- А
- Аварии и катастрофы как система методологических ошибок
- Азбука выживания в экстремальных ситуациях
- Б
- Бактериологическое оружие. Инфекционные заболевания людей. Защита населения от бактериологического оружия
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность жизнедеятельности
- Безопасность жизнедеятельности в офисном помещении
- Безопасность трудовой деятельности специалиста отдела кадров
- В
- Военная (силовая) безопасность
- Д
- Действия органов управления и населения при пожарах и взрывах
- З
- Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях
- Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- К
- Классификация наводнений и действия органов управления и населения и способы защиты
- Классификация чрезвычайных ситуаций мирного времени
- М
- Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях
- Н
- Нормализация условий труда при выполнении работ
- О
- Общие санитарно-гигиенические требования к устройству промышленных предприятий/ Ультрафиолетовое излучение и защита от него
- Определение и осуществление режимов радиационной и химической защиты персонала объектов экономики и населения
- Основные вредные и опасные производственные факторы
- Отличие атомного от термоядерного оружия
- П
- Пожарная сигнализация нефтегазовых объектов
- Пожарная сигнализация нефтегазовых объектов
- Понятие режима труда и отдыха, общие требования к его разработке
- Порядок подготовки населения к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера
- Промышленные противогазы и респираторы. Назначение, характеристика, порядок применения
- Психология взаимоотношений в воинских коллективах
- Р
- Решение проблемы утилизации отходов производств с целью улучшения условий труда
- С
- Световое излучение и его характеристики
- Системный анализ опасности
- Состояние и развитие нормативных положений об охране труда и технике безопасности
- Спасательные работы на канатных дорогах
- Спасательные работы на канатных дорогах
- Суд над алкоголем
- Суд над алкоголем
- Ф
- Факторы опасности, меры предупреждения и действия населения при оползнях, селях, обвалах, лавинах, метелях, засухе и сильной жаре
- Ч
- Чернобыль. могло ли не быть катастрофы?
- Чрезвычайные ситуации мирного времени, их характеристика и классификация
- Чрезвычайные ситуации мирного времени, их характеристика и классификация
- Э
- Экологические последствия радиационных аварий
- Экология и безопасность: анализ условий труда, устойчивость производства в чрезвычайных ситуациях, охрана окружающей среды
- Электробезопасность при работе на компьютере
- Я
- Ядерная угроза
Описание предмета: «Безопасность жизнедеятельности»Безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью
исключено причинение вреда существованию человека.
Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности
людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской,
жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.
Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических,
электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий.
Повреждения организма могут возникать сразу после воздействия или спустя определенное время после него.
С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с
развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.
Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей
среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних – «синдром компьютерного зрения»),
происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых «дыр» и т.д.
Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и
окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.
Опасности, создаваемые человеком, весьма разнообразны. Войны, преступления, проституция, наркомания, СПИД,
голод, нищета, бескультурье – эти и другие пороки человеческого общества являются социальными опасностями.
Таким образом, опасности окружающего нас мира условно разделены на три четко выраженные группы: природные,
техногенные, социальные.
Какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы,
представляющие для него угрозу. Это потенциальные (возможные) опасности. Постоянное наличие вокруг человека
потенциальных опасностей (улица, транспорт и пр.) как в быту, так и на рабочем месте, вовсе не значит, что
какое-то несчастье обязательно произойдет. Для этого необходимы определенные условия – причины.
Некоторые опасности не зависят от деятельности человека, появляются внезапно, не оставляя времени на раздумья,
на спасение (аварии на транспорте, взрывы, землетрясения, ураганы и т.д.).
Для конца двадцатого века и начала двадцать первого характерно нарастание как экологических, так и иных
катастроф. Поэтому людям надо прислушиваться к мнению ученых и организаций, заранее прогнозирующих различного
рода бедствия и катастрофы.
Каждый человек должен предвидеть опасности и готовиться к ним заранее, быть готовым противостоять любой
опасности и соблюдать основные правила безопасности жизнедеятельности:
- Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.
- Знать об окружающих нас опасностях и собственных возможностях.
- При необходимости быстро и грамотно действовать.
Главная задача возникшего научного направления «Безопасность жизнедеятельности» – анализ источников и причин
возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия на человека и среду обитания.
Как наука БЖД находится в стадии формирования. Опирается на научные достижения и практические разработки в
области охраны труда, охраны окружающей среды, на достижения в профилактической медицине, основывается на
законах и подзаконных актах.
Задачи науки БЖД сводятся к идентификации опасностей техносферы, разработке и использованию средств защиты от
опасностей, их непрерывному контролю и мониторингу в техносфере, обучению работающих и населения основам защиты
от опасностей, разработке мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
Цель БЖД как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техносфере, защита его от опасностей техногенного,
антропогенного, естественного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.
Таким образом научные и практические знания, изложенные в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»,
позволяют минимизировать ошибочные действия людей, сделать техносферу комфортной, ограничить в ней опасности
допустимыми пределами и устранить ее негативное воздействие на биосферу. [Белов С.В., Девисилов В.А. и др.
Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2002.]
|