Описание предмета: «Международный менеджмент»Характерные черты, стадии и парадигмы международного менеджмента
Характерные для международного менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и
организационно- технический аспекты.
Содержание экономического аспекта включает управление процессом международного производства, в ходе которого
достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей,
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству
усилиями всего персонала компании (система власти, социальная функция (культура, традиции, ценности, обычаи
общества)).
Правовой аспект международного менеджмента отражает структуру государственных политических и экономических
институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.
Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания компании, заключения контрактов,
промышленной собственности, а также государственное регулирование международного бизнеса, включающее
антитрестовое законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.
Организационно-технический аспект международного менеджмента включает рациональную оценку ситуации и
систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач,
упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за
действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту
работу.
Международный менеджмент в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три
стадии: стратегическое управление, оперативное управление, контроль.
Стратегическое управление включает:
• выработку цели международного менеджмента;
• прогнозирование;
• перспективное планирование.
Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на:
• организацию, как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;
• руководство, как распорядительство (мотивация) в условиях созданной
структуры.
Контроль включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла
управления.
Эффективный международный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство
экономического, правового, организационно-технического и социально-психологического аспектов
управления.
Наиболее полно реализация этого единства осуществляется в тройственной системе обменов в каналах коммуникаций
международного менеджмента, придающая интернациональный характер ресурсам управления, производственным факторам
и управленческой информации международной компании. Все составные части управленческого канала имеют дуплексный
характер. Это связано с тем, что международная компания модифицирует свои управленческие решения, с одной
стороны, на совокупность бизнес - единиц, функционирующих в рамках завоеванного экономического пространства; с
другой стороны, на те корпоративные структуры международного бизнеса, интересы которых совпадают в переплетении
и реализации стратегических управленческих решений на мировых рынках. С полным основанием можно говорить об
интернационализации процесса по принятию управленческого решения, приобретенного при работе как на выбранном,
так и на международном рынках, и модифицировании менталитета и профессионального опыта менеджмента всех
заинтересованных международных компаний и тех из них, которые в условиях международной конкуренции вынуждены
изучать и внедрять инновационные управленческие технологии в свою практическую деятельность. В рамках практики
международного менеджмента происходит ускоренная адаптация международной компании к новой парадигме
управленческого решения. Такая адаптация - это проявление предшествующих управленческих решений, всесторонний
анализ их конкурентоспособности, что символизирует общий опыт совместного бизнеса, а также является средством
обеспечения бизнеса в будущем. Компания, вовлеченная в международный менеджмент, быстрее других предрасположена
к системному мышлению, которое характерно для современных передовых компаний.
Рассматривая важнейшие конкурентные преимущества компании, которые могут быть решающими для ведения ею
международного бизнеса, необходимо выделить те, которые относятся к управлению в контексте международного
менеджмента:
• ориентация компании на спрос и потребности рынка, организацию производства тех видов продукции, которые могут
принести компании намечаемую прибыль;
• постоянное стремление к повышению эффективности производства; хозяйственную самостоятельность;
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
• выявление конечного результата деятельности компании или ее хозяйственных самостоятельных подразделений на
рынке в процессе обмена;
• использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии решений.
Эти характеристики управления являются базовыми для интеграции компании в международный бизнес. Именно они
являются первичной компонентой международного менеджмента.
Наряду с этим следует учитывать, что международный менеджмент - понятие собирательное и представляет собой
совокупность теоретических положений, которые будут использованы в прикладном назначении. Они превращаются в
действующие технологии практиков, использующих международный менеджмент. В связи с этим необходимо провести
анализ и сравнить ряд парадигм международного менеджмента для лучшего применения этой теории -применительно к
процессу осуществления международного бизнеса.
Во-первых, парадигма геобизнеса, которая включает в себя все, что может повлиять на ход интернационализации
компании как внутри, так и вне ее, как в своей стране, так и за границей, включая специфическое международное
регулирование бизнеса и международные институты и системы.
Во-вторых, парадигма взаимодействия, которая основана на следующих допущениях:
• менеджеры головной и дочерних компаний являются активными участниками принятия управленческих решений и на их
основе проведения в жизнь коммерческих сделок;
• отношения между ними являются долгосрочными и компетентными;
• связи между ними часто становятся институциональными. В-третьих, парадигма международных рыночных сетей,
которая предполагает:
• международную экспансию (позиционирование своего управленческого влияния в сетях определенных стран);
• дальнейшее развитие позиций в сетях (проникновение);
• увеличение координации между позициями компании в сетях, основанных в различных странах (международная
интеграция). Таким образом, процесс проникновения компании в сферу международного бизнеса сводится:
1) к включению компаний в существующие в зарубежных странах
национальные управленческие сети;
2) и/или созданию собственной международной управленческой сети (через механизм стратегических альянсов);
3) или подключению к уже существующей управленческой сети (добровольно став объектом иностранной активизации).
Следовательно, существует определенная систематизация в рамках парадигм международного менеджмента
закономерностей проникновения компаний в сферу международного бизнеса (ее интернационализации), что позволяет
установить роль международного менеджмента в этих сложных процессах.
|