Описание предмета: «Методология науки»Методология (от метод и ...логия) – учение о структуре, логической организации, методах и средствах
деятельности.
Методология науки – учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
Наука – это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.
Знание – главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный
стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки,
методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и
источником нравственных ценностей.
Хотя наука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Истинное
знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной
жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не
является главной, определяющей целью этих сфер деятельности (в искусстве, например, такой главной целью
являются новые художественные ценности, в инженерном деле – технологии, изобретения, в экономике –
эффективность и т.д.).
Важно подчеркнуть, что определение «ненаучный» не предполагает негативную оценку. Научная деятельность
специфична. Другие сферы деятельности человека – обыденная жизнь, искусство, экономика, политика и др. – имеют
каждая свое предназначение, свои цели. Роль науки в жизни общества растет, но научное обоснование не всегда и
не везде возможно и уместно.
История науки показывает, что научное знание не всегда является истинным. Понятие «научный» часто применяется в
ситуациях, которые не гарантируют получение истинных знаний, особенно когда речь идет о теориях. Многие научные
теории были опровергнуты. Иногда утверждают (например, Карл Поппер), что любое теоретическое высказывание
всегда имеет шанс быть опровергнутым в будущем.
Наука не признает паранаучные концепции – астрологию, парапсихологию, уфологию и т.п. Она не признает эти
концепции не потому, что не хочет, а потому, что не может, поскольку, по выражению Т.Гексли, «принимая
что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство». А никаких достоверных, точно установленных фактов в таких
концепциях нет. Возможны случайные совпадения.
По поводу такого рода проблем Ф.Бэкон писал так: «И потому правильно ответил тот, который, когда ему показали
выставленное в храме изображение спасшихся от кораблекрушения принесением обета и при этом добивались ответа,
признает ли теперь он могущество богов, спросил в свою очередь: „А где изображение тех, кто погиб после того,
как принес обет?» Таково основание почти всех суеверий – в астрологии, в повериях, в предсказаниях и тому
подобном. Люди услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания
проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще».
Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией.
До недавнего времени наука была свободной деятельностью отдельных ученых. Она не была профессией и никак
специально не финансировалась. Как правило, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской
работы в университетах. Однако сегодня ученый – это особая профессия. В XX веке появилось понятие «научный
работник». Сейчас в мире около 5 млн. людей профессионально занимаются наукой.
Для развития науки характерны противостояние различных направлений. Новые идеи и теории утверждаются в
напряженной борьбе. М.Планк сказал по этому поводу: «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их
противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно
вымирают, а подрастающее поколение усваивают истину сразу».
|