- Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.
- Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., 1988.
- "Вопросы философии", 1995, № 2-12.
- Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или "Не возводи дом свой на песке". "Вопросы философии", 1995, №12.
- Мигдал А.Б. Поиски истины. М., 1987.
- Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
- Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
- Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989.
- Скачков Ю.В. Полифункциональность науки. "Вопросы философии", 1995, №11.
- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Похожие книги - Г.И. Рузавин. Концепции современного естествознания. – М.: Проспект, 2013. – 288 с.
- Г.И. Рузавин. Концепции современного естествознания. – М.: Проспект, 2009. – 288 с.
- Г.И. Рузавин. Концепции современного естествознания. – М.: Проспект, 2010. – 288 с.
- И.Т. Касавин. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2000. – 320 с.
- Б.И. Спасский. История физики (комплект из 2 книг). – М.: Издательство МГУ, 1963. – 596 с.
- И.К. Антонова. Марксизм вне политики. Источники, генезис и структура работ Маркса и Энгельса по естествознанию. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 192 с.
- В.И. Тасалов. Искусство в системе Человек - Вселенная. Эстетика "антропного принципа" на стыках искусства, религии, естествознания. – М.: КомКнига, 2007. – 256 с.
- И.Н. Сачков. Электромагнетизм. Эффекты, история, парадигма. – М.: Красанд, 2010. – 208 с.
- И.Д. Менделеев. Метод математики. Логика и гносеология математических знаний. – М.: ЛКИ, 2011. – 152 с.
- Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 4. Современные проблемы теории познания, или Логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория). – М.: Либроком, 2013. – 304 с.
- Г.И. Челпанов. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Представление пространства с точки зрения психологии. – М.: Ленанд, 2014. – 408 с.
- Г.И. Челпанов. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Представление пространства с точки зрения гносеологии. – М.: Ленанд, 2014. – 440 с.
- В.И. Курашов. Начала философии науки. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2007. – 448 с.
- Г.И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 288 с.
- Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. В 6 книгах. Книга4. Современные проблемы теории познания, или логики разумного мышления (умозримый мир в себе и для нас, факты, проблема, понимание и объяснение, идея, интуиция, холия, гипотеза, теория). – М.: Либроком, 2015. – 304 с.
- И.Н. Сачков. Электромагнетизм. Эффекты, история, парадигма. – М.: Ленанд, 2015. – 208 с.
- Г.И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2016. – 288 с.
Описание предмета: «Естествознание»Естествознание - одна из древнейших областей человеческого знания о природе. Естествознанием называется раздел
науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. К современному
естествознанию относятся концепции, возникшие в 20 веке. Наука бурно прогрессирует, и научные открытия
совершаются на наших глазах. Как некогда Архимед, так и в наши дни американские учёные восклицают: «Эврика!»,
обнаружив последний, самый тяжёлый из кварков - частиц, из которых состоят все тела во Вселенной. А ещё совсем
недавно это была одна из научных гипотез.
Исторически первой естественнонаучной картиной мира Нового времени была механистическая картина, которая
напоминала часы: любое событие однозначно определяется начальными условиями, задаваемыми абсолютно точно. В
таком мире нет места случайности. Представление о Вселенной как о гигантской заводной игрушке преобладало в 17
- 18 в.в. Оно имело религиозную основу, поскольку сама наука вышла из недр христианства.
Механистическая картина мира основывалась на следующих принципах: 1) связь теории с практикой; 2) использование
математики; 3) эксперимент реальный и мысленный; 4) критический анализ и проверка данных; 5) главный вопрос:
как, а не почему; 6) нет «стрелы времени» (регулярность, детерминированность и обратимость траекторий).
Итак, можно выделить три картины мира: сущностную преднаучную, механическую, эволюционную. В современной
естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой картине присутствует человек и его мысль. Она
эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным.
В. Вернадский начинал свою реконструкцию единого процесса развития земной оболочки с момента, который отстоит
от сегодняшнего на 4, 5 миллиарда лет. Сегодня мы можем опереться на открытия последних десятилетий в
астрофизике, что позволит нам сдвинуть начало отсчёта на 1,5 - 2 десятка миллиардов лет.
Чтобы получить возможность дать единое синтетическое описание всего процесса самоорганизации материи, т.е.
эволюции нашей Вселенной, нельзя обойтись без двух предположений.
Во-первых, мы должны отметить тот факт, что действительно имеет место синергизм ( т.е. саморазвитие материи),
подчинённый действию определённых законов.
Во-вторых, необходимо некоторое предположение о «начале». У В. Вернадского этим началом было эмпирическое
обобщение: « жизнь на земле возникла». Это может быть или гипотеза общего взрыва, или нечто ей эквивалентное,
утверждающее возникновение Вселенной, т.е. момента начала единого процесса развития. Ориентировочно 20
миллиардов лет назад.
В результате эпохальных открытий перед исследователем разворачивается грандиозная панорама возникновения из
хаоса (т.е. мало-структурированного с нашей точки зрения, вещества) всё новые и новых образований,
взаимосвязанных систем разной временной и пространственной протяженности. Они всегда далеки от равновесия,
всегда квазистабильны и, разрушаясь, снова возвращаются в хаос, давая материал для развития квазистабильных
образований.
Таким образом, естествознание – это раздел науки изучающий природу и развитие нашей вселенной
Образцы работ
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы |