Описание предмета: «Естествознание»Естествознание - одна из древнейших областей человеческого знания о природе. Естествознанием называется раздел
науки, который изучает мир, как он есть, в его естественном состоянии, независимо от человека. К современному
естествознанию относятся концепции, возникшие в 20 веке. Наука бурно прогрессирует, и научные открытия
совершаются на наших глазах. Как некогда Архимед, так и в наши дни американские учёные восклицают: «Эврика!»,
обнаружив последний, самый тяжёлый из кварков - частиц, из которых состоят все тела во Вселенной. А ещё совсем
недавно это была одна из научных гипотез.
Исторически первой естественнонаучной картиной мира Нового времени была механистическая картина, которая
напоминала часы: любое событие однозначно определяется начальными условиями, задаваемыми абсолютно точно. В
таком мире нет места случайности. Представление о Вселенной как о гигантской заводной игрушке преобладало в 17
- 18 в.в. Оно имело религиозную основу, поскольку сама наука вышла из недр христианства.
Механистическая картина мира основывалась на следующих принципах: 1) связь теории с практикой; 2) использование
математики; 3) эксперимент реальный и мысленный; 4) критический анализ и проверка данных; 5) главный вопрос:
как, а не почему; 6) нет «стрелы времени» (регулярность, детерминированность и обратимость траекторий).
Итак, можно выделить три картины мира: сущностную преднаучную, механическую, эволюционную. В современной
естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой картине присутствует человек и его мысль. Она
эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным.
В. Вернадский начинал свою реконструкцию единого процесса развития земной оболочки с момента, который отстоит
от сегодняшнего на 4, 5 миллиарда лет. Сегодня мы можем опереться на открытия последних десятилетий в
астрофизике, что позволит нам сдвинуть начало отсчёта на 1,5 - 2 десятка миллиардов лет.
Чтобы получить возможность дать единое синтетическое описание всего процесса самоорганизации материи, т.е.
эволюции нашей Вселенной, нельзя обойтись без двух предположений.
Во-первых, мы должны отметить тот факт, что действительно имеет место синергизм ( т.е. саморазвитие материи),
подчинённый действию определённых законов.
Во-вторых, необходимо некоторое предположение о «начале». У В. Вернадского этим началом было эмпирическое
обобщение: « жизнь на земле возникла». Это может быть или гипотеза общего взрыва, или нечто ей эквивалентное,
утверждающее возникновение Вселенной, т.е. момента начала единого процесса развития. Ориентировочно 20
миллиардов лет назад.
В результате эпохальных открытий перед исследователем разворачивается грандиозная панорама возникновения из
хаоса (т.е. мало-структурированного с нашей точки зрения, вещества) всё новые и новых образований,
взаимосвязанных систем разной временной и пространственной протяженности. Они всегда далеки от равновесия,
всегда квазистабильны и, разрушаясь, снова возвращаются в хаос, давая материал для развития квазистабильных
образований.
Таким образом, естествознание – это раздел науки изучающий природу и развитие нашей вселенной
|