы.

5. Постановка проблемы исследования и описание программы (1-3 стр.), где необходимо четко сформулировать проблему исследования и вытекающие из нее научные задачи (задачей научного исследования не может быть анализ литературы, подготовка организационных условий эксперимента, овладение методиками, оборудованием и прочие учебные задачи, являющиеся лишь вспомогательным средством в научном исследовании). Здесь же кратко описываются основные идеи и подходы к решению данной проблемы, формулируются предмет, объект, задачи, выборка (не путать с объектом), обосновывается план и методические особенности основного эксперимента, его процедура, возможные результаты (гипотезы), формулируется основной тезис, подлежащий проверке и выносимый на защиту. Эта часть работы должна логически следовать из материалов, представленных в предыдущем разделе (являться как бы его заключением) и объяснять структуру дальнейшего изложения материала.

6. Методика (1-5 стр.). В этом разделе должны быть кратко, но исчерпывающе описаны:
а. Испытуемые (респонденты) - по возможности более полная характеристика испытуемых (пол, возраст, образование, социальное положение и другие, важные с точки зрения данного исследования параметры), с указанием их количества, принципов отбора и прочее (для случая исследования на животных указываются вид, порода, генетическая линия и т.п. подопытных животных, их возраст, состояние, условия содержания, кормления и проч.; условия содержания и форма экспериментов над животными должны соответствовать международным нормам и правилам). Особое внимание необходимо уделить вопросам этики научного исследования - если используются индивидуальные данные и требуется обозначать испытуемых, то все упоминания и ссылки на них необходимо давать в закодированном виде, сохраняя анонимность респондентов, сохраняя медицинскую тайну диагнозов и фактов из истории болезни и личной жизни, (не должны, также, приводится сведения, на основании которых можно было бы аннулировать анонимность). В целом эксперименты с человеком должны проводиться и оформляться в соответствии с нормами и требованиями статьи 16 ("Защита лиц, выступающих в качестве испытуемых") "Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины".
b. Оборудование - перечень и существенные технические показатели использованных приборов и экспериментальных установок, их название согласно техническому паспорту.
с. Материалы, с которыми работают испытуемые - их существенные технические и/или психологические характеристики.
d. Используемые тесты или методики - ссылки на используемые методики и их краткое описание, достаточное для понимания читателем сути используемых методик, основного материала и результатов обработки; в случае разработки (или перевода и адаптации) автором новой методики необходимо доказательство правомерности ее применения включать в задачу исследования, а материал, выборку испытуемых и прочие данные отражать в соответствующих местах методики. Необходимо также специально доказывать ее валидность, надежность полученных с ее помощью результатов, что должно являться самостоятельной научной задачей (возможно даже единственной) исследования.
е. Задача испытуемого и условия проведения эксперимента - описываются задачи испытуемых (инструкции испытуемому) в соответствующих сериях эксперимента, последовательность их проведения, что предъявляется и что регистрируется.
f. Методы обработки и анализа данных - кратко описываются используемые методики математической обработки и анализа данных (по возможности приводятся точные формулы) со ссылками на соответствующие литературные источники (справочники, таблицы, учебники и пр.), а также на используемые компьютерные программы. Особое внимание необходимо уделить этике научного исследования и сохранения авторских прав разработчиков соответствующих программных продуктов, для чего при ссылке на программный пакет рекомендуется указывать факт наличия соответствующей лицензии и ее номер; напоминаем, что за нелегальное использование компьютерных программных средств студент и/или руководитель- данной-- учебной-, организации- несут- ответственность- по действующему законодательству: статья 272 действующего УК РФ "Неправомерный доступ к компьютерной информации"; закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; закон РФ от 9.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19.06.1995). В целом данный раздел очень важен, поскольку он должен дать читателю по возможности более полную информацию, необходимую как для проверки достоверности и надежности полученных результатов, так и для их интерпретации, которая может отличаться от авторской, но иметь большое значение для развития научных представлений и перспектив использования полученных данных.

7. Результаты (общий объем не более 1/3 всего объема работы, т.е. оптимально порядка 10-25 стр.). В данном разделе подробно описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности. Изложение материала структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом. Приводимые данные (целесообразно обобщать их в виде схем, графиков и таблиц) должны доказывать или опровергать выдвинутые ранее гипотезы. На схемах и графиках (или в подписях к ним) необходимо подробно разъяснять все условные знаки и обозначения, что отложено по осям и т.п. Каждый график целесообразно дублировать (в приложении) таблицей с тем, чтобы дать возможность читателю, если его заинтересуют представленные данные, использовать их и для других целей, например, для проверки других зависимостей, не упомянутых в данном разделе. В целом данный раздел должен предоставить читателю исчерпывающую информацию обо всех выявленных в данной работе фактах и закономерностях и заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно главного тезиса, выносимого на защиту.

8. Обсуждение результатов (общий объем не более 1/3 всего объема работы, т.е. также порядка 10-25 стр.). Раздел содержит критический анализ полученных результатов в сопоставлении с другими (на основе анализа литературы) точками зрения и ранее известными фактами. Структурироваться данный раздел должен также на основе логики исследуемого предмета, обсуждать нужно все главные результаты и выявленные закономерности, в особенности те, которые выносятся в заключение в качестве выводов. В целом данный раздел должен предоставить читателю информацию о степени надежности сделанных в итоге выводов, согласованности полученных результатов с известными теориями и фактами, их научной новизне и перспективах применения (использования). Необходимо помнить, что главной целью любой научной работы является поиск истины и новых знаний, а не доказательство "любой ценой" выдвинутых гипотез. Отрицательный результат - тоже результат. Именно он чаще всего свидетельствует о непредвзятости и профессиональной научной компетентности автора.

9. Выводы (объем 0,5-1 стр.). В качестве выводов кратко (желательно в одном предложении) характеризуются самые главные результаты и выявленные закономерности; выводы должны соответствовать поставленным задачам и целям работы, главному тезису, выносимому на защиту. Большое число выводов или их чрезмерно подробное описание свидетельствует о неумении автора выделить главное в своих результатах. В необходимых случаях данный раздел может дополняться разделом "Заключение" (объем не более 1 стр.), в котором кратко подводятся итоги и намечаются перспективы дальнейшей работы.

10. Список литературы (объем зависит от количества цитированных источников). Целесообразно использовать тот же размер шрифта и межстрочных интервалов, как и в основном тексте; каждый источник описывается на отдельном абзаце. Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно было найти сам источник и в нем нужную информацию. С этой целью для каждого источника необходимо указать: фамилии и инициалы всех авторов, название работы, / название журнала, его выходные данные (том, номер и др.), // название сборника, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные, для всех источников место, издательство (для не периодических изданий) и год издания, страницы (если ссылаются на статью, главу в сборнике или на тезисы доклада, то указываются страницы начала и конца статьи, если же ссылаются на всю книгу или монографию целиком, то указывается общий объем страниц). Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках); порядок следования работ в списке литературы - по алфавиту на основании фамилии первого (или единственного) автора, если несколько источников одного автора, - то по фамилии следующего соавтора (если есть) или по дате издания.

11. Приложение (необязательный раздел, объем которого не входит в расчет общего объема работы). Если данный раздел есть, то он должен быть хорошо структурирован и оформлен. В начале приложения необходимо давать общий список всех приложений (рисунков, таблиц, протоколов и других материалов). Каждое приложение должно сопровождаться не только номером и названием, но и необходимыми комментариями (подписями), расшифровывающими абривиатуры. Читатель должен иметь всю необходимую информацию, чтобы разобраться в материалах приложения без обращения к основному тексту работы.


Главные критерии оценки научной работы студентов.

В связи с вышеизложенным, эксперты, оценивающие качество представленных на конкурс научных работ студентов, могут ориентироваться на следующие главные критерии:

1) Реальная научная новизна работы - учитываются содержание (суть) предложенного автором подхода, полученных результатов и обоснованность сделанных выводов, вклад автора в изучение данной проблемы исследования.

2) Оформление работы - учитывается, в какой степени автор сумел представить (выразить, донести) свое понимание проблемы исследования, полученные данные, согласованность собственных и литературных данных (например, если работа содержит более трех невыправленных опечаток, то это снижает оценку работы).

3) Трудоемкость - оценка реального объема проделанной работы (трудоемкость организации, методического обеспечения и проведения исследования).

4) Гармоничность (общая культура работы) - итоговая оценка того, в какой степени согласуются содержание и способ представления (оформление) в работе, согласования замысла и реализации, общее впечатление читателя о проделанной автором работе, показанных им умениях, знаниях и затраченных усилиях. В итоге оценивается научная позиция самого автора, как она проявляется в тексте: присутствие в его работе равновесия (гармонии) между заинтересованностью в доказательстве выдвинутых гипотез и непредвзятостью в оценке и интерпретациях полученных результатов.

Текст составлен А.В.Вартановым, И.Г.Кокуриной. 22.11.2000

Источник: http://jurqa.hut.ru/all.docs/g/a/lfjk0ac2.html

"ТАКАЯ СТРАННАЯ СУДЬБА ДИПЛОМА..."

Ранее и сейчас имеются многочисленные случаи, когда работы студентов, которые часто отличаются оригинальностью и новизной в своей области, используются без его ведома. Когда удивленный или возмущенный этим фактом студент поднимает вопрос о правомерности использования учебным заведением или каким-либо отдельным преподавателем его работы в своих целях, ему зачастую отвечают, что на его дипломную работу авторское право не распространяется. А посему студент не обладает правомочиями автора. Но так ли это?

С таким вопросом особенно часто обращаются студенты художественных учебных заведений, чьи картины используются в различных выставках без их ведома. Подробный перечень объектов авторского права указан в ст. 7 Закона РФ от 9 июля 1993 г. No. 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. от 16 июня 1995 г.). Познакомившись с ним, каждый студент теперь будет знать, подпадает ли его, например, дипломная работа как результат интеллектуальной деятельности под объект авторского права. Поэтому в качестве иллюстрации будем использовать именно эту конкретную ситуацию.

Итак, для получения ответа на поставленный вопрос необходимо исходить из следующих основных концептуальных положений авторского права Российской Федерации:

- обладателем авторского права может быть только физическое лицо;

- авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания, в связи с чем не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей;

- авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (ст. 14 Закона "Об авторском праве..."), в том числе и право на обнародование; данное положение применимо к студентам учебных заведений в силу ст. 6 ГК РФ (ч. 1) ("Применение гражданского законодательства по аналогии");

- лица, чей творческий труд нашел непосредственное отражение в конкретном произведении науки, литературы и искусства, являются соавторами, и право на использование данного произведения принадлежит им в равных частях совместно по закону, если иное не предусмотрено частной волей сторон (оформленной в договоре);

- имущественные авторские права (права на использование) служебного произведения принадлежат работодателю, если иное не оговорено в специальном договоре (презумпция работодателя); личные неимущественные права автора, в том числе право на обнародование, принадлежат автору и являются неотчуждаемыми (ст. 15 Закона "Об авторском праве...").

Учитывая вышесказанное, можно сделать некоторые выводы.

Исходя из того, что студент художественного заведения, выполняя дипломную работу под руководством научного руководителя (преподавателя), объективно создает произведение искусства, которое является объектом авторского права, то в силу ст. 9 Закона "Об авторском праве..." он автоматически приобретает личные неимущественные права автора: "права авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора и право на отзыв". Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Учитывая, что дипломная работа - произведение искусства создается в силу сложения творческого труда студента и его научного руководителя (преподавателя), личные неимущественные авторские права принадлежат также научному руководителю (преподавателю).

В связи с тем, что дипломная работа - произведение искусства создается в порядке служебных обязанностей (учебного плана, обязательного для исполнения студентом), имущественные авторские права принадлежат учебному заведению. Здесь необходимо отметить, что в силу норм трудового законодательства спорен вопрос, что отношения между студентом и учебным учреждением подпадают под действие КЗоТ РФ, а следовательно, является ли тогда дипломная работа служебным произведением? Но будем исходить из презумпции, что является.

Однако необходимо иметь в виду, что право на обнародование произведения (осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом) принадлежит исключительно автору (пп. 3 п. 1 ст. 15 Закона "Об авторском праве..."). Таким образом, без ведома студента какое-либо использование его дипломной работы - произведения искусства, где он выступает соавтором, является юридически невозможным.

Такой вывод может быть оспорен положениями п. п. 1 и 2 ст. 14 Закона "Об авторском праве...", устанавливающих "презумпцию работодателя": "Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное". Но в то же время правомерным будет утверждение, что использование служебного произведения без права его обнародования, которое относится к личным неимущественным авторским правам (ст. 15 Закона "Об авторском праве..."), юридически и практически невозможно. Иными словами, в данном Законе налицо конкуренция норм. Но исходя из положений п. 3 ст. 15 Закона "Об авторском праве...", что "личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения", утверждение о невозможности как-либо использовать служебное произведение без согласия студента является достаточно правомерным и обоснованным.

Обсуждая проблему использования служебных произведений, исполненных студентами в соответствии с учебным планом, необходимо учитывать сложившуюся практику. В настоящее время она полностью на стороне учебных заведений. Но нельзя исключать, что данная практика может быть оспорена в суде и изменена в пользу законом установленных норм.

Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.

Г.СЕЛИЦКИЙ
29.11.1999

Источник: http://www.copyright.ru, Российская газета № 3224 от 07.06.2003

Реферат вне закона

Роспатент предлагает ввести плату за цитирование
Евгений Авек

С распространением копировальных аппаратов появилась возможность не покупать понравившийся роман, а сделать себе копию, взяв книгу в библиотеке или у знакомого. Копирование той же книги в цифровом формате происходит быстро, дешево и без потери качества по сравнению с оригиналом.

Технологии, позволяющие хранить данные в цифровой форме, одновременно упрощают копирование и тиражирование авторских произведений, опубликованных в электронном виде. Поэтому защита авторских прав в "цифровую эпоху" становится особенно актуальным вопросом.

С точки зрения закона разницы между ксерокопией обычной книги и "пиратским" диском с ее электронной версией не существует. Обе копии являются нарушением авторских и имущественных прав автора и издателя книги.

Самым известным из новых законов, регулирующих вопросы авторского права в цифровую эпоху, является американский Digital Millennium Copyright Act (DMCA). Согласно DMCA, запрещается не только незаконное копирование авторских произведений в цифровой форме, но и создание средств для такого копирования, а также средств для преодоления защиты от копирования.

Российские регулирующие органы не остаются в стороне и готовят соответствующие поправки в национальное законодательство. Так, Роспатент - неожиданно выступил с законодательной инициативой в виде поправок к Закону "Об авторском праве и смежных правах".

Статья 19 Закона, которую решили актуализировать в Роспатенте, регулирует вопросы, совершенно не относящиеся к компетенции этого ведомства, - случаи законного безвозмездного использования авторских произведений без согласия правообладателей. Согласно закону это допустимо при цитировании в других авторских произведениях, научных работах, лекциях, статьях и т.п. Благодаря этой норме авторского права журналисты вольны приводить в своих статьях выдержки из чужих; студенты в курсовых работах - ссылаться на учебную литературу; научные работники на конференциях цитировать результаты исследований своих коллег и т.д.

В Роспатенте считают иначе. Согласно упомянутым поправкам, бесплатное цитирование произведений в цифровой форме следует взять под жесткий контроль. В частности, российским библиотекам следует разрешить "предоставление произведений, выраженных в цифровой форме, ...только в помещении библиотеки при условии исключения возможности создания копий произведений или их частей в цифровой форме", а воспроизведение таких произведений "с использованием телекоммуникационных средств... в учебных или научных целях... только при условии выплаты вознаграждения авторам и иным правообладателям".

Демонический образ библиотек как рассадника пиратства кисти законотворцев из Роспатента карикатурен. К услугам желающих обзавестись нелицензионной копией "Британики" или "Гаранта" существует Горбушка и подобные ей места.

Желание регулирующих органов защитить авторские права в цифровую эпоху понятно. Но, отвечая на вызовы времени запретами, чиновники лишь декларируют свою беспомощность и некомпетентность. Запрещать проще, чем контролировать, и в результате подобные попытки идти в ногу со временем обернутся для нашей страны дорогой в "каменный век".

3. Внимание: продолжается конкурс "Лучший рассказ о том, как вы писали и защищали свои работы":

Присылайте нам свои рассказы (всего будет принято 25 рассказов, все они публикуются на сайте со ссылкой на ваш сайт)

Рассказы с нашего Форума для студентов и студенточек:

Гость
Была у меня однажды проблема. На хороший диплом с прекрасной рецензией завкафедрой мой научный руководитель в отзыве написала что-то типа "темка-то раскрыта, но сам по себе рынок ценных бумаг не слишком интересен для его анализа, а стало быть, и тема эта выбрана студентом почти зря.".
Зачитывая такой отзыв, председатель комиссии (любящая рынок ценных бумаг, по-видимому, больше, чем мой рук-ль), выкатила глаза, недоуменно переводила их с меня на рук-ля диплома и обратно, плохо соображая, кто подобную ахинею (студент или рук-ль диплома) мог написать.
Посчитав, видно, что это мнение студента, вкатили мне трояк. И это при отличном дипломе, прекрасной рецензии, нормальной защите!!!
Совет: смотрите внимательнее, чего вам ваши руководители пишут. А то ведь после драки кулаками не машут

Гость
Да-а-а, не повезло... А мой руководитель диплома обсерчал, что я его с сентября не начала доставать. В итоге, когда я пришла в мае с готовой работой (защита была в июне), он сказал, что вообще меня до защиты не допустит, что диплом куплен, наверное, и нет там приложений за последние 100 лет... Так и не поняла до сих пор, что его так задело: то ли факт позднего обращения к нему, то ли денег хотел... Короче, все его доработки и требования были выполнены, но в рецензии он написал, что работа заслуживает только отметки "хорошо"...

Обсудить на форуме...

4. Еще темы с форума: Давайте знакомиться. Кто где учится?

LIra
Я учусь в ВЗФЭИ, на 4-м курсе, специальность "финансы и кредит". Кто тут есть еще из этого вуза?

Обсудить на форуме...

5. Бесплатный подбор материалов для студентов

Мы подбираем материалы при соблюдении следующих условий:
- материалы высылаются в течение 2 суток с момента поступления заявки;
- от одного студента рассматривается не более 1 заявки в сутки;
- студенты, приславшие свои авторские работы или разместившие ссылку на "Студенточку" на своем сайте, в соответствии со "Специальным предложением для владельцев сайтов", обслуживаются вне очереди;
- если вы забудете указать свой e-mail, то вы, естественно, ничего не получите.

ВНИМАНИЕ!!! Вы можете получить не просто бесплатные материалы, которы мы высылаем по вашим запросам, а АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНУЮ авторскую работу по вашей теме, которую мы напишем специально для вас в обмен на некоторые услуги. (подробнее)

АРХИВ № 3 (с 23-09-2003 до 03-11-2003) - готовится к публикации, за этот период мы разослали 303 подборки бесплатных материалов.

6. Деятельность плагиаторов - конфликт разрешен!

В прошлом выпуске мы рассказывали о том, что на сайте http://kursovik-diplom.boom.ru были использованы без разрешения наши материалы.

Сегодня - окончание истории.

Через несколько дней мы обнаружили что Анна, так и не ответив на наше письмо, втихую удалила запись в гостевой книге и так и не изменила позаимствованные тексты. Нам пришлось предпринимать следующие шаги по решению конфликтной ситуации.

Администрации boom.ru было отправлено письмо следующего содержания:

From: Гладышева Марина, администратор сайта http://studentochka.ru
[mailto:marina@studentochka.ru]
Sent: Thursday, October 30, 2003 7:31 AM
To: boom@corp.mail.ru
Subject: http://kursovik-diplom.boom.ru/ - претензии


На данном сайте были опубликованы материалы, взятые без моего согласия с
моего сайта studentochka.ru. В гостевой книге сайта и непосредственно его
автору на е-мэйл, были заявлены претензии следующего содержания:
_____________
Я утверждаю, что вы своровали мои тексты http://studentochka.ru/garant.html
и на их основе написали свой раздел "гарантии".
Это противоречит правилам перепечатки материалов моего сайта
http://studentochka.ru/copy.html, поэтому я требую немедленно
убрать сворованный текст. К вашему сведению:
http://studentochka.ru/editor_05.html "Нечистоплотные сайты: они воруют наши
тексты"
_________

Автор сайта http://kursovik-diplom.boom.ru/ не отвечает на мои письма,
удалила запись в гостевой (сегодня я опять ее оставила там), не выполняет
мое требование убрать сворованные материалы.

Я прошу администрацию http://www.boom.ru/ рассмотреть данную ситуацию и
воздействовать на нечистоплотного пользователя

Через сутки от администрации Boom.Mail.Ru пришло уведомление, что сайт http://kursovik-diplom.boom.ru удален, логин заблокирован. Что и требовалось доказать.

Марина Гладышева

7. Новости нашего сайта 23.10-03.11

03.11.2003.
1. В команде появились новые авторы Геннадий (программирование) и Виталий (ТЭО, Электроснабжение)
2. Успешно разрешен конфликт с перекопированием без разрешения наших текстов (http://kursovik-diplom.boom.ru). Сайт удален, логин заблокирован. Спасибо администрации boom.ru
3. Некорректное копирование материалов "Студенточки" - мы надеемся, что данные сайты исправят тексты в соответствии с нашими требованиями
4. Бесплатный подбор материалов для студентов: с 23 октября по 3 ноября было разослано 303 подборки.
5. Изменилась структура основного навигационного меню - теперь там остались только самые важные рубрики.
6. Обновлена статистика посещения сайта за последний месяц - к нам в день приходят более 600 человек!
7. Сны о чем-то большем. В.Ефимов - новая статья на нашем сайте. Нам нет необходимости мечтать о таких сотрудниках, какие описаны в статье, - они у нас есть. Мы советуем авторам, которые стремятся попасть к нам в команду, задуматься: сможете ли вы работать так же профессионально?
8. Открыт Форум для студентов и студенточек - мы приглашаем вас поучаствовать в обсуждениях или открыть новые темы, которые вас волнуют.
9. Рассылка: выпуск № 3 "Авторские права - авторы, соавторы, плагиат и иные вопросы при создании научных работ"
10. Открыта партнерская программа: вы можете сэкономить или заработать.
11. Блиц-конкурс: 6 дней, 6 вопросов, 6 бесплатных работ
12. Обновлено досье Лосевой Ирины

27.10.2003.
1. Студенточка рекомендует программу Финансовый анализ 3.0.
2. Студенточка рекомендует программу Финансовый анализ 3.0:
примеры графиков и таблиц

Мы с признательностью выслушаем ваши предложения о том, что вы хотели бы увидеть в нашей рассылке.

До встречи через неделю!

Свяжитесь со мной, если у вас есть вопросы

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Айгуль
Спасибо Вам огромное, Марина Михайловна!!! :) Вы - просто потрясающая!!! :* Я Вам очень очень благодарна! спасибо за все!